Новости

Кредитная удавка сжимается

6 сентября, 14:24
≈ 7 минут
13 697 просмотров

На авторынке стремительно увеличивается доля просроченных кредитов. Именно они могут обрушить продажи в будущем году.

Замедление темпов падения спроса на новые автомобили никого не должно вводить в заблуждение. Ситуация остается крайне сложной. Прежде всего, потому, что около 40% автомобилей сейчас покупают с привлечением заемных средств. Многие заемщики плохо представляют, как будут расплачиваться по долгам.

- Действительно, просроченная задолженность в данном сегменте продолжает увеличиваться, - отмечает президент коллекторского агентства «Секвойя кредит консолидейшн» Елена Докучаева. - По состоянию на 1 сентября ее объем достиг уже 82,5 млрд. рублей. Рост с начала года – более 20%. При этом доля просроченной задолженности достигает 16-17%. А по итогам года сумма просрочек составит около 85-87 млрд. рублей.

По данным эксперта, сейчас просроченными являются около 200 тыс. автокредитов из 1,3-1,4 млн. выданных. Увеличение просроченной задолженности связано с рядом факторов, главными остаются снижение реальных доходов населения, и сохраняющийся достаточно высокий уровень закредитованности заемщиков (средний показатель по стране составляет 1,8 кредита на должника (в прошлом году - 1,7). Ухудшение платежеспособности клиентов в сегменте автокредитования подтверждается и сроком выхода на первую просрочку. Если в 2014 году средний заемщик переставал обслуживать кредит через 18 месяцев (или 1,2 года) после покупки, в 2015 году – через 16 месяцев, то сейчас этот показатель составляет около 12 месяцев. Отрицательный тренд налицо.

- Среди наиболее проблемных регионов с точки зрения уровня просроченной задолженности мы выделяем Москву и Московскую область, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Челябинскую, Ростовскую, Новосибирскую, Свердловскую, Нижегородскую, Саратовскую, Воронежскую, Самарскую и Тюменскую области, Пермский край, Республику Татарстан, - продолжает Елена Докучаева. - Подобная динамика связана прежде всего с ростом стоимости автомобилей и увеличением суммы кредита, а также стоимости кредита. Рост доли просроченной задолженности по автокредитам обусловлен и тем, что на фоне снижения объемов рынка автокредитования происходит "вызревание" просроченной задолженности по кредитам, выданным в 2012-2013 годах, когда банки следовали более либеральной политике выдачи кредитов. Сейчас многие финансовые учреждения изменили стратегию, и качество портфеля «молодых кредитов» заметно улучшилось, однако их количество сократилось.

Банкиры и коллекторы признают: армия несостоятельных заемщиков становится просто угрожающей по своей численности. Но остановить процесс сейчас уже не представляется возможным. Момент взрыва оттягивают, как только возможно.

Текст: Дмитрий Баринов

Опрос
Стоит ли досрочно пускать за руль лишенных прав водителей?
Да
Нет
7 комментариев
ПДД онлайн Билет 39, вопрос 10
С какой максимальной скоростью Вы можете продолжить движение на легковом автомобиле с прицепом?
70 км/ч.
50 км/ч.
90 км/ч.
110 км/ч.
Ответить