Новости

Opel "проехал" мимо Сбербанка

5 ноября 2009
≈ 10 минут
49 просмотров

General Motors (GM) не будет продавать Opel консорциуму Magna и Сбербанка. Худшее для GM уже позади, и компания нашла возможность оставить стратегическое европейское подразделение себе, взамен предлагая ГАЗу прямое сотрудничество.

Отказ от сделки совет директоров GM объяснил «улучшением ситуации в бизнесе GM в последние несколько месяцев и важностью Opel/Vauxhall для глобальной стратегии компании». В структуре GM Opel отвечает за разработку малолитражных автомобилей; продав Opel, американская компания лишилась бы этого ключевого сегмента рынка. Во вторник GM объявила о том, что продажи компании в США выросли впервые за 21 месяц.

13 членов совета директоров GM заседали шесть часов и вечером во вторник решили отказаться от продажи Opel. Приоритетами при определении судьбы Opel были наиболее стабильный и наименее затратный подход в обеспечении долгосрочного будущего европейского подразделения, говорится в заявлении GM: собственный план реструктуризации Opel/Vauxhall американская компания оценивает в 3 млрд евро.

Magna и Сбербанку, которые были готовы купить 55% акций Opel/Vauxhall за $500 млн, требовалось финансирование в размере 4,5 млрд евро. Предполагалось, что правительства европейских стран, в которых расположены заводы, предоставят госгарантии по кредитам на эту сумму; больше всего обещала Германия, которая уже выделила 1,5 млрд евро на переходный период.

В Германии, где правительство и профсоюзы Opel поддерживали продажу Magna и Сбербанку, на решение GM отреагировали резко. Министр экономики Райнер Брюдерле вчера назвал его совершенно неприемлемым. Правительство ожидает, что GM до 30 ноября вернет бридж-кредит в 1,5 млрд евро, сказал Ульрих Вильхельм, пресс-секретарь канцлера Ангелы Меркель. Немецкий профсоюз сегодня намерен провести забастовку; в пятницу акции протеста пройдут и в других странах Европы, заявил руководитель совета рабочих Opel Клаус Франц. Однако руководитель британского профсоюза Тони Вудли назвал решение GM правильным и «фантастической новостью для Великобритании»; по плану Magna и Сбербанка на британских заводах, более эффективных, чем немецкие, предполагались значительные сокращения.

Magna понимает решение совета директоров GM и обещает продолжать поддерживать Opel и GM, заявил согендиректор канадской компании Зигфрид Вольф. Получить комментарии в Сбербанке вчера не удалось. В сентябре предправления Сбербанка Герман Греф говорил «Ведомостям», что не исключает того, что сделка может сорваться.

Предварительная сделка с Magna и Сбербанком заключалась совершенно в других экономических условиях, когда GM готовилась объявить о банкротстве, сказал гендиректор GM Фриц Хендерсон членам совета директоров во вторник. Теперь же GM не отягощена долгами и может провести реструктуризацию Opel самостоятельно, добавил Хендерсон. Совет поручил ему найти человека, который мог бы эффективно управлять европейскими активами, пишет WSJ.

Решение GM позволяет ей избежать неопределенности, в том числе политической, которая была связана со сделкой с Magna и Сбербанком, отмечает Марк Фултроуп, аналитик по мировому авторынку CSM Worldwide. Что дальше будет делать Сбербанк, кому в России могут быть переданы полученные от GM технологии, было не совсем ясно. «Учитывая амбиции Сбербанка помочь развитию автомобильного сектора в России, стратегия нового Opel могла существенно расходиться со стратегией GM, у которой оставались 35% акций Opel», — говорит Фултроуп.

Сделка с Magna и Сбербанком предполагала возможное производство моделей Opel на заводе ГАЗа. «В этой сделке мы выступали как индустриальные партнеры, но наше сотрудничество с Opel развивалось вне зависимости от нее», — говорит зампред правления ГАЗа Елена Матвеева. В 2007-2008 гг. GM и ГАЗ вели переговоры о совместном проекте — создании новой платформы бюджетного автомобиля и его локализации в России. Они ничем не завершились из-за кризиса. Но GM «надеется возобновить работу напрямую с ГАЗом, чтобы способствовать как модернизации его операций, так и совместному развитию российского авторынка к обоюдной выгоде» — такой фразой заканчивается пресс-релиз GM об отказе продавать Opel/Vauxhall. «Между возобновлением переговоров и началом реализации какого-либо проекта пройдет не один год», — полагает директор российского офиса A. T. Kearney Евгений Богданов.

Текст: Михаил Оверченко, Юлия Федоринова, Максим Гликин.

Источник: Ведомости
Опрос
Нужно ли ввести штраф в размере 300 тысяч рублей для тех, кто не пропускает скорую помощь?
Да
Нет
29 комментариев
ПДД онлайн Билет 33, вопрос 13
Вы намерены повернуть направо. Ваши действия?
Проедете перекресток первым.
Уступите дорогу только трамваю Б.
Уступите дорогу обоим трамваям.
Уступите дорогу только трамваю А.
Ответить