Новости

На снегоходах из центра Кольского полуострова к мысу Святой Нос

12 ноября 2008
≈ 40 минут
112 просмотров

Представьте, какими взглядами провожали меня, одетого в пуховку «на минус 30» и волокущего под мелким дождем через Ленинградский вокзал два баула, битком забитых теплыми шмотками. Правда, оказавшись через полтора дня в Мурманске, я уже никого не шокировал своей экипировкой.

ВМЕСТО ПРОЛОГА

Два года назад мне посчастливилось участвовать в снегоходном пробеге «Полярный прорыв», организованном мурманским клубом «Арктик-трофи». Тогда мы прошли 400 километров вдоль побережья Баренцева моря от поселка Туманный до Гремихи (см. «Скользкий берег» в 4x4 Club № 5’2006). Путешествие настолько понравилось, что годом спустя вдвоем с моим товарищем Владимиром Кондратьевым мы снова отправились в Гремиху с целью достичь пиковой точки мыса Святой Нос, уникального места, омываемого одновременно Белым и Баренцевым морями (см. «Под блуждающим cолнцем» в 4x4 Club № 5‘2007). А по дороге домой в наших мозгах зародился план новой авантюры. Можно ли добраться до этого «края Земли» не по теплому побережью (здесь сильно ощущается влияние Гольфстрима, отчего климат намного мягче, чем на материке), а непосредственно из центра Кольского полуострова – например, от Ловозера? Пройти по территориям, где температура зимой может опускаться ниже минус 40 градусов, а дорог, кроме одного-двух зимников «местного значения», нет в принципе. Интерес подогревало и то, что на этом пути встретятся все возможные заполярные ландшафты. Обсуждения со знающими людьми подтвердили предположения – раньше лопари-оленеводы ходили по такому маршруту.

http://img.autorambler.ru/images/journal/2716cf375b29c68591b7fb73d01af52a
Путешествие из центра Кольского полуострова к мысу Святой Нос. Фото с сайта club4x4.ru.

ДОЛГИЕ СБОРЫ

Великий Руал Амундсен считал, что «экспедиция – это подготовка». Мы и готовились: собирали информацию и карты, рисовали мыслимые и не очень треки, искали спонсоров и участников, организовывали пропуска в погранзону, готовили снаряжение и технику. Короче, год пролетел незаметно. И вот 1 марта, Мурманск. На платформе эвакуатора еле-еле уместились пять снегоходов и сани с вещами, продуктами и 400 литрами топлива (плюс еще столько же в баках). Взяли также запчасти, инструменты, аптечку, GPS-навигаторы, радиостанции, спутниковые телефоны и палатки – в тундре всякое может случиться. Сборами и упаковкой барахла занимался Саня Зародов – многолетний участник группы обеспечения «Арктик-трофи», искусный рыбак и специалист по ремонту снегоходной техники. «Улыбнул» составленный им список необходимого, написанный мелким почерком на листке бумаги в строчку, через запятые. Правильное решение оказалось, иначе бы такой объемный перечень занял несколько страниц и что-то наверняка забыли.

http://img.autorambler.ru/images/journal/461b9d83c3f7b5d14b2a11f4ba6dab5f
Путешествие из центра Кольского полуострова к мысу Святой Нос. Фото с сайта club4x4.ru.

НА ПОКЛОН К КУЙВЕ

Через пару часов мы в Ловозере, современной столице Лопарского края. «Нулевой» день разминочно-тренировочный. Выдвигаемся в сторону культового места, уважаемого всеми местными и считаемого многими исследователями аномальной зоной, – Сейдозера. Рассматривают его и как возможное место колыбели Гиперборейской цивилизации. Еще существует легенда о том, как сражались здесь саамы с чужими людьми «шветами» и главным из них – великаном Куйвой. Победили, но многие погибли, и с тех пор по тундрам и в горах находят красные камни – эвдиалит – это и есть капли саамской крови. Куйва же остался навеки в виде силуэта на одной из скал над озером. Правда это или нет, никто не знает, но лопари опасаются в этих местах громко разговаривать и браниться, иначе «Старик рассердится». А еще Куйву принято ублажать и приносить ему дары. Мы тоже бросили по пригоршне монет на удачу.

http://img.autorambler.ru/images/journal/e166519aab92dd3b89723efe6a8c487e
Путешествие из центра Кольского полуострова к мысу Святой Нос. Фото с сайта club4x4.ru.

...И ОДНА ДЕВУШКА

Вечером блистал Владислав Кркашарян: отодвинул всех в сторону и приготовил великолепные шашлыки. Забегая вперед, скажу, что и во все последующие дни кухонные функции участников ограничивались лишь кипячением воды для чая и мытьем посуды, готовкой же занимался исключительно Влад: то рыбы нажарит, то рагу из оленины сделает, а то неожиданно выдаст на завтрак помидоры, фаршированные креветочным (!) салатом. Вот такая она, школа флотских поваров.

http://img.autorambler.ru/images/journal/2099594329f66cf9962b0ff7bc6afd24
Путешествие из центра Кольского полуострова к мысу Святой Нос. Фото с сайта club4x4.ru.

Зимние походы не самое простое занятие даже в условиях Подмосковья. Что уж тут говорить о переходе через половину Кольского полуострова. Успех такого мероприятия во многом зависит от людей и психологической атмосферы на маршруте. Поэтому стоит подробнее познакомиться с еще не упомянутыми участниками проекта.

Андрей Фомин – человек разносторонний: бывший хоккеист (играл в сборной Мурманска), учился в Лондоне, сейчас возглавляет мурманский филиал одной из известных масляных компаний. Любитель горных лыж и снегоходного спорта.

У немногословного, на-дежного и спокойного, как удав, в любой ситуации Саши Александрова тоже бизнес в Мурманске, сугубо гражданский, правда, и не имеющий к снегоходам и экстриму никакого отношения. Тем не менее это не мешает ему регулярно зимой и летом совершать с друзьями всевозможные вылазки по самым глухим местам Кольского полуострова.

http://img.autorambler.ru/images/journal/5f4ae69c0232ebb00356fe2e5fdd91ed
Путешествие из центра Кольского полуострова к мысу Святой Нос. Фото с сайта club4x4.ru.

Наша служба спасения – Владимир Терещенко. Его 20-летняя служба закончилась в звании капитана 2-го ранга и должностью главного водолазного специалиста Северного флота. Сейчас он руководит гидротехнической фирмой, занимающейся всеми видами подводных работ. Как у тяжеловеса (2 метра роста и 130 кг), у Володи задача везти «танкер» – сани со всем топливным запасом экспедиции: занятие сложное и ответственное.

Ну и украшение мужского коллектива – Катя Жаданова. Несмотря на хрупкость и миниатюрность, она-то в отличие от нас, любителей, как раз и есть настоящий профи-экстремал – победитель множества соревнований по скалолазанию и конкуру, тренер на скалодроме, организатор мультиспортивных гонок Arena Adventure Cup, участница путешествий по Монголии, Северному Уралу, Казахстану и многих других.

http://img.autorambler.ru/images/journal/70f50a44ef2151997364e92a96e76be6
Путешествие из центра Кольского полуострова к мысу Святой Нос. Фото с сайта club4x4.ru.

ПО «СНЕГОБАНУ»

От Ловозера в сторону Краснощелья идет зимник. Точнее, две траншеи-колеи до метра глубиной, пробитые огромным гусеничным трактором, волокущим за собой пару саней-вагонов. Ни на какой другой технике по этой «дороге» проехать невозможно. Короткая остановка на полпути, возле домика с табличкой над дверью «Трактир Куница». В печке еще горит огонь. Видно, кто-то идет впереди нас. А вскоре неожиданно навстречу нам показалась вереница из трех снегоходов – напряженный трафик, однако… Вот и поселок. Первые 140 километров пройдены!

http://img.autorambler.ru/images/journal/4b36519569718e387e9250bf8734a8d8
Путешествие из центра Кольского полуострова к мысу Святой Нос. Фото с сайта club4x4.ru.

ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА

Едем по пустынным улицам. Видим на крыльце мужчину в… костюме и галстуке. Спрашиваем, как найти дом, в котором живет проводник нашего завтрашнего перехода. Мужик накидывает тулупчик и прыгает «на борт»: «Покажу! Но прежде надо проголосовать». Сегодня же 2 марта – выборы президента России! Если бы здесь оказались инопланетяне, то сотрудницы избирательной комиссии удивились бы, наверное, меньше, чем увидев нас: «Откуда, откуда вы? Из Мурманска и из Москвы? Да неужели из Москвы? И открепительные талоны есть? Проходите...» Общаемся. Оказывается, не такой уж и маленький этот поселок. Вместе с детьми – около 500 человек наберется. Есть детский сад, школа, несколько магазинов, даже аэродром. Нет только работы: основной источник дохода – рыболовство и охота. И еще здесь нет автомобилей. Только снегоходы, вездеходы и трактора.

http://img.autorambler.ru/images/journal/19f45abc95f5cba61b552a06fdebbf57
Путешествие из центра Кольского полуострова к мысу Святой Нос. Фото с сайта club4x4.ru.
http://img.autorambler.ru/images/journal/3b096068037ddb6b9ec5a09f26b60622
Путешествие из центра Кольского полуострова к мысу Святой Нос. Фото с сайта club4x4.ru.

ЛОПАРСКИМИ ТРОПАМИ

Планируемый пробег второго дня – порядка 130 километров. Колонну ведет Виктор Канев из Каневки, «однофамилец» деревни, до которой мы и должны сегодня добраться. Конечно, у нас есть все средства навигации, но решили, что лучше подстраховаться и проводник не помешает. И оказались правы. Маршрут, по которому он нас повел, совпадает на этом отрезке с теоретическим лишь общим направлением, точками старта и финиша.

Движемся через лес, по руслам рек. Пересекаем много широких, явно болотистых участков, не проходимых летом. Вскоре, миновав очередную сопку, видим неподалеку дом. Чуть поодаль загоны для оленей. По «Бурану» у двери и бегающим вокруг собакам понятно, что жилище обитаемо.

ДОБРЫЕ ВНУТРИ

В книге немецкого географа Карла Миллера «Описание всех в российском государстве обитающих народов», вышедшей в 1776 году, о лопарях написано следующее: «От суровой своей жизни бывают они сложением крепки, проворны и изгибчивы, но при том и лености подвержены. Разум у них обыкновенный простонародный. Впрочем, они миролюбивы, начальникам своим подобострастны, к воровству не склонны, постоянны, в обхождении веселы, но доверчивы…»

http://img.autorambler.ru/images/journal/171b8b0d01054e878cf2c47a05d3456c
Путешествие из центра Кольского полуострова к мысу Святой Нос. Фото с сайта club4x4.ru.

Услышав звуки моторов, на улицу выходят мужики. Приглашают в дом. На столе появляется большая миска с вареной олениной. Сами хозяева скромно топчутся возле печки. Приходится метнуться к запасам в санях и сделать ответный жест – выставить «жидкую валюту». После второй рюмки напряженность во взглядах пропадает. Ребята смеются, рассказывают о своей жизни, интересуются вчерашними выборами, показывают немудреные приспособления вроде цельногнутого деревянного ошейника для оленей. Не знаю, соответствует ли сейчас миллеровское описание современным лопарям. Но совершенно точно – это обычные нормальные мужики, каких много в российской глубинке. А гостеприимство и открытость на Севере просто образ жизни.

СИЗЫЙ ВОЗДУХ

По мере приближения к Каневке рельеф меняется на пустынный. Нереально красный солнечный диск катится к закату. Воздух становится более тягучим, и в нем доминирует какая-то фиолетовая составляющая, почти сизая, как будто на фотоснимке с неверно выставленным балансом белого. Это, похоже, еще подморозило – градусов под 30 уже есть точно. Лишь бы ветер не поднялся. С такими мыслями и прибываем на стоянку.

Всего в Каневке сейчас живет 50 человек. Разводят оленей, охотятся и ловят рыбу. Правда, сокрушаются, что официально местным для лова оставлен лишь семикилометровый участок Поноя. Далее идут земли, выкупленные… американцами под свои собственные рыболовные базы.

К ночи столбик термометра опустился до минус 35 градусов и по небу заметались полярные сияния. Уже только ради этого зрелища стоит ехать зимой на Север!

http://img.autorambler.ru/images/journal/0ab55a8dad7e8ab53a7e45cf308e2535
Путешествие из центра Кольского полуострова к мысу Святой Нос. Фото с сайта club4x4.ru.

МИРАЖИ В ТУНДРЕ

Третий ходовой день должен стать финальным в пробеге, но не последним в путешествии. Маршрут – идеально прямая линия длиной 150 километров, проходящая через голые тундры. Едем уже на семи снегоходах. Это к каравану присоединились наши друзья по прошлогоднему походу – Саша Елисеев и Василий Никонов, не усидели дома.

Едва вышли из лесной зоны поселка, как сразу попали под атаку арктического ветра. Конечно, это еще не настоящая пурга, так – легкая поземка. Но продувает она тоже капитально! Тысячами тонких иголочек пробивает даже плотные снегоходные перчатки! И белоснежная пустыня вокруг. Ориентиров, чтобы зацепиться глазом, попросту нет. Как нет и масштабов для сравнения. Видишь, например, вдалеке гору, «прицеливаешься» и едешь, предполагая добраться до нее через час, не раньше. Каково же удивление, когда уже через минуту «гора» оказывается совсем небольшим камнем, лежащим на склоне ближайшей сопки. Миражи, да и только.

ЖИВУЩИЕ СВОБОДНЫМИ!

С приближением к побережью становится теплее. Тут и там из-под снега вылетают стаи полярных куропаток. Много следов оленей. А это чей след и что за черная точка движется параллельно нам? Да это же росомаха! Ее считают опасным хищником из-за агрессивности и острых лезвий когтей. Вспомнилось, как, ночуя в лесу на одном из этапов «Арктик-трофи», всю ночь слышал вокруг палатки треск сучьев и протяжные вопли, похожие на плач ребенка. Потом знакомые охотники сказали, что это была росомаха и мне повезло проснуться тогда живым…

http://img.autorambler.ru/images/journal/14285db9e55d72b5d86ae2de069a343d
Путешествие из центра Кольского полуострова к мысу Святой Нос. Фото с сайта club4x4.ru.

В ГРЕМИХЕ

Это название в 1938 году поселку дал ручей, «гремящий» неподалеку. А ранее село называлось Иоканьга, еще до этого – Иоканьгский погост. Первые упоминания о нем относятся к 1611 году. В советские времена это был особо секретный объект, где базировались атомные подводные лодки. Ныне, когда субмарины вывели, об этом этапе истории напоминают только коробки панельных домов, в которых жили моряки, да развалины военных объектов. Но остались главные достопримечательности – Иоканьгский залив и мыс Святой Нос. Первым об этих местах написал в 1496 году дьяк Григорий Истома: «…есть огромная скала, вдающаяся в море, наподобие носа. Под ней видна водоворотная пещера, которая каждые шесть часов поглощает воду и с большим шумом обратно изрыгает эту пучину. Сила этой пучины так велика, что она притягивает корабли и другие предметы, находящиеся поблизости, кружит их и поглощает…»

Отечественные научные исследования залива были начаты в 1822 году гидрологической экспедицией под руководством Ф. П. Литке, а затем его ученика М. Ф. Рейнеке. Именно он в 1828 году соорудил на «краешке Земли» навигационный знак, там, где впоследствии был построен и в 1862 году заработал Святоносский маяк, огонь которого виден мореплавателям сразу двух морей.

КАКАЯ ЗАВТРА ПОГОДА?

Как часто мы произносим эту фразу, ассоциируя прогноз погоды лишь с улыбкой милой дикторши на экране телевизора. Забывая, что по всей стране в самых ее отдаленных уголках находятся на постоянном дежурстве люди, «делающие» эту самую погоду. Каждые три часа. И днем, и ночью, и летом, и зимой. Изо дня в день и из года в год. Одна из таких точек находится на Святом Носе. Как не посетить еще раз старых друзей?

Разведанная, казалось бы, ранее дорога дается в этот раз сложнее. Сильные ветра выдули снег, и много открытых камней. Приходится буквально ползти, шкрябая лыжами по валунам. На метеостанции же за год в основном ничего не изменилось. За исключением того, что в смене у Саши Казакова теперь работают две новые девушки (вот же Казанова!). Да и дизель новый летом завезли. Сашка доволен: «У нас все хорошо!» Ну и, конечно, заезжаем еще раз на «самый-самый мыс», туда, где якобы находится пещера, «поглощающая» всех и вся, и установлен крест в честь русских поморов. Салютуем ракетами и фальшфейерами.

http://img.autorambler.ru/images/journal/14989afcab2b9596f9e1aad14aba0ebb
Путешествие из центра Кольского полуострова к мысу Святой Нос. Фото с сайта club4x4.ru.

ПОСЛЕДНИЙ МАЯЧНИК

Задачи путешествия выполнены. Прошли более 600 километров. Бензин сожгли почти весь. Остался лишь небольшой НЗ и… целый запасной день. Сливаем все топливо в два снегохода и собираемся на рыбалку. Но тут звонит телефон: «Серег, а ты не хочешь пообщаться с интересным человеком? Он на Святом на маяке работал…»

Михаил Иванович Горбунов был зачислен на должность смотрителя Святоносского маяка в 1966 году и «списался на берег» только через 36 лет (!), когда маяк был переведен в автоматический режим. Сейчас ему 70 лет. И само собой, о прошлом и настоящем Святого Носа он знает практически все. Оказывается, еще издревле лопари считали это место пропащим и в первую зимовку от цинги погибли семь человек из восьми. В следующую случилось то же самое – выжил лишь один смотритель. Что, например, здесь есть не мифические, а самые настоящие пещеры с сохранившимися подземными ходами и орудийными капонирами. Что Святоносская сирена, отмеченная на всех картах, не что иное, как источник звуковых сигналов – гудков, слышимых на многие мили в тумане. И находилась она, оказывается, совсем рядом с метеостанцией, а я-то, наивный, принимал за нее здание дизельной станции маяка… Прощаясь, маячник вдруг сообщил, что на берегу неподалеку от мыса лежит упавший в войну самолет! Тут пришла очередь удивиться его сыну Владимиру, родившемуся в Гремихе и тоже несколько лет проработавшему на маяке. Надо заметить, что Володя – наш человек: собрал в гараже вездеход на пневматиках и давно мечтает осуществить пробег по родным местам совместно с такими же энтузиастами внедорожной техники. Тем более такая увлекательная цель у похода появилась!

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

Через неделю после моего возвращения в столицу позвонил из Мурманска Володя Терещенко: «Ты представляешь – ничего делать не могу! Торкнуло так, что все из рук валится и на работе, и дома. Ни о чем думать не могу. Закрою глаза и опять вижу снег, тундру, маяк, ребят наших. Надо быстрее снова куда-то ехать!» Что тут можно ответить? БГ уже все сказал: «Ключ к Северу ждет между биениями сердца…»

Источник: Club 4x4
Опрос
Нужно ли ввести штраф в размере 300 тысяч рублей для тех, кто не пропускает скорую помощь?
Да
Нет
43 комментария
ПДД онлайн Билет 1, вопрос 18
При какой неисправности разрешается эксплуатация транспортного средства?
Не работает стеклоподъемник.
Не работают запоры горловин топливных баков.
Не работает устройство обогрева и обдува стекла.
Не работает механизм регулировки сиденья водителя.
Ответить