Новости

Московские улицы опасны для жизни

13 февраля 2009
≈ 17 минут
27 просмотров

ГИБДД Центрального округа Москвы отчиталась за прошедший год данными о ДТП и погибших на дорогах в центре столицы. Картина, если судить в сравнении с прошлым годом, в целом оптимистичная, если так можно назвать сокращение смертности на дорогах округа с 49 смертей в 2007 г. до 31 в 2008 г. По-прежнему высок процент ДТП, виной которых стали сами пешеходы, отмечают в ГИБДД ЦАО. За прошлый год из-за несоблюдения ПДД пешеходами на дорогах в центре Москвы случилось 224 аварии.

Дорожная безопасность – это комплексная проблема, решать которую необходимо с различных сторон. Власти одного из самых «аварийных» городов в России (более 3 000 погибших и 30 000 раненных по итогам 2008 г.) эту проблему, конечно же, понимают и уже давно утвердили так называемую программу «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 – 2012 годах». Данная программа реализуется в рамках всей страны и уже дает свои результаты. И если проникнуться словам главы Департамента организации дорожного движения МВД РФ Владимира Кузина, то можно сделать вывод: слабо работает программа обеспечения дорожной безопасности. Показатели улучшения невысоки. В сравнении с 2007 г. число ДТП в России сократилось лишь на 6,6 %, погибших стало на 10,1 % меньше, а раненых – на 7,3%. И, как выражается сам начальник Департамента, тенденция к снижению дорожной «опасности» наметилась. Только наметилась – так, наверное, было честнее сказать. А уж о том, почему она не наметилась ранее, Кузин не сказал, предпочтя сделать акцент на том, что «правосознание участников дорожного движения все же остается на низком уровне».

Безусловно, от уровня осознанности водителя, и в правовом смысле тоже, во многом и зависит безопасность на дорогах России. Однако способствуют ли росту такой осознанности сами сотрудники ГИБДД, которые вопреки всем правительственным программам и инициативам, направленным на борьбу с взяточничеством, продолжают предоставлять водителям-нарушителям ПДД возможность откупиться? Да и сами правительственные меры, согласно которым размер официальных штрафов за то или иное нарушение, пересматривается в сторону увеличения с завидной периодичностью, увы, не способствуют тому, чтобы водитель начал вспоминать о правилах и стараться не нарушать их. Не помогает по большому счету, ведь число нарушителей не снижается с рекордной скоростью, и тот, кто ездил осторожно и уважал ПДД, продолжает это делать и без увеличения размера штрафа, а тот, кто плевал на правила, имел возможность откупиться от наказания, не потерял ее и после того, как «ставки» возросли. Зато усугубление административных взысканий «простимулировало» в очередной раз сотрудников ГИББД увеличить «цену вопроса». Хотя что снимать вину с водителей: пока дают сами, будут брать.

Снижению аварийности, по мнению властей, должно поспособствовать улучшение качества подготовки водителей – новичков. И тут не поспоришь, ведь огромный процент аварий происходит по вине тех водителей, кто «не накатал» еще достаточно опыта, не имеет практических навыков вождения и поведения в той или иной дорожной ситуации. Готовят водителей автошколы, за которые власти уже давно основательно взялись, да, видно, не с того конца. После регулярных ревизий, осмотров, проверок, которые методично проводились и проводятся в российских автошколах и результаты которых периодически освещаются в СМИ, правительство решило взяться и за учебную программу. Вопреки логике, здравому смыслу и опыту срок обучения премудростям водительского ремесла оставили прежним. Увеличили лишь учебные часы, отведенные на практические занятия в ущерб теоретическим урокам, установили новые стандарты в плане оснащенности учебных классов и площадок для обучения вождению, ввели в сетку занятий новые, несомненно, нужные дисциплины. Однако тот факт, что преподавательский состав и методологическая база многих автошкол оставляет желать лучшего, реформаторов не обеспокоил. Впрочем, как и тот факт, что желающих и могущих купить водительские права в обход итогового экзамена (или заплатить за этот экзамен) по-прежнему не уменьшается.

Фактор состояния столичных дорог, куда ежедневно выезжает огромное число автомобилей, также является основополагающим в деле обеспечения дорожной безопасности. На самом деле о том, насколько хорошо многие московские дороги оборудованы подземными переходами, «островками» для пешеходов, сооружениями, разграничивающими полосы, можно судить и по ежегодно предоставляемому ГИББД столицы длинному списку самых аварийных улиц Москвы, и по «рекордно» снижающемуся уровню аварийности на них. Эти же данные косвенно свидетельствуют том, насколько оптимально и рационально организовано и само движение автотранспорта, насколько продуманно настроена система светофоров, насколько оправдано размещение лежачих полицейских, а также отсутствие обзорных зеркал безопасности на «слепых» поворотах. Зато нам периодически рассказывают о том, что была организована еще одна комиссия или очередной комитет, который исследовал в очередной раз проблему состояния столичных дорог и постановил, и предписал. А где толк, если даже ящики с песком на случай гололеда столь редко встречаются вдоль столичных дорог? И это при том, что московское и подмосковное правительство ежегодно рапортует о выделяемых на ремонт и содержание дорог многомиллиардных суммах.

Отдельным пунктом в проблеме дорожной безопасности встает проблема пробок, парковок, эвакуаторов, которая сама по себе является предметом отдельного разговора. Не будем здесь углубляться в способы решения «пробочных» проблем столицы, лишь отметим, что связь между уровнем аварийности и перегруженностью дорог – прямая. А кроме погоды, плохого настроения водителей и неудовлетворительного состояния дорожного полотна эти пробки создают те, кто теоретически должен ратовать за и безопасное транспортное движение, сами сотрудники ГИБДД. Думается, в Москве нет ни одного автовладельца, кто не постоял часок-другой в пробке, образовавшейся по причине того, что доблестные «служители жезла и дороги» бдят безопасность и свободный проезд для вышестоящих лиц государства.

Хотя незачем все валить на голову властей. Ведь многие взрослые пешеходы и дети, да и водители в том числе, просто-напросто лишены какой-либо культуры безопасного вождения, да и культуры вообще. С одной стороны и этому есть оправдание: Москва – это огромный, вечно спешащий мегаполис, где «если не ты, то тебя»… Но с другой стороны, ужасна даже сама мысль о том, что сэкономленные несколько минут, которые нужно потратить, чтобы, к примеру, спуститься в подземный переход или проехать по правилам перекресток, могут стоить жизни не одному человеку. Перебегающего восьмиполосный проспект пешехода прямо над подземным переходом или проскакивающий на красный свет автомобиль с истеричными гудками можно увидеть в Москве каждый день. И ведь самое печальное, что культуру дорожной безопасности нельзя навязать государственными программами и различными «месячниками», которые ГИБДД проводит, по сути, для отчетности. Нельзя ее внушить и высокими штрафами, ведь запугивание чаще всего неэффективный метод, сродни силовому. Эта культура идет от воспитания, от осознания ответственности за свою жизнь и жизнь близких.

Текст: Сергей Василенков.

Источник: Carclub.ru
Опрос
Стоит ли досрочно пускать за руль лишенных прав водителей?
Да
Нет
3 комментария
ПДД онлайн Билет 37, вопрос 7
Какие указатели поворота Вы обязаны включить при выполнении разворота по такой траектории?
Только левые.
Сначала правые, а при движении от тротуара - левые.
Только правые.
Ответить