Новости

Политика Правительства в отношении автопроизводителей экономически неверна

14 июля 2009
≈ 8 минут
28 просмотров

Последние события в жизни двух автомобильных компаний — GM в Америке и ГАЗа в России — подчеркнули разницу в подходе правительств двух стран к проблемам, вызванным экономическим кризисом. Американское правительство действовало решительно: прежние собственники GM лишились всего, кредиторы получили то, что можно было получить, и вот на прошлой неделе GM вышла из процедуры банкротства. У фирмы, не отягощенной долгами, есть шанс на равных конкурировать на очень сложном автомобильном рынке.

Российское правительство не смогло осуществить первую же необходимую операцию — забрать ГАЗ у собственника, проследив, чтобы он не вывел оттуда активы. (Судя по всему, собственнику удалось сохранить контроль.) Вместо списания долгов предприятию предоставлены госгарантии по новым долгам.

Ситуация, в которой какое-то предприятие не может расплатиться с долгами, но его собственник не меняется, всегда неэффективна. Если так произошло, значит, кто-то — судьи, судебные исполнители, политики, ответственные за действия исполнительной власти, — свою функцию не выполнил. В эффективно работающей экономике предприятие может перейти в руки кредитора или того, кто в состоянии расплатиться с кредитором. Вопрос о судьбе менеджеров должен решаться новыми собственниками: можно представить себе обстоятельства, в которых новый собственник захочет сохранить прежних руководителей. Конечно, эта логика неприменима к предприятиям, целиком или частично находящимся в государственной собственности. Здесь практически всегда есть возможность расплатиться с кредиторами с помощью бюджетных средств. Стимулы у менеджеров в такой ситуации хуже, чем в частной фирме, — именно поэтому на предприятиях, находящихся в госсобственности, вливание дополнительных средств должно всегда сопровождаться увольнением топ-менеджеров. Без этого простого правила (а у нас его выполнение пока не наблюдается) государственные гарантии, в сущности, еще более неэффективная форма поддержки предприятия, чем безвозвратная субсидия. В случае субсидии, после того как она получена, стимулы у менеджеров относительно правильные. Госгарантии — прямое приглашение к неоправданно рискованным проектам (если бы риск был оправдан, разве понадобились бы госгарантии?) и неоптимальному приложению усилий.

Можно уверенно сказать, что пока политика правительства по отношению к предприятиям-банкротам целиком определяется политическими связями их владельцев, а не интересами экономики. История с ГАЗом, так же как и еще более печальная история «АвтоВАЗа», — лишь новые примеры тому. Пока значительная часть мировой экономики находится в рецессии, наш собственный спад — пусть один из самых глубоких в мире — не слишком бросается в глаза. Но как только те страны, в которых институты и правительство выполняют свой долг, начнут выходить из кризиса, станет видно, что от нашего правительства нужно было требовать большего.

Автор: Константин Сонин, Профессор Российской экономической школы

Источник: Ведомости
Опрос
Нужно ли ввести штраф в размере 300 тысяч рублей для тех, кто не пропускает скорую помощь?
Да
Нет
51 комментарий
ПДД онлайн Билет 33, вопрос 20
Как влияет алкоголь на время реакции водителя?
Алкоголь на время реакции не влияет.
Время реакции увеличивается.
Время реакции уменьшается.
Ответить