Новости

Noble M600 – грубый, но благородный

5 октября 2009
≈ 31 минута
47 просмотров

Как быстро летит время! Судя по реакции автомобильного сообщества на первую официальную информацию о новом британском спортивном автомобиле Noble M600, об этой марке практически забыли. И это замечание кажется в равной степени справедливым как по отношению к высказываниям обозревателей и экспертов, так и к комментариям обычных автолюбителей.

И ладно бы подобная забывчивость была свойственна лишь нашим российским автомобилистам. То же самое произошло в Европе – и в Соединённом Королевстве, в частности.

А ведь буквально в начале этого десятилетия известные британские автомобильные издания присуждали модели Noble M12 самые престижные премии. Дважды этот спорткар был удостоен почётного звания Best Driver’s Car of The Year.

Чтобы слегка освежить короткую человеческую память, потребуется совершить небольшой экскурс в прошлое.

Начать стоит с того, что компания Noble Moy Automotive (впоследствии просто – Noble Automotive) даже основана была сравнительно недавно – всего лишь в 1999 году.

Конструктор гоночных и спортивных машин Ли Ноубл (Lee Noble), почти двадцать лет проработавший по найму, решил, что пора открыть собственное дело. В портфеле британца к тому времени можно было найти много крайне интересных работ. Для примера достаточно назвать ходовую часть суперкара McLaren F1 (самого быстрого автомобиля с 1994 по 2005 годы) и спортивный прототип Ultima (этот проект развивается по настоящее время).

Ноубла решил поддержать финансами опытный бизнесмен Тони Мой (Tony Moy).

Первая модель марки Noble была выпущена всего лишь в количестве одиннадцати экземпляров под индексом M10.

А вот упомянутый выше автомобиль Noble M12 продавался уже по двести штук в год. Этот спорткар, имеющий поперечное центральное расположение двигателя, несущую пространственную раму, сваренную из стальных труб, плюс стеклопластиковые наружные панели кузова, изготавливался в трёх исполнениях – GTO, GTO 3 и GTO 3R. Первая версия оснащалась модифицированным мотором Ford Duratec V6, объёмом 2,5 литра. Две другие – уже трёхлитровыми двигателями Ford . Все двигатели снабжались парой турбокомпрессоров Garrett и развивали мощность 310 л.с., 344 л.с. и 365 л.с. соответственно. При дальнейшей модернизации модель получила новое обозначение M400 и двигатель мощностью 431 л.с. В таком варианте удельная мощность этого автомобиля достигала величины 411 л.с. на тонну.

Естественно, спорткар Noble M12 имел подвеску на двойных поперечных рычагах неравной длины.

http://img.autorambler.ru/images/journal/41827757038ba6ae015ddfe04a6b8b77
Noble M12 GTO 3R. Фото Noble

Днище автомобиля закрывалось металлическими щитами и поэтому было абсолютно плоским.

Благодаря своей конструкции, техническим параметрам, а также настройкам шасси (прежде всего) все модификации Noble M12 сочетали в себе гоночное поведение на треке с высоким (а не просто приемлемым) уровнем комфорта на дорогах общего пользования.

Интересен тот факт, что производство кузовов и пространственных рам автомобилей Noble M12 осуществлялось не в Англии, а в ЮАР, в городке Порт Элизабет (Port Elizabeth), на предприятии под громким названием Hi-Tech Automotive, созданном Джимми Прайсом (Jimmy Price). Там же они собирались и снабжались подвесками. Лишь затем комплектные кузова отправлялись в Великобританию, где оснащались силовыми агрегатами.

Главное, что качество машин от этого нисколько не страдало, поскольку костяк Hi-Tech Automotive составляют профессионалы – инженеры и механики, работавшие до этого в самых известных гоночных командах. Они даже в шутку именуют себя Skunk Works – так же называется отдел перспективных разработок аэрокосмической корпорации Lockheed-Martin.

Помимо узлов автомобилей Noble фирма Hi-Tech Automotive производит реплики легендарных фордовских спортивных машин: GT40 , Cobra , Daytona – и продаёт их по всему миру через дилерскую сеть, используя бренд Superformance .

А в этом году та же компания, но уже под именем Perana Performance Group, начала производство собственного новейшего суперкара Perana Z-One.

Что же касается самого Ли Ноубла, то он всегда был конструктором, а только потом – предпринимателем. И поэтому Ли постоянно стремился совершенствовать свои изделия. Не избежала этой участи и Модель 12.

Всё началось с банального желания оптимизировать распределение массы по бортам машины путём замены поперечного расположения силового агрегата на продольное. Но для этого требовалось спроектировать новый силовой каркас автомобиля.

http://img.autorambler.ru/images/journal/d389c8a0fb6371cdeeb6ce19b8afc787
Ultima GTR. Фото Noble

Одновременно возникло осознание новых требований старых покупателей: им нужны были антипробуксовочная система, подушки безопасности, климат-контроль, навигационная система и тому подобное.

А тут и концерн Ford затеял обновление линейки своих моторов. Всё сходилось одно к одному – к автомобилю нового поколения, для создания которого нужны были деньги.

Поэтому Ли в 2007 году продал бизнес своему американскому дилеру – компании 1G Racing. Это было легко, поскольку и новый хозяин производит свой автомобиль Rossion Q1 – бывший Noble M12 (M400), изрядно переконструированный «скунсами» Джимми Прайса, всё на той же южно-африканской базе.

Но, «покормив» в течение некоторого времени прессу – информацией, а покупателей – обещаниями по поводу проектов M14 и M15, компания Noble неожиданно замолчала.

Лишь в октябре прошлого года в Аризоне были «засвечены» опытные образцы нового автомобиля Noble M600, проходящие там дорожные испытания.

Одновременно в СМИ просочились сведения о тот, что компанию Noble Automotive покинул её основатель – конструктор Ли Ноубл, а новым руководителем стал Питер Боутвуд (Peter Boutwood).

Успел ли сам Ноубл принять какое-либо участие в разработке нового M600? На этот вопрос прямого и точного ответа не существует.

Однако в обнародованном в августе этого года первом подробном официальном релизе, посвящённом новому автомобилю, о Ли Ноубле нет ни слова.

И только Noble M600 молча свидетельствует обо всём. Ведь достаточно один раз взглянуть на спорткар, чтобы, несмотря на совершенно новые узлы и агрегаты, понять, что в автомобиле используется весь огромный, накопившийся за годы практики опыт талантливого британского инженера и конструктора, если не прямо, то опосредовано – через коллег и учеников.

Ли Ноубл всегда пренебрежительно относился к вопросам public relation. Поэтому широкая публика и успела забыть о его таланте всего за два года.

Но у него и к дизайну подход специфический – конструкторский, а не художественно-эстетический. Фары должны светить, а указатели поворота и стоп-сигналы – информировать окружающих водителей. Воздухозаборники нужны для того, чтобы направлять необходимое количество воздуха к радиаторам системы охлаждения и охлаждать тормоза. Форма кузова должна быть достаточно обтекаемой, но при этом обеспечивать необходимую прижимную силу. И.т.д. и.т.п.

Потому-то всё та же «широкая публика» и восприняла новенький автомобиль так неоднозначно – скорее отрицательно, чем положительно. Ведь Noble M600, несмотря на увеличившиеся размеры, выглядит ровно таким же, как и все предыдущие автомобили Noble – абсолютно функциональным и немного брутальным.

И ещё один фактор, наверное, самый важный: Ноубл всегда считал, что водитель во время движения управляет автомобилем (по большей части), а не слушает музыку, говорит по телефону, отправляет sms-сообщения и.т.д. – и не просто управляет, а делает это с удовольствием. «Я не хочу отягощать свои спорткары электроникой и всевозможными современными технологиями, которые упрощают вождение, но не позволяют насладиться им сполна. Моя цель – дать возможность водителю принимать как можно большее участие в управлении автомобилем, чтобы он мог почувствовать себя настоящим драйвером, но при этом не испытывал никакого дискомфорта», - сказал однажды Ли.

http://img.autorambler.ru/images/journal/af8a8762cb2c17ad3456f5c2a679f2ce
Noble M600. Фото Noble
http://img.autorambler.ru/images/journal/d761a054f6fef6e2105c930dd78faaa3
Noble M600. Фото Noble

Возможно, такой подход кому-то придётся не по душе. Но в том-то и дело, что Noble создаёт свои машины не для всех, а для тех самых драйверов, фанатов track days, которых в компании, разумеется, хорошо знают, поскольку общаются с ними практически ежедневно. Сам Ли Ноубл точно такой же. И вся его команда тоже.

В подобных контактах и заключается весь маркетинг компании Noble Automotive. На Западе такой подход почему-то окрестили радикальным, но, наверное, правильнее было бы назвать его «личным». И разве он не является верным, когда планируешь продавать по пятьдесят машин в год?

Исходя из вышеописанного подхода к делу и была разработана новейшая модель британской компании – Noble M600. Но при этом автомобиль перерос как модель M12, так и промежуточные проекты M14 и M15 (они «умерли», ещё не появившись на свет) и перешёл из класса спортивных автомобилей в лигу суперкаров.

Новинка, как обычно, получила стальной каркас и карбоновые навесные панели.

Двигатель – новый для Noble . Это восьмицилиндровый мотор Yamaha, имеющий объём 4,4 литра. В базовом варианте такой двигатель устанавливают на Volvo XC90 . По традиции партнёры Noble (инженеры американской фирмы Motorkraft и британской AER) снабдили мотор двумя турбокомпрессорами Garrett, благодаря которым его мощность выросла до 650 л.с. На этот раз британские конструкторы обошлись одной модификацией силового агрегата вместо трёх, как было у M12. Вместо этого используется блок управления двигателем Motec: теперь путём вращения переключателя в салоне машины можно менять потолок мощности, выбирая один из трёх вариантов: 450, 550 или 650 л.с. При снаряжённой массе машины 1275 кг получается удельная мощность 510 л.с. на тонну. Максимальное значение крутящего момента, который развивает мотор M600, равно 820 Нм.

Британцы честно протестировали все типы коробок передач и пришли к выводу, что лучше шестиступенчатой «механики» ничего нет. Впрочем, от инженеров компании Noble Automotive никто другого результата не ожидал.

Только на этот раз они выбрали не КПП Getrag от Ford Focus ST170, как прежде, а коробку итальянской фирмы Graziano. Первая, с одной стороны, не выдержит возросшей нагрузки, а с другой – ей немного не доставало желанной чёткости переключения передач. Итальянская же трансмиссия как раз этим и славится – чёткостью в сочетании с короткими ходами рычага КПП.

Если умело переключать передачи, то Noble M600 можно разогнать до 100 км/час всего за три секунды, а за шесть с половиной секунд автомобиль наберёт уже 160 км/час. Максимальная скорость нового британского суперкара – 360 км/час. Истребитель!

У него и антипробуксовочная система отключается точно таким же тумблером, каким на Tornado запускаются ракеты. Однако помимо трекш-контроль других электронных систем в трансмиссии Noble не предусмотрено. ABS у него нет. Верность концепции.

И подвеска, передняя и задняя, всё та же – везде на двойных поперечных рычагах неравной длины плюс регулируемые амортизаторы.

Развесовка у Noble M600 – абсолютно спортивная: 40% массы машины приходится на переднюю ось, 60% - на заднюю. Это как раз то, что нужно для автомобиля, имеющего компоновку с центральным расположением двигателя и задние ведущие колёса.

Создатели нового автомобиля Noble утверждают, что по своему поведению он сильно напоминает легендарные McLaren F1 и Ferrari F40. Этим сравнением они подчёркивают «аналоговое», а не «цифровое» поведение машины.

Шаг назад? А почему бы и нет?! Позиция в шаге позади конкурентов (в определённом смысле) всегда была элементом стратегии марки Noble .

«Predictable, communicative, precise – предсказуемый, коммуникативный и точный», - перечисляет качества суперкара M600 новый босс Noble Automotive, словно твердит мантру. «Коммуникативный», очевидно, можно понимать ещё и как «дружелюбный».

И журналист британского издания Autocar Стив Сатклифф (Steve Sutcliffe), кажется, единственный «посторонний» на сегодняшний день, которому посчастливилось опробовать Noble M600 на дороге, подтверждает эти слова – он, пресытившийся обозреватель, остался в восторге от автомобиля.

Удастся ли британской фирме выполнять свою коммерческую задачу – продавать по пятьдесят машин ежегодно по цене двести тысяч фунтов стерлингов (примерно 330 000 долл.) за автомобиль? Почему бы и нет. Семьдесят потенциальных покупателей у неё уже есть. Это те клиенты, которые внесли предоплату за M14 и M15, но так их и не дождались.

Возникает ещё один интересный вопрос: воспользуется ли компания Noble Automotive услугами своего южно-африканского партнёра, фирмы Hi-Tech Automotive, на этот раз?

Год назад Питер Боутвуд говорил, что его компания ещё не определилась с местом изготовления Noble M600, но стремится производить автомобиль в Великобритании, если это вообще возможно. Однако логика подсказывает, что британцам не стоит отказываться от помощи Джимми Прайса.

А как же российский партнёр Noble – компания «Спортмобиль»? Её телефоны молчат. По месту прежнего пребывания их обнаружить не удалось. Оба сайта производят скорее полумёртвое, чем полуживое впечатление. На письма, оставленные на их ресурсах, никто не ответил. Жаль. В этой фирме работали, творили достойные, влюблённые в своё дело профессионалы. Быть может, им удастся возродиться с новой моделью Noble M600?!

А там и McLaren MP4-12C на подходе. Эти два автомобиля отлично дополняют друг друга. Ведь они такие похожие, а вместе с тем совершенно разные.

Текст: Юрий Кладов.

Источник: Carclub.ru
Опрос
Стоит ли досрочно пускать за руль лишенных прав водителей?
Да
Нет
7 комментариев
ПДД онлайн Билет 10, вопрос 17
При движении в условиях недостаточной видимости Вы можете использовать противотуманные фары:
Как отдельно, так и совместно с ближним или дальним светом фар.
Только совместно с ближним или дальним светом фар.
Только отдельно от ближнего или дальнего света фар.
Ответить