Новости

Ощутить себя пьяным за рулем можно и без алкоголя

7 декабря 2010
≈ 16 минут
93 просмотра

В России появились очки, которые имитируют состояние алкогольного опьянения. Их используют во время подготовки водителей, чтобы наглядно продемонстрировать ученикам, как воспринимает окружающий мир человек, изрядно принявший на грудь. Инструкторы утверждают, что большинству учащихся достаточно один раз прокатиться в таких очках, чтобы никогда не садиться за руль, что называется, «под мухой». Наш корреспондент Юрий Богданов побывал в единственной российской автошколе, где используют эту методику, и попробовал сам сравнить настоящее опьянение с имитацией.

В глазах плывет, двоится и разъезжается. Предметы вокруг приобретают довольно причудливые формы. Вешки, которыми на автодроме обозначены элементы упражнений, уже не прямые и вертикальные, а изогнутые и какие-то гуттаперчевые. Пытаюсь сфокусироваться, трясу головой, всё вокруг в ответ весело подпрыгивает, но ясности такие упражнения не добавляют. Пробую последний проверенный способ – закрываю один глаз, в надежде, что границы объектов займут наконец-то отведенные природой формы, но все тщетно. Вешки, автомобили и даже дорожная разметка возомнили себя героями картины Сальвадора Дали. Не хватает, пожалуй, только знаменитых плавящихся часов.

Виной всему этому сюрреализму – специальные очки, которые имитируют состояние алкогольного опьянения. С виду они больше всего похожи на защитные строительные очки или дешевую горнолыжную маску.

http://img.autorambler.ru/images/journal/75096434c80a02814ea8ce5650592d24
Фото: Юрий Богданов
Внутренняя сторона пластиковых линз сделана ребристой и за счет этого картинка очень сильно искажается. Модель, которую я держу в руках, имитирует среднюю степень опьянения. Если верить этикетке то, именно таким видит мир человек, в крови которого около одной промилле. Для моего веса и моей комплекции это будет примерно триста граммов водки. На родине симулятора - в Америке - бывают и другие дозировки.

Вообще такие очки последнее время набирают популярность в автошколах по всему миру. Их используют инструкторы не только в Соединенных штатах, но и в Польше, Германии, Израиле и даже в Белоруссии. Кстати, в Минской Госавтоинспекции ходит шутка, что тем, кто сможет проехать площадку в таких очках вообще без ошибок, разрешат ездить пьяными.

Итак, попробуем. Перед тем как сесть за руль, решаю проделать в чудо-очках несколько упражнений. Не оставляю надежды, что либо глаза привыкнут к необычным ощущениям, либо ноги и руки сообразят, что зрение почему-то решило их обмануть, и начнут действовать самостоятельно. Так часто бывает у сильно подвыпивших. Пробую пройти по прямой линии разметки, единственной уцелевшей на заснеженном автодроме. Черта-с два! В голове – качка, нога опускается на землю в десяти сантиметрах от белой полосы. При этом еще неплохо бы удержать равновесие. Что-то сомневаюсь я насчет одной промилле, тут их все полторы, а то и две. В итоге все-таки удалось найти более менее удачный способ передвижения по прямой. Если идти медленно, поднимать ноги довольно высоко, визуально контролировать каждый шаг и руками поддерживать равновесие, то устоять на разметке можно.

http://img.autorambler.ru/images/journal/6440c4ec732be69e67beb2abc4f9a776
Фото: Юрий Богданов
Правда, со стороны такая походочка вызывает гомерический хохот. Танец маленьких лебедей в исполнении нетрезвого тракториста. Ладно, за рулем-то ходить не придется, там важнее адекватно оценивать расстояние до объектов. Проверим глазомер: кладу на землю мобильный телефон, нагибаюсь, чтобы его поднять и … хватаю ладонью воздух. Трубка лежит намного правее. Опять промах и улыбки окружающих.

Всё – достаточно тренировок. Пора оценить очки за рулем. Чтобы быть объективным, решаю сначала все-таки проехать площадку, что называется, с незамутненным взором. Набор упражнений – самый подходящий для такого теста: параллельная парковка, разворот в ограниченном пространстве, заезд в бокс и змейка. При этом элементы расположены довольно далеко друг от друга и от одного к другому приходится пробираться по сугробам. Для чистоты эксперимента включаю секундомер и стартую. Машина скользит, стекла залепляет снегом и, чтобы ориентироваться по боковым зеркалам, при парковке в гараж открываю окна. Общее время заезда – две минуты девять секунд. Все упражнения – без ошибок. Стойки на месте, машина цела! Ну что же, пришло время выяснить, можно ли повторить то же самое в «пьяном» виде. Обращаю внимание, что инструктор, на чьей машине предстоит ставить эксперимент, вдруг посерьезнел и стал прилаживать на место съемные вторые педали, которые до этого лежали в багажнике. Тянусь к ручке двери и вновь промахиваюсь на целую ладонь. Да уж, может проще вообще с закрытыми глазами? На первом же упражнении, понимаю, что абсолютно лишен бокового зрения. Все предметы на периферии заваливаются вбок и расплываются. Достоверно оценивать расстояние вообще невозможно.

http://img.autorambler.ru/images/journal/ebb7ee16b353fd4cae0b6068fb952951
Фото: Юрий Богданов

В итоге припарковаться между двумя условными машинами получилось очень криво. Задним бампером чуть не уперся в препятствие, а спереди осталось полно места. Но ошибку осознаешь уже после того, как чуть было не отправил автомобиль на покраску. Как бы там ни было, штрафных баллов нет. С разворотом - проблем вообще не возникло. Главное было оставить сзади и по бокам хороший запас - все-таки нормативы у нас довольно мягкие. Змейку пришлось проходить скорее по наитию. Складывалось ощущение, что вешки в последний момент так и норовят сорваться с места и прыгнуть под машину. Но, если правильно выбрать амплитуду и сохранять ее, то проехать это упражнение особого труда не составит, так что обошлось без ошибок. Самым сложным элементом стал заезд задом в гараж. Не зря его так сильно не любят многие ученики автошкол. По зеркалам ориентироваться невозможно, поворот головы тоже не помогает – боковым зрением видишь только забор из кривых извивающихся вешек. И вот тут как раз не обошлось без ДТП. Вписаться в бокс удалось, но вот остановиться в нужной точке не получилось. Казалось, что места полно и надо подкатиться еще немного. В итоге - сбитая стойка и две минуты тридцать секунд на всю площадку.

Проводить третий заезд действительно в пьяном виде мы не решились, хотя изначально такая идея была. Дело в том, что после бутылки крепкого алкоголя не только двоится и плывет в глазах, но вообще по-другому воспринимается окружающее: нарушается координация, притупляется чувство опасности, замедляется реакция. Проверять за рулем насколько ты адекватен – идея слишком рискованная. Уверен, создатели имитирующих опьянение очков меньше всего хотели бы, чтобы их изобретение использовалось, как тренажер для любителей пьяной езды. Главная задача – напугать потенциальных нарушителей, чтобы им даже в голову не приходило испытывать судьбу и садиться за руль после застолья.

Текст и фото: Юрий Богданов

Источник: Autorambler
Опрос
Стоит ли досрочно пускать за руль лишенных прав водителей?
Да
Нет
2 комментария
ПДД онлайн Билет 39, вопрос 17
Разрешается ли буксировка в гололедицу, если у буксируемого транспортного средства исправны тормоза и рулевое управление?
Разрешается на жесткой сцепке или методом частичной погрузки.
Разрешается любым способом.
Не разрешается.
Ответить