Новости

Наш автопром живет вчерашним днем

20 апреля 2011
≈ 8 минут
99 просмотров

Конструкторская школа автомобилестроения в нашей стране не подразумевала прорывов и открытий.
В институте отставшие от жизни профессора учили студентов канонам вчерашнего дня, производство расставляло жесткие рамки технологии, мысль гасилась в конструкторском бюро об изучении аналогов. Наше автомобилестроение – это постоянное заимствование чужих идей с адаптацией под возможности производства. В инженерных кругах существовал термин «Обойти патент», то есть украсть так, чтоб потом никто не мог предъявить претензий. Обыватель по этому поводу все время недоумевал: сделали, как у иностранцев, а не работает. Да потому и не работает, что обойти патент без потерь не получалось.

АвтоВАЗ, перед тем как продаться иностранцам, долго создавал «Проект С», он же ВАЗ-2116, придумывая с нуля будущую машину страны. Для этого изучал заграничных конкурентов, постигая их устройство, после чего и не думал изобретать свое, рвануть вперед, обогнать весь мир. Вместо этого «Проект С» старательно копировал чужое, чтоб сделать его своим. В коллективе было несколько человек, знавших, что это тупик. Что вечное повторение никогда не даст шанса на успех. Пожизненная работа на «тройку» не дает отличников. Но эти несколько инженеров не играли на ВАЗе никакой роли. Мало ли кто тут у нас умный. Есть начальство, ему виднее. Скопировав, что смогли, и собрав все воедино, получили в итоге никому не нужную (кроме завода) машину, устаревшую в момент рождения. Ее запуск в производство – отставание на десятилетие, то есть, минимум на один виток развития мирового автопрома.

Но «Проект С» закрыли не потому, что все поумнели. Просто завод начали готовить к продаже, к переходу на выпуск румынской Дачии Логан и патентованному копированию вчерашнего, зарубежного, устаревшего. А для этого ни свое КБ, ни свои разработки не нужны.

Сейчас АвтоВАЗ постепенно уплывает к французам, переставая быть обломком ФИАТа 40-летней давности, и становясь филиалом Рено с не менее устаревшими машинами на конвейере. Один из начальников завода (бывший Главный конструктор ВАЗа Евгений Шмелев) по этому поводу написал челобитную Путину. В ней он выразил сожаление, что завод, за всю жизнь сделавший только одну приличную машину (Ниву ВАЗ 2121), теперь утратит возможность тайком копировать, повторять, обходить патент, то есть выдавать прозябание за серьезную работу. В челобитной это расставание с имитацией деятельности было красиво названо «Утрата компетенции». Как ни странно, чрезвычайно полезная утрата. Хорошо, что Путин на письмо не ответил. Померла, так померла.

Но зато осталась прежняя школа автомобилестроения – изучаем чужое и выдаем за свое, берем вчерашнее и назначаем его будущим. Школа заимствования остается. Тотальная беспомощность родного автопрома – как раз одно из прямых последствий.

Мы десятилетия стоим в тупике, и до сих пор не знаем что делать, зато рассказываем о блестящих перспективах, рисуем очередную стратегию развития автопрома, и сообщаем прессе о том, как из старого румынского сделаем новое российское.

Текст: Сергей Асланян

Источник: Вести Fm
Опрос
Стоит ли досрочно пускать за руль лишенных прав водителей?
Да
Нет
7 комментариев
ПДД онлайн Билет 33, вопрос 14
Вы намерены повернуть налево. Ваши действия?
Проедете перекресток первым.
Выедете на перекресток и, уступив дорогу мотоциклу, завершите поворот.
Ответить