Новости

Почему во время войны советские машины оказались лучше немецких

12 мая 2010
≈ 31 минута
89 просмотров

Вспомнить об автомобилях великой Победы и рассказать об этом на радио «Комсомольская правда» (97,2 FM в столице) мы пригласили реставратора, коллекционера и энтузиаста изучения истории автомобильного дела Сергея Симонова.

- Сергей, актуальность разговора об автомобилях времен великой Отечественной в преддверии Дня Победы всем понятна. А в России сейчас вообще есть интерес к автомобильной истории?

- Интерес к автомобильной истории сейчас на подъеме. Появилась культура изучения автомобилизма. Раньше в нашей стране ее не было, а сейчас появилось очень большое количество людей, увлеченных автомобильной историей. И очень большое количество людей увлекается историей именно советских автомобилей. То есть, до нашей страны это дошло. То, что в Германии, да и вообще во всем мире, зародилось где-то на рубеже 60-70-х годов, у нас сейчас, я бы сказал, развивается семимильными шагами в плане появления увлеченных людей и роста объема их знаний, даже в сравнении с теми же 60-70-ми годами за границей.

В преддверии великого праздника это особенно актуально, потому что и очень большое количество реконструкций намечается, и очень большое количество выездов, парадов. Практически в каждом городе Московской области будут какие-то заезды, очень большое количество людей частным образом будет выезжать на своих машинах времен войны. Я вот с дочкой планирую выехать 9 Мая и прокатиться на советском внедорожнике ГАЗ-67, мы специально подготовили военную форму офицера и медицинской сестры, будем кататься по городу.

http://img.autorambler.ru/images/journal/af846852328d57828b5fd1854d84beff
ГАЗ-67 - один из первых отечественных внедорожников, появился в 1943 году.

- А тот ГАЗ-ММ, который вы показывали в не до конца завершенном виде на недавней Олдтаймер-галерее Ильи Сорокина, он доведен до окончательного состояния или еще в работе?

- Нам не хватило буквально пары недель. И, проанализировав, чем пожертвовать – участием в пробеге, посвященному 9 мая или качеством реставрационных работ, мы все-таки выбрали качеством не жертвовать. Поэтому мы решили на 9 мая не выкатывать эту машину, а сделать ее до конца.

- А можно рассказать об этом автомобиле? Этот же автомобиль времен войны, да?

- Да, конечно. Знаменитая «полутрорка» - изначально ГАЗ-АА – это точная копия автомобиля «Форд-АА», там практически стопроцентная взаимозаменяемость деталей.

http://img.autorambler.ru/images/journal/000355121e755a2926f46501346f3877
ГАЗ-АА - заслуженный ветеран войны.

- То есть, «полуторка» – это не изобретение отечественного автопрома, это заимствованный автомобиль?

- Я бы даже сказал, что все началось с конвейерной отверточной сборки: вначале нам привозили комплекты под сборку с завода «Форда», и даже поначалу это выпускалось под брендом Ford. Дальше (это входило в условия контракта с заводом «Форд») нам начали завозить оборудование, монтировать это оборудование и, по мере налаживания производства собственных запчастей и деталей, уже началось производство собственных автомобилей. Cначала под брендом НАЗ (Нижегородский автомобильный завод), далее - ГАЗ (Горьковской автомобильный завод). Так что ГАЗ-АА – это точная копия. До 1936 года этот автомобиль выпускался под аббревиатурой АА, дальше, в 1936 году, когда наш автопром снял с производства автомобиль ГАЗ-А – легковую версию – и запустил ГАЗ-М1 («эмку»), произошло обновление двигателя. Добавили бензонасос для подачи топлива в двигатель, потому что у «эмки» бензобак уже располагался ниже уровня карбюратора, бензин нужно было закачивать, в отличие от ГАЗ-А, где он шел самотеком из бака, который располагался под лобовым стеклом. Вот, на «полуторку» стали ставить этот мотор, и она получила аббревиатуру «ММ» – модернизированная.

До 1943 года она выпускалась только лишь с незначительными изменениями: там были доработки по шасси, добавили заднюю поперечину на раму, которой не было в фордовском исполнении, переделали устройство фаркопа - таких незначительных изменений было достаточно много. Но в 1943 году завод попал под бомбежку, и было разрушено несколько цехов, в том числе и цех, который выпускал заднюю стенку кабины, крылья и двери. А так как фронту нужны были автомобили бесперебойно, была сделана «лайтовая» (как сейчас бы сказали) версия: вместо дверей были поставлены загородительные фанерки, частично закрывающие дверной проем, двери выполнялись в форме сшитого брезентового полотна с окошечками, и вместо задней стенки поставили деревянный щит до пояса, а верхнюю часть задней стенки сделали из брезента. И крышу кабины тоже сделали из брезента. И в такой версии машина выпускалась до середины 1945 года. Только после войны уже возобновили штамповку дверей, но заднюю стенку не вернули, и крылья так до конца (до 1954 года) выпускались угловатыми из гнутого железа.

- Выходит, причина того, что знаменитая наша «полуторка» была деревянно-брезентовой и с квадратными крыльями – в том, что завод разбомбили?! Это не сознательное удешевление?

- Да, можно было бы восстановить эти штампы, но, другое дело, что это не было нужно. Когда уже не стало штампов на крылья, никто не стал закладывать деньги для того, чтобы восстановить эти штампы. И опять же, в блокадном Ленинграде водители снимали с довоенных «полуторок» двери, потому что в случае пролома льда на «Дороге жизни» без дверей было проще покинуть машину.

Вообще, водители любили эту машину, она летом в жару позволяла снять тент и не париться в духоте в кабине. А зимой просто надевали побольше вещей на себя.

- А про какие еще легендарные машины времен Великой Отечественной можно рассказать? Может, не обязательно о советских автомобилях: о союзнических, о трофейных автомобилях…

- Мое глубокое убеждение таково, что автомобиль эпохи Второй мировой войны, который принимал участие в боевых действиях, это уже автомобиль-легенда. Потому что условия, конечно, были адские. И наши машины работали на немцев, и немецкие машины работали на нашу армию. Потому что разведчикам нужно было на чем-то ездить в разведку, и для данных задач использовалась техника противоположной стороны.

- Трофейная?

- Да. Любая машина – это уже легенда, и любая машина заслуживает уважения. И американские машины, которые по «Лендлизу» поставляли сюда, и французские машины, которые были захвачены вначале немецкой армией и работали на немецкую армию, а потом попадали в парк наших частей. Все машины прошли суровые испытания, и это всем автомобильным конструкторам дало огромную почву для размышления, как после войны проектировать автомобили.

- А все ли прошли с честью эти испытания? Немецкий тягач «Хорьх-901», например, оказался слишком прихотливым, слишком нежным, ну и просто не выдержал суровые российские условия на тот момент. Он оказался, пожалуй, худшей машиной времен войны.

- Ну, я бы не сказал, что он оказался худшей машиной времен войны. Понимаете, каждая машина создана для каких-то определенных условий. Понятно, когда «Хорьх» разрабатывали, никто не подразумевал, что придется в него заливать воду из болота или масло, процеженное через женский чулок. Это изначально более технологичная машина, более глубоко проработанная машина, соответственно, и более технически сложная.

Чем завоевала славу наша «полуторка»? Что такое двигатель «полуторки»? Это модернизированный двигатель еще от «Форд-Т». На «Форд-Т» не было водяной помпы вообще, там было термосифонное охлаждение. И в модернизированном моторе «полуторки» в случае выхода из строя помпы деревянным чопиком забивалось отверстие под помпу, и дальше этот мотор продолжал работать по принципу термосифона. А на «Хорьхе» изначально рассчитывали, что у машины водяная помпа будет работать под определенным давлением, будет циркуляция охлаждающей жидкости. Поэтому, когда выходила из строя помпа, машина вставала. Соответственно и бензонасос, который должен был подавать топливо. На «полуторке» его просто не было. Это еще один нюанс, который не мог в случае отказа вывести машину из строя.

А немцы об этом не думали. Ввидимо, более высокая техническая культура их конструкторов не подразумевала, что автомобиль должен работать совсем без обслуживания. А у нас не было сервисных центров, наше правительство и все технические университеты изначально выбирали самый-самый неприхотливый автомобиль, самый примитивный, который можно чинить в полевых условиях. Собственно, поэтому «полуторка» так безупречно себя и показала.

- И, отчасти, поэтому мы победили?!

- Да, действительно, отчасти поэтому мы и победили. Потому что простреленная коробка передач «Майбаха», которая стояла на немецком полугусеничном тягаче, была полуавтоматическая - с гидравлическими насосами, гидравлическими переключениями передач. И понятно, если эта система не получала нужного давления, она уже не работала. А в нашей машине пробитый корпус КПП можно было глиной залепить, сделать бандажик из гипсового бинта, обмотать это все чем-то, залить масла, взять с собой запас этого масла на долив, и она продолжит ехать!

- Мне интересно, вот эта расстановка сил: высокотехнологичной машины со стороны Германии и совсем простые механизмы с нашей стороны – это чья-то воля, или это просто так сложилось? Вот мы отставали в тот момент в технологическом развитии и это, по такой странной иронии судьбы, сыграло нам на руку? Или, наоборот, немцы делали ставку на свою более совершенную технику, но немного не рассчитали погодных условий, что ли, условий местности… А мы знали нашу местность, мы знали наших людей, которые с этими машинами работают, и поэтому максимально все упрощали?

- Вы знаете, ведь немцы были родоначальниками машин изначально. Французы и немцы – это две основные страны, которые произвели автомобиль на свет. Просто к моменту Второй мировой войны немцы нас очень серьезно опережали в техническом отношении. А наш автопром зародился только на чале 30-х годов. И, когда выбиралась техника, которую нужно начинать производить в нашей стране, изначально взяли за образец самое примитивное, самое простое средство передвижения, которое проще всего производить и дешевле обслуживать.

- Сергей, война же велась не только на полях сражений вдоль линии фронта, война велась и в тылу врага. В частности, все жители нашей страны знают «Мерседес», на котором ездил Штирлиц. Расскажите об этой машине.

- Да, я этой машиной заболел, еще когда учился во втором классе. Сейчас у меня есть такая машина, она сохранилась хорошо, частично даже в заводской краске. Со школы я болел этой машиной, и потом удалось ее все-таки найти. И я сейчас ее реставрирую. Это легендарный в нашей стране «Мерседес-230». Стал таким благодаря киногерою Вячеслава Тихонова… Несмотря на то, что Юлиан Семенов «прописал» штандартенфюрера Штирлица на «Хорьхе», во время съемок использовали «Мерседес».

http://img.autorambler.ru/images/journal/295e1618fe3fc0847ecf898950514a0e
Mercedes-Benz 230.

Это автомобиль среднего класса. Если брать по статусу чинов, машина майора или подполковника. Для лейтенанта эта машина была слишком велика. А полковничий уровень уже подразумевал автомобиль более высокого ранга. Уже в конце войны и после победы и советские офицеры смогли оценить качество трофейных машин.

Это далеко не самый примитивный автомобиль. Машина именно стандартного среднего класса, очень технологичная и с совершенно бешеной надежностью. Когда мы на моей машине восстанавливали конструкцию шасси, чтобы вернуть вместо установленного там волговского мотора оригинальный двигатель, доваривали удаленные части рамы. Вот когда двигатель установили, зазор между поперечинами рамы и двигателя составил всего 4 мм. То есть, уровень технологичности немецкого производства уже тогда позволял рассчитать все без «запасов». В наших машинах все подобные зазоры долго измерялись не миллиметрами, а сантиметрами. Но, повторяю, именно простота конструкции и неприхотливость наших машин на войне оказалась спасительной.

КСТАТИ

Знаменитые «полутрорки» сыграли исключительно важную роль в Великой отечественной войне. Во время блокады Ленинграда, обеспечивая связь осажденного города с внешним миром, «полутрорки» прошли по знаменитой «Дороге жизни» в общей сложности более 40 млн км, эвакуировали более полумиллиона человек, доставили более 270 тыс. т продовольствия и фуража, 32 тыс. т боеприпасов и вооружения.

В память об этом Горьковский автомобильный завод выпустил 24 копии знаменитой полуторки ГАЗ-АА, а также два легковых автомобиля «Волга» с кузовом «кабриолет», специально для Парада Победы, который пройдет 9 мая 2010 года в Нижнем Новгороде.

Это не раставрация - стилизованные под старину автомобили созданы Центром спецтехники Горьковского автозавода на базе грузовиков ГАЗ-3307. Техника лишь визуально идентична легендарным машинам времен Великой отечественной войны: автомобили окрашены в защитные цвета и оборудованы характерной радиаторной решеткой. К выполнению этого заказа ГАЗ приступил в середине февраля 2010 года, а в предпраздничные дни «полуторки» ждут начала Парада Победы на территории нижегородского кремля. Увы, по окончании парада машины вернутся на завод, где их переоборудуют в обычные грузовики.

Андрей ГРЕЧАННИК

Источник: KP-AVTO.RU
Опрос
Стоит ли досрочно пускать за руль лишенных прав водителей?
Да
Нет
6 комментариев
ПДД онлайн Билет 21, вопрос 7
Такой сигнал рукой, подаваемый водителем легкового автомобиля, информирует Вас:
О его намерении остановиться и уступить дорогу грузовому автомобилю.
Об опасности, которая может возникнуть для Вас на перекрестке.
О его намерении повернуть налево или выполнить разворот.
Ответить