Новости

Почему в России дорожает бензин

20 августа 2009
≈ 7 минут
31 просмотр

Заочная полемика Вадима Новикова с ФАС («Порочный круг», «Ведомости» от 14.08.2009) по вопросу монополизма на рынке нефтепродуктов заставляет прояснить ряд моментов, которые могут и не быть понятны неспециалисту. Речь о давнем споре о том, что является причиной роста цен на бензин — монополии или объективные обстоятельства, например мировые цены на нефть.

По данным Росстата, в 2002-2008 гг. розничные цены на бензин Аи-95 выросли на 249,3%. Это опережает прирост потребительских цен (220,7%), цен на продовольственные (220,4%) и непродовольственные (168,7%) товары. Теория о том, что такой рост обусловлен корреляцией с мировыми ценами на нефть, выглядит привлекательно — раз нефть и продукты ее переработки можно вывезти, внутренние цены на них, по идее, должны стремиться к уровню мировых.

На практике же для экспорта существуют ограничения как технологические и инфраструктурные, так и спросовые — далеко не на всех НПЗ можно перерабатывать сернистую Urals, а российские нефтепродукты в Европе вообще не потребляют из-за низкого качества: их отправляют на вторичную переработку на европейские НПЗ, лишь часть из которых может работать с российскими полуфабрикатами. Возможность полностью вывезти всю российскую нефть и все нефтепродукты за рубеж существует, таким образом, только в теории. Значит, в реальности зависимость внутренних цен от мирового рынка ограничена — они определяются и другими факторами.

Прежде всего монополизмом розничных торговцев бензином. Это они, рассказывая нам о «связи с мировыми ценами», так и не снизили цены на бензин вслед за крупным падением цен на Urals ни во второй половине 2006 г., ни за последний год — по данным Росстата, цены на Аи-92 в июне 2009 г. снизились всего на 15,6% к июню 2008 г., на Аи-95 — на 13,3%. В США снижение цен на бензин к июлю 2008 г. достигало в декабре 55%, чего у нас не было и в помине.

Защитники российских бензиновых монополистов пытаются переводить российские цены в доллары (хотя не очень понятно, какой в этом смысл), призывая себе на помощь падение курса рубля и дорисовывая лишние проценты падения. Но вот другая статистика, которая не требует поправок на инфляцию или учета курсовых разниц: соотношение розничных и оптовых цен на бензин Аи-95 в России с 2003 по 2008 г. выросло с 1,36 до 1,89 (в США — снизилось с 1,9 до 1,4). Это принято объяснять топливным акцизом, однако его доля в розничных ценах невелика и снижалась с 24% в 2003 г. до 16% в 2008 г. Такая высокая розничная маржа — уникальное явление.

Монополизм на российском рынке нефтепродуктов способствует и завышенному уровню цен, и ускоренному их росту, и сохранению высоких цен при наличии объективных условий для их снижения. Вместо того чтобы изобретать объяснения, отрицающие наличие монополизма, лучше подумать над тем, как наиболее цивилизованно с ним бороться.

Текст: Владимир Милов, политик

Источник: Ведомости
Опрос
Стоит ли досрочно пускать за руль лишенных прав водителей?
Да
Нет
2 комментария
ПДД онлайн Билет 4, вопрос 12
Кто из водителей нарушил правила стоянки?
Только водитель автомобиля.
Только водитель мотоцикла.
Никто не нарушил.
Оба нарушили.
Ответить