Новости

Откуда у вазовской «копейки» родственники-суперкары

12 августа, 12:00
≈ 15 минут
8 090 просмотров

«Панголина» – пожалуй, самый известный советский автомобиль-самоделка. Автомобиль настолько сумасшедший, что 30 лет назад о нем говорила вся страна. Трудно поверить, но «Панголина» была построена на агрегатах вазовской «классики». Так что этот суперкар вполне можно назвать младшим братом седана ВАЗ-2101. А ведь у «копейки» были и старшие братья-спортсмены!

 

Как только «Панголина» стала известна всему миру, ее назвали «советским Lamborghini». Все правильно: инженер Александр Кулыгин из Ухты так вдохновился модным приземистым угловатым кузовом Lamborghini Countach 1974 года работы Марчелло Гандини, что решил сделать машину в таком же стиле. За основу он взял агрегаты от популярных вазовских «копейки» и «трешки». Кузов был выклеен из стеклопластика, а матрицы, как это драматически подчеркивается во всех позднейших описаниях и автомобиля, и судьбы самого Кулыгина, были уничтожены! То ли за ненадобностью, то ли из-за гордого желания ухтинского инженера оставить автомобиль навсегда в единственном экземпляре.

Двухместная машина, действительно, выглядела очень дерзко, как летающая тарелка! Вместо дверей у нее поднималась на пневмоцилиндрах вся верхняя часть вместе с крышей и с боковыми стеклами, вместо зеркал заднего вида Кулыгин придумал поставить перископ, блок из четырех фар выезжал из крышки капота. Машина имела два топливных бака, а колесные диски из алюминиевого сплава стояли на низкопрофильных шинах.

 

Автомобиль был невероятно похож на итальянские центральномоторные суперкары. Впрочем, даже аналог ему подобрать сложно, поскольку кузов одновременно напоминал и универсалы shooting brake. При этом «Панголина» несла в себе агрегаты ВАЗ-2101. Это значит, что двигатель с коробкой передач располагались спереди, а привод осуществлялся на задние колеса. Ну и где тут можно разместить мотор? Под приборной панелью, прямо перед водителем! Фактически, под капотом автомобиля ничего не было – только аккумулятор, радиатор системы охлаждения и баллон пневмосистемы. А чтобы добраться до двигателя, отдельным пневмоцилиндром надо было поднять панель приборов вместе с рулевой колонкой! Как и в «Жигулях», над блоком цилиндров и карбюратором разместился огромный воздушный фильтр, для чего в центре панели был сделан большой выступ.

В общем, автомобиль был по-хорошему сумасшедшим. И саму «Панголину», и ее создателя заметили, автомобиль собирал толпы на выставках, его снимало Центральное телевидение. В итоге Александра Кулыгина пригласили работать на московский АЗЛК. Но в серию ни одна из разработок инженера не пошла. Александр уехал в США, где основал фирму по постройке кит-каров. Двенадцать лет назад он погиб в автомобильной аварии. «Панголина» же со временем меняла владельцев и цвет кузова. И тоже попала в аварию, из-за чего ей пришлось срезать часть крыши. Так что сегодня - это довольно поношенный красный кабриолет. Точнее, двухместный родстер.

А теперь – об автомобиле не таком редком (его произвели в количестве около 200 тысяч экземпляров), но вообще у нас не известном – Fiat 124 Sport Spider 1966 года. Если «Панголина» - младший родственник «копейки», то этот спайдер и аналогичное купе – старшие братья! Формально посадочная формула этих машинок «2+2» - два взрослых и два детских места, но по факту сзади даже детям сидеть непросто. В основе лежит множество узлов от седана с тем же индексом «124» – прообраза ВАЗ-2101. Двигатель с двумя распредвалами объемом 1,4 л, мощностью 90 л.с. Пятиступенчатая механика, независимая подвеска, дисковые тормоза по кругу. Если «Панголину» называли «советским Lamborghini», то спортивные «фиатики» - не иначе как «Ferrari для бедных»!

Дизайн спайдера вышел из ателье Pininfarina, а купе фиатовские стилисты разрабатывали самостоятельно. Интересно, что открытую машину рисовал известнейший Том Тьярда, американский дизайнер голландского происхождения, сын Джупы Тьярда, автора изящного довоенного Lincoln Zephyr. Если создатель «Панголины» Кулыгин со временем переехал в Америку, то Тьярда, наоборот, давно работает в Италии на местные фирмы. У Тьярда-старшего «Зефир» был, фактически, единственной законченной работой. А вот сын прославился многими автомобилями. Помимо спайдера, он, еще работая в США, нарисовал безумный концепт-кар Ghia Selene I. Затем были другие известные концепты и серийные машины. Например, Renault Dauphine Ghia Coupe, задняя часть VW Karmann Ghia 1500, купе на базе Chevrolet Corvair. Самая известная его работа, пожалуй, - спорткар De Tomaso Pantera.

Что же касается Fiat 124 Sport Spider, Том Тьярда поступил так: он объединил в одной машине дизайн передней части Ferrari 275 GTS (этот проект также делали в Pininfarina) и собственную идею задней части, уже ранее воплощенную в Chevrolet Corvette Rondine. Кстати, ему самому так нравится подобная корма, что он ее еще вспомнит, например, на Ferrari 365 GT California Pininfarina Spider того же 1966 года.Fiat 124 Sport Spider был, хоть и мелкосерийной, но очень успешной машиной. С 1975 года практически все автомобили уходили в Северную Америку. И только в 1982-м машину опять начали продавать в Европе. Но уже под брендом Pininfarina и с именем Spider Europa.

 То же касается дизайнера, сейчас Тому Тьярда 82 года. Однако, последняя его работа относительно свежая. Это авторский тюнинг Ford Mustang. Такая машина, например, участвовала в съемках фильма «Форсаж» 2009 года.

 Автор: Сергей Бибиков

Нравится Авторамблер? Подпишитесь на нас ВКонтакте и на Facebook.

Опрос
Стоит ли досрочно пускать за руль лишенных прав водителей?
Да
Нет
8 комментариев
ПДД онлайн Билет 33, вопрос 15
Вы намерены продолжить движение прямо. Кому следует уступить дорогу?
Обоим транспортным средствам.
Только легковому автомобилю.
Только грузовому автомобилю.
Ответить