Новости

Куда движется дизайн автомобилей

10 сентября 2010
≈ 27 минут
126 просмотров

Прошедший Московский автосалон был урожайным не только на премьеры новых моделей, но и на дизайнеров, которые их создавали. Практически каждая компания сочла за честь привезти в Москву своих ведущих специалистов в этой области, но дальше всех пошла компания Citroen, которая в один из дней устроила настоящий «День Дизайна».

Специально по этому случаю в Москву приехал Марк Ллойд, создатель модели Citroen DS3 и руководитель группы перспективных разработок Citroen. В рамках «Дня Дизайна» он провел мастер-класс для студентов «Строгановки» и МАМИ на стенде компании, где поделился опытом создания дизайна автомобилей на примере модели Citroen DS3. Студентам были продемонстрированы новые возможности графического дизайна - своими секретами поделился Мэтью Вандон, также принимавший участие в создании образа DS3 и присутствующий в тот день на стенде компании. Студентам было предложено отразить на листе бумаге свое видение Citroen DS3, представить личные портфолио, задать интересующие их вопросы и получить комментарии мастера. Марк Ллойд остался доволен опытом общения с ребятами и был приятно удивлен их подходом к будущей профессии.

По завершении мастер–класса нам удалось задать несколько вопросов Марку Ллойду.

http://img.autorambler.ru/images/journal/5718a9530e1fff6fc8cb93c2b207341c
Марк Ллойд (слева). Фото: Михаил Прохоров

С появлением модели DS3 люди вспомнили, что Ситроен всегда славился дизайном своих моделей. Какие будут дальнейшие шаги?

Citroen DS3 – это не отдельное явление, это возвращение к той эпохе, когда во главе угла стоял стиль и дизайн. Мы считаем, что модели DS4 и DS5, которые последуют дальше, тоже будут очень сильными машинами по своему стилю.

Именно дизайн вы решили сделать фирменным стилем марки?

Внешняя привлекательность автомобиля очень важна. Но успех продукту приносит гармоничное сочетание, когда прекрасно все. На наш взгляд, DS3 как раз является прекрасным примером этого сочетания. Замечательный стиль, прекрасно выполненный салон и, кроме того, водитель наслаждается, управляя этим автомобилем.

Все ли модели марки, включая автомобили представительского класса и минивэны, будут иметь столь же революционный дизайн, как Citroen DS3?

Нет, не все. У DS3 действительно революционный дизайн, но мы считаем, что у каждого автомобиля дизайн должен подчеркивать его функцию.

Что для вас важнее – дизайн интерьера или экстерьера?

Эти понятия нельзя разделять. Все должно быть прекрасно – внешний вид, вид салона и удовольствие от вождения.

Насколько важно качество материалов, используемых в отделке салона?

Мы постарались, чтобы все в салоне было приятно на ощупь. Кроме того, мы постарались внести разнообразие. Есть автомобили, у которых салон представляет единое целое, но он однообразен. Поэтому мы постарались в салоне расставить какие-то акценты.

Насколько вы готовы и считаете целесообразным использовать ретроэлементы в дизайне?

Нас не интересует копирование того, что уже было. Нас интересует найти нечто, может запах какой-то или еще что-то, что создавало бы определенную атмосферу. Наша цель – сделать так, чтобы люди, садясь в салон современного автомобиля, говорили «Что-то мне это напоминает!»

В свое время, на фоне успеха проектов MINI и нового VW New Beetle, Citroen собирался реинкарнировать модель 2CV. Этот проект заглох окончательно?

Для нас эта тема закрыта.

Разделяя бренды BMW и MINI, стенды этих компаний располагались рядом, но порознь, хотя обе марки принадлежат одному концерну. Зато, благодаря этому, нам удалось пообщаться с дизайнерами обеих марок. Первыми нам попался главный дизайнер по экстерьеру BMW Group Андерс Варминг. Сразу видно, человеку приходится часто общаться с журналистами, так как перед началом интервью он счел необходимым рассказать пару слов о том, как работает дизайн-центр компании. Вот его слова:
"Для начала, я хотел бы рассказать несколько слов о том, как создается дизайн новых моделей BMW. Команда, которая работает над обликом всего модельного ряда компании, очень небольшая - всего 40 человек. Эти люди вместе работают, вместе обедают, вместе обмениваются идеями - то есть, в какой-то степени это коллективное творчество. Но от этого наши машины не становятся похожими друг на друга, подобно близнецам-братьям. Есть совершенно определенный человек, дизайнер, который отвечает за внешний облик конкретной модели, и 1-2 человека, которые отвечают за оформление интерьера. Так что всегда легко найти автора каждого стилистического решения, и, таким образом, персонализация удачных идей не теряется".

Наверное, окружающие все время пытаются найти сходства либо различия между Вами и Крисом Бэнглом. Тяжело ли нести этот бремя сравнения?

Нет, совсем не тяжело. Мы с Крисом Бэнглом работали вместе 15 лет и прекрасно друг друга знаем. В течении этого времени мы занимались тем, что обдумывали и разрабатывали дизайн BMW будущего. Его уход с занимаемого поста - это была естественная ротация менеджмента внутри компании, и не означает смены курса.

Что от Вас ждет руководство концерна – что Вы будете продолжать линию, начатую г-ном Бэнглом, или предложите что-то свое?

От меня ожидают, что я буду продолжать работу своих предшественников.

Будут ли Ваши стилистические решения столь же революционными, как творчество Криса Бэнгла?

Это вопрос более сложный, чем просто эволюция или революция. Мы верим в последовательность при разработке концепций, и мы ищем правильное решение для каждой конкретной машины. Например, первый BMW Х5 в плане языка форм не был революционным – привычные линии легко узнавались. Но с точки зрения технологий и с точки зрения концепции это была совершенно новая машина. Если говорить о резком изменении – BMW 7 серии (Е65). Это была революция с точки зрения формы, но эволюция с точки зрения технологии. Все, что от нас требуется – для каждой конкретной машины подобрать наилучший баланс этих качеств. Очень важно понимать, что автомобильный дизайн – это не сегодня и не завтра. Мы много-много лет занимаемся формированием линий кузова автомобилей. Это не революция, а последовательный процесс, который длится достаточно долго. Автомобили, которые разрабатываются сегодня, на дорогах появятся через 5-6-7 лет, и те идеи, к которым мы приходим сейчас, воплотятся в жизнь лишь через какое-то время.

Ряд стилистических и технических решений 7 серии в кузове Е65 не перешло на текущее поколение модели из-за того, что не нашли поддержки покупателей? Готовы ли вы признавать ошибки и отыграть назад?

Неправильно говорить, что это была работа над ошибками и отказ от каких-то решений. Если рассмотреть три последних поколения 7 серии, то каждая машина выполнила свою задачу. В частности машина, созданная Крисом Бэнглом и столь противоречивая машина в кузове Е65 не только выполнила поставленную цель, но и оказалась самой продаваемой моделью 7 серии за все время. Мы считаем, что текущее поколение 7 серии - это наилучшая концепция того, каким должен быть седан представительского класса сейчас. Это объединение лучших идей и концепций всех предыдущих поколений.

Среди концептов BMW было несколько машин, выполненных в стиле Flame Surfacing (языки пламени), но кажется, это направление стиля не получило дальнейшего развития. Стоит ли ждать продолжения или на этом стиле поставлен крест?

Нет, эти идеи получили дальнейшее развитие, например, в модели BMW Z4. Разрабатывая стиль Flame Surfacing (языки пламени), мы исследовали аэродинамику и технологию производства кузовных панелей с такой сложной поверхностью. Многие решения, которые были озвучены в этих концептах, получили развитие позднее - только теперь они уже более продуманные, более завершенные и более элегантные. Мы разрабатываем машину и, когда она появляется на дороге, мы учимся на этой машине – смотрим, какие решения мы можем использовать дальнейшем. Но эти решения в разных машинах используются по-разному. С одной стороны, мы хотим расширить выпускаемую гамму моделей, а с другой - максимально расширить количество вариантов оформления внешнего вида.

А вот тему эксплуатации стиля ретро мы вновь затронули в интервью сего коллегой, шеф-дизайнером MINI Гертом Хильдебрандом, под руководством которого дизайн MINI разрабатывается с 2001 года.

http://img.autorambler.ru/images/journal/51ff09f0b20ca67e9e482807053f8115
Герт Хильдебранд. Фото представительства

Из всех попыток реинкарнации моделей прошлого MINI оказался самым удачным проектом. С чем вы это связываете?

Видимо, с тем, что мы работаем как самостоятельное подразделение. Хоть мы и входим в состав концерна BMW, нам предоставлена почти полная свобода действий. Тогда как схожие автомобили других производителей просто являются лишь еще одной машиной в модельном ряду производящей их компании. Разрабатываются и производятся они на общих основаниях, и, как и в случае с остальными моделями, руководит этим процессом слишком большое число начальников. Мы же структура более маленькая и более мобильная, а наше руководство и наши маркетологи лучше разбираются в этом специфическом секторе рынка.

Высокая цена MINI поддерживается искусственно для формирования имиджа эксклюзивности модели или это связано с какими-то другими факторами?

Мы делаем качественный продукт, насыщенный современными технологиями, которые стоят достаточно дорого. Кроме того, суммарный объем выпуска наших машин не очень большой. Все это вместе накладывает отпечаток на стоимость автомобиля. Впрочем, в Европе продается версия MINI, минимально оснащенная дополнительным оборудованием, которая стоит около 16 тысяч евро. Это недорого, и такую машину могут себе позволить купить многие люди, если захотят. А что касается более дорогих версий, то, согласитесь, то удовольствие от управлениями ими в сочетании с яркой внешностью, все-таки стоит денег.

Сколько еще типов кузовов появятся в модельном ряду MINI?

Пока могу сказать только то, что представленные год назад в виде концептов варианты с кузовами «родстер» и «купе» обязательно скоро пойдут в производство.

Кроме того, нам удалось пообщаться с Франком Брюзе, специалистом по экстерьеру Volkswagen Design.

Лет 15-20 назад некоторые немецкие автокомпании пытались весь свой модельный ряд выпускать в неком едином стилистическом ключе, что, в конечном итоге вызвало недовольство покупателей топовых моделей, так как их машины были трудноотличимы от более дешевых версий. Сейчас что-то подобное - выполнить стилистическое решение в одном ключе – пытается сделать Volkswagen. Не боитесь ли вы повторить подобную ошибку?

Мы считаем, что узнаваемость машины в дорожном потоке, как автомобиля марки Volkswagen, очень важна для бренда. Кроме того, наши автомобили, хоть и действительно внешне похожи, все-таки позволяют отличить модели друг от друга – весь секрет в соотношении пропорций между решеткой радиатора и головной оптикой. Так что надеемся, что претензий со стороны покупателей к нам не будет.

Наверное, именно с узнаваемостью бренда связано то, что размер эмблемы Volkswagen на решетке радиатора увеличивается в своих размерах год от года? Чем-то мне это напоминает «золотые 60-е» и микроавтобусы хиппи – тоже, кстати, марки Volkswagen.

(Смеется) Нет, конечно, до таких размеров эмблема расти не будет. Можно сказать, что мы сейчас уже достигли максимально разумного размера логотипа.

Меняется дизайн всех ваших моделей, кроме Golf, который вот уже несколько поколений будто застыл во времени. С чем это связано?

Модель Golf – это самый продаваемый автомобиль марки, самый узнаваемый, и, в какой-то степени, лицо Volkswagen. Поэтому мы очень осторожно стараемся вносить изменения в его облик, чтобы не отпугнуть покупателей революционными изменениями его вида.

Алексей Хресин
Фото: Михаил Прохоров

Источник: Autorambler
Опрос
Стоит ли досрочно пускать за руль лишенных прав водителей?
Да
Нет
6 комментариев
ПДД онлайн Билет 18, вопрос 3
Разрешено ли Вам поставить автомобиль на стоянку в указанном месте по четным числам месяца?
Разрешено только после 19 часов.
Запрещено.
Разрешено.
Ответить