Новости

Москва – Петербург – Москва: на одном баке!?

19 августа 2008
≈ 28 минут
33 просмотра

Если мудрецы говорят: "Это невозможно!", то обязательно найдется чудак, который все равно попробует это сделать – просто потому, что ему интересно. А чудачества бывают разные – меня, к примеру, все время тянет в Санкт-Петербург, потому что я очень люблю этот непостижимый город. Но каждый раз, двигаясь по трассе М10, куда-то спешу, сожалея о том, что опять не осуществил старую мечту: совершить поездку в оба конца на одной заправке! Безо всяких канистр, дополнительных баков и парусов на крыше – на обыкновенном серийном автомобиле.

Конечно, в былые времена я тоже пытался устанавливать какие-то личные рекорды на своих машинах. Так, "копейка" однажды увезла меня по той же М10 за 650 км от дома, а "Волга" – за 760. Цифры неплохие, но для достижения цели требовалось пройти вдвое больше – примерно 1400 км.

Может быть, попробовать еще раз – теперь на "Вольво" S60? Бак – 70 литров, мощность – 170, коробка – автоматическая. Средний расход, если верить мудрецам – литров, эдак, 11 на сотню. Невыполнимо? А я все равно попробую… Хотя и знаю, как обычно называет чудаков русский язык...

НЕВОЗМОЖНО?

Cамое смешное началось, когда я обратился в московское представительство "Вольво"… Мол, подскажите "чайнику", какой режим движения на S60 вы считаете оптимальным для достижения поставленной цели?

Ответ сразил меня наповал. В изысканной форме мне пожелали успеха, дабы я на своем примере смог в очередной раз показать всему миру, насколько совершенны автомобили "Вольво". А дальше шла обнадеживающая арифметика, поясняющая мне, что при среднем расходе в десяток литров на сотню и расстоянии между столицами примерно в 730 км, некоторые шансы проехать от Москвы до Питера без заправки у меня есть. А если при попутном ветре, да под горочку, то и подавно… Короче говоря, до ребят с "Вольво" не дошло, что этот псих собрался съездить на одном баке не только ТУДА, но еще и ОБРАТНО! Наивность затеи я, в общем-то, осознавал и сам, а потому сразу начал искать себе поблажки. Таковых набралось три.

Первая – уточним, что считать пробегом от Москвы до Питера? Если – от Юрия Долгорукого до Медного Всадника, то получится далековато. К тому же в столичных пробках легко спалить десяток литров, вообще не трогаясь с места. Поэтому будем считать, что достаточно доехать от границы до границы, развернуться и двинуться обратно.

Вторая поблажка – бак заполню сам! Здесь сомнений не было: заправляюсь на АЗС, выруливаю на точку старта и доливаю бак "до отказа" из канистры. Сколько войдет, столько и войдет: здесь, в конце концов, не экоралли.

Третья – время старта. В обычную командировку я бы выехал часов в шесть утра, но тут решил стартовать в три. Идею ночной езды я не приемлю как класс, но на дворе – самые длинные дни. Пока заправлюсь, пока выберусь на трассу – солнце и взойдет.

Из коллег в реальность замысла не верил почти никто – кроме Вадика Крючкова и Антона Чуйкина. А Начальнику идея откровенно не понравилась. – Зачем тебе это? – недовольно спросил он на планерке. – Собрался экономить бензин? Тогда нечего было "вольву" с автоматом покупать – взял бы "ку-ку". А на этой ездят не так: газ в пол – и… В общем, никому это не интересно. Да, возможно. Но машина – моя, и мне интересно, смогу ли я сделать то, о чем другие и не мечтают? Кстати, недавно редакцию посетили два шведа, решившие объехать земной шар на дизельной "шкоде", уложившись по части топлива в тысячу евро.

А чем я и моя "шведка" хуже?

КАК ПОДГОТОВИТЬ МАШИНУ?

От советов выкинуть запаску и снять заднее сиденье (дескать, балласт!) я отказался сразу: мне было интересно проделать задуманный путь на обыкновенном автомобиле – без заклеенных скотчем щелей, сложенных зеркал и прочих фенечек. Мало того: свой забег я фактически совместил с командировкой в питерский Политех, а потому в багажник, помимо личных вещей, затесалось пуда полтора всякой всячины для грядущих экспертиз – наборы свечей, десятки флаконов с присадками к маслам и прочие препараты. И это хорошо: никто не скажет, что идет игра в поддавки.

Забавная мысль охладить бензин в холодильнике, поначалу захватившая меня, была в итоге мной же и отвергнута. Основная причина – организационные сложности. Хотя, если посчитать, то 70 литров, охлажденных, к примеру, на 30 градусов, могут подарить два с лишним литра, которые легко войдут в тот же бак! По мере прогрева бензин будет расширяться, но за это время часть его израсходуется, а потому баланс будет нормальным… Впрочем, была и вторая причина отказа – уж слишком искусственный прием: так ездят разве что на формуле 1! А я поставил задачу проехать в классических условиях – без выпендрежа! Но если кому-то захочется это сделать – вперед!

Фары у меня, как всегда, включены круглосуточно. Кондиционер, напротив, решил выключить – нужно же хоть на чем-то сэкономить… Давление в шинах довел до 2,5 атм. Окна, как обычно, постоянно закрыты. Музыка много не съест. Бензин – 98-й вместо повседневного 95-го (захотелось попробовать!). Вот, вроде бы, и все…

ВОЗМОЖНО!

Выехав из дома 10 июня в четвертом часу утра, в очередной раз убедился, что Москва, мягко говоря, вообще не спит. Заправил на Шереметьевской полный 70-литровый бак плюс две пятилитровых канистры, выехал за кольцевую дорогу к точке старта и самостоятельно долил "до краев". Между прочим, на это ушли… практически обе канистры! Впрочем, это не так уж удивительно: когда пистолет на АЗС дает отсечку, то заправщики считают бак полным. Зато теперь – полнее не бывает. Сколько это в литрах, не знают даже в "вольвовском" сервисе. Как двигался? Плавный разгон примерно до 80 км/ч (при этом мгновенный расход составляет примерно 20 – 25 литров на сотню!), затем – сброс газа и снижение скорости до 60-70 км/ч (стараешься удерживать мгновенный расход в районе 5 литров). Это, как ни странно, не так уж и трудно делать: достаточно чуть-чуть периодически ослаблять нажим на педаль, чтобы показания маршрутника тут же прыгнули вниз. Главное – не дать автомату уйти с высшей передачи. Если все идет нормально, то скорость движения составляет 60 – 80 км/ч, а тахометр показывает примерно 1500 об/мин.

Самым экономичным оказалось… движение в горку! На каждом спуске я давал "вольве" разогнаться до 80 – 90, а потом, по мере вползания наверх, убирал ногу с правой педали. Пару раз, к сожалению, не рассчитал – уже в конце подъема коробка лихо переключалась "вниз" и вся накопленная экономия исчезала на глазах. Но в целом – сработало.

Сразу после московской заправки дисплей маршрутника сообщил мне, что бак опустеет примерно через 800 км. Это понятно: он ориентировался на городскую прожорливость последних дней. Однако, по мере движения, компьютер добрел на глазах, постоянно пересчитывая фактический расход в ожидаемую дальность пробега. Что касается стрелочного указателя уровня, то он настолько удивился залитому до краев бензобаку, что надолго замер в правой части шкалы, сдвинувшись влево только через 260 км пути, перед Вышним Волочком. На подъезде к Петербургу стрелка отошла на три деления влево, оставив на обратную дорогу еще пять. А компьютер уже сообщал, что при пройденных 654 километрах бензина остается на 840!

В этот момент уже было ясно, что затея удалась. Осталось только не попасть на обратном пути в сумасшедшую пробку, способную уничтожить все достигнутое. Но развернуться не могу: служебную командировку никто не отменял, а потому мне волей-неволей придется тащиться в город! Не бросать же свою частную собственность на обочине… И тут везение кончилось: Московская Славянка и Шушары встретили меня вялотекущей рычаще-воняющей массой, нехотя ползущей к Питеру. Полчаса мерзкой езды тут же аукнулись повышением среднего расхода, а эйфория стала таять как шагреневая кожа.

Забегая вперед, скажу, что в самом Питере судьба сжалилась: до гостиницы на реке Пряжке я прорвался без приключений. Пробки парализовали движение чуть позже – буквально через несколько часов после моего приезда. Весь следующий день разъезжал по редакционным делам на метро, а наутро, 12 июня, двинулся обратно. В три утра просыпаться не стал – понадеялся на то, что в День России на дорогах будет поспокойнее.

В середине обратного пути "порадовал" сумасшедшим затором Вышний Волочек. К счастью, его удалось частично объехать по колдобинам центральной части городка, свернув с трассы вправо. В Твери сразу поехал через центр: мост через Волгу на объездной дороге в последнее время любит собирать длиннющую толпу. А на самом неприятном участке пути неожиданно повезло: сквозь Клин, Солнечногорск, Зеленоград и Химки удалось прокатиться без остановок! Это – редкостное везение: предыдущие поездки последних лет неизменно спотыкались именно здесь. На въезде в Москву загорелась контрольная лампа наличия топлива, а стрелка свалилась в левую часть шкалы. Но заполненная в Питере 5-литровая канистра так и не понадобилась: до дому мы с "Вольво" добрались своим ходом. Йес!

Итог забега – 1440 км! А в литрах? Заправка "до полного" вместила 67 литров – по крайней мере, именно за столько пришлось заплатить. Еще полторы канистры вновь долил самостоятельно. Итого – примерно 5,2 литра на сотню.

Повезло? Да, безусловно: помогли и сухая летняя погода, и четырехдневные российские каникулы, первый день которых как раз совпал с возвращением домой. Повезло и в том, что на трассе в это время не было серьезных аварий. И уж совсем повезло с проездом по Питеру: он давно сравнялся по части пробок с Москвой, а потому устраивать здесь соревнования по экономичной езде просто глупо. Прекрасно помню, что пару месяцев назад дорога от КАД до той же гостиницы заняла у меня два с половиной часа…

Однако же сегодня я победил. Безо всяких поблажек.

А ЕСЛИ БЫ…

А если бы не дурацкие многокилометровые пробки, полностью избежать которых мне так и не удалось, то пробег S60 на одной заправке вполне мог бы перевалить за полторы тысячи километров. Где только найти такую трассу? Разве что в Лапландии: дороги ровные и пустые, скорость все равно ограничена, во всем размеренность и спокойствие… А вот ситуация на М10 с каждым часом будет только ухудшаться – в этом у меня сомнений нет.

Всем желающим повторить нечто подобное искренно желаю успеха – хотя бы потому, что это увлекательно и необычно. Недоверчивых любителей точных расчетов отсылаю к статье коллеги в ЗР, 2006, №12 – Толя Фомин подробно расписал в ней, каким образом он провел аналогичный пробег на другой машине. А особо упрямым оппонентам, которых вообще нельзя убедить ни логикой, ни арифметикой, просто предлагаю пари: спорим, что смогу проехать в тех же условиях еще раз? Все издержки – от бензина до гостиницы и суточных – за ваш счет, уж извините. А в арбитры приглашаю Главного редактора ЗР, Петра Степановича Меньших: именно ему придется отпускать меня с работы для дачи сатисфакции. Если не отпустит – извините…

Но главное, конечно же, не в пари – оно мне совершенно неинтересно, поскольку я его легко выиграю. В конце концов, если будет пробка – встану у обочины и буду стоять столько, сколько нужно – с выключенным мотором, естественно… Но лично мне куда больше хочется, чтобы читатели осознали одну простую мысль: автомобиль может дарить не только ощущение скорости и динамики – в нем скрыты солидность и умеренность. И если в вас живет соревновательный дух, то состязайтесь не с машинами из соседнего ряда, а со своей собственной! Пробудите ее таланты, заставьте проехать так, как она еще не ездила. И получите от этого удовольствие. А заодно, кстати, немножко сэкономите. Вряд ли бензин в ближайшее время подешевеет…

КИЛОМЕТРЫ В ЦИФРАХ. ДАЛЕКО ЛИ СТОЛИЦА?

Сколько километров от Москвы до Питера – дело темное: смотря, как мерить. Атлас автомобильных дорог говорит про 679 км. Одометр S60 намерил от МКАД до КАД 680,3 км, а обратно – 677,7 км. Итого – 1358 км. Если же учесть, что, согласно картам, граница Москвы проходит возле поворота с трассы М10 на Шереметьево-1, а Питера – за мостиком через Ижору (у поворота на Царское Село), то минимальное "зачетное" расстояние сокращается примерно до 1314 км. Ну, а реальное расстояние от дома до гостиницы и обратно получилось совсем большое: 1440 км.

http://img.autorambler.ru/images/journal/09b5ef38879ecf61e10aebd6decefeef
Дорога. Фото с сайта ZR.ru.
Текст: Михаил Колодочкин.
Источник: Журнал "За Рулем"
Опрос
Нужно ли ввести штраф в размере 300 тысяч рублей для тех, кто не пропускает скорую помощь?
Да
Нет
50 комментариев
ПДД онлайн Билет 30, вопрос 13
Вы намерены повернуть налево. Следует ли уступить дорогу грузовому автомобилю?
Нет.
Да.
Ответить