Новости

Крах миллионера Такера

16 января 2009
≈ 13 минут
37 просмотров

У американского автопрома свои герои. Как правило, это одиночки с яркой биографией, амбициозными проектами и грустным финалом. Томас Престон Такер — один из их числа.

В первые послевоенные годы автопроизводителям США совершенно нечего было предложить покупателям, кроме переделанных устаревших машин: всю войну заводы не выпускали «гражданских» машин, а после ее окончания еще долго не могли разработать новые модели. Слегка подправленный дизайн, новый хромированный декор, моторы чуть мощнее, а внутри — старая довоенная «начинка». Но и это американцы разбирали на ура, так что у ведущих автомобильных корпораций проблем со сбытом не было никаких. Возможно, этот «застой» и длился бы годами, если бы не Tucker Torpedo — настоящий «автомобиль будущего», дерзкий, стремительный, фантастический...

Как водится, название он получил в честь своего создателя. Мальчик на побегушках, менеджер, бизнесмен, миллионер — и это все о Томасе Престоне Такере, всю свою жизнь мечтавшем построить суперавтомобиль. Даже пара провалов в этом деле его не останавливают, и уже в 1945 году он начинает рекламную кампанию. На страницах цветных буклетов красуется чудо-машина: низкий силуэт кузова с плавно ниспадающей задней частью, совмещенная с передним бампером массивная декоративная решетка, воздухозаборники на задних крыльях, стреловидные кили со стоп-сигналами, бросающаяся в глаза центральная фара, поворачивающаяся вместе с колесами. Все это через каких-то пять лет дизайнеры растащат на цитаты, которые можно будет прочесть в самых знаковых моделях эпохи аэростиля, включая даже знаменитый Cadillac 1959 года.

Первые экземпляры Tucker Torpedo собрали весной 1947 года. А летом его показали журналистам в Чикаго, которые из-за длинного и вытянутого «носа» прозвали машину «tin goose» — «жестяной гусь». Впрочем, сравнение с этой медлительной и вальяжной птицей относилось скорее к внешности машины, а не к ее скоростным характеристикам.

Расположенный сзади мотор рабочим объемом 9,6 литра и мощностью 166 л.с. мог разогнать Tucker Torpedo до 200 км/ч, а разгон до «сотни» занимал всего 10 секунд. И все это за какие-то 2500 долларов — дешевле доступного Chevrolet или Ford. Еще до появления на свет первого экземпляра Такер собирает деньги с будущих владельцев Tucker Torpedo — этого вполне хватает, чтобы начать производство. Казалось, слава и успех совсем рядом...

Но тут у Такера начинаются проблемы. Первым звонком оказался иск о незаконном приобретении завода, но его Такер выиграл, правда, потеряв при этом уйму времени и денег. Для финансирования производства он учреждает акционерное общество с уставным капиталом в $20 млн., но всесильная «Securities&Exchange Commission», занимающаяся биржевыми аферистами, заподозрила в его действиях грязную игру и заморозила денежные операции. Акционеры завалили Такера исками, его обвиняли в сокрытии финансовых документов, присвоении денежных средств и растратах.

Агонию Такера катализировала травля в прессе, окончательно угробившая все дело, — создателю суперавтомобиля уже никто не верил.

Многие склонны видеть за этими событиями сговор «Ford», «General Motors» и «Chrysler Corporation» — они больше всех были заинтересованы в том, чтобы «автомобиль будущего» за две с половиной тысячи долларов так и не появился, иначе бы Такер со своими планами по выпуску 300 000 машин в год легко отправил бы всех остальных в нокаут. Сам неудавшийся автомагнат отчаянно защищался, обещал назвать своих врагов поименно, твердил об угрозе демократии: «Если наступит день, когда кто-либо сумеет заставить законы и законодателей нашей страны служить эгоистическим конкурентным интересам, то демократическое правление в этот день умрет. И нам просто хватает оптимизма верить, что, когда будут выложены все факты, общественное мнение Америки возьмется за хорошую дубину». Но за дубину никто не взялся, даже после того, как Такер выложил все факты. Он выиграл все суды, но проиграл свое дело — подмоченная репутация уже не оставляла никаких шансов. В конце 40-х Такер уехал в Бразилию, где попытался раскрутить другой свой проект скоростного родстера Carioca с таким же смелым дизайном, как у Tucker Torpedo, но он никого всерьез не заинтересовал.

Сегодня известно о 47 уцелевших экземплярах Tucker Torpedo из 51 выпущенного — информацию о местонахождении каждого из сохранившихся экземпляров можно получить на интернет-сайте The Official Tucker Club of America.

Большая часть машин раскидана по музеям и частным коллекциям, так что приобрести такой автомобиль практически нереально. За последнее время только один из них мелькнул на американском аукционе «Sports&Classics of Monterey» 15 августа 2008 года. Экземпляр №38 цвета «зеленый металлик» ушел на отметке $1 017 500. Предыдущий результат торгов также внушает своей молоточной ценой — в 2006 году он стоил 577 500 долларов США. Так что неудивительно, что самый знаменитый обладатель Tucker Torpedo — режиссер Фрэнсис Форд Коппола — выложил за него еще в середине 80-х «всего-то» $260 000. Именно этот диковинный автомобиль вдохновил создателя «Крестного отца» на экранизацию драматической истории о самом Томасе Престоне Такере: излучающего мужественность и обаяние мечтателя-автомагната сыграл Джефф Бриджес, а фильм с непривычным для Голливуда грустным финалом собрал в прокате $19 млн. Посмотрев «Tucker: The Man and His Dream», можно еще раз убедиться, что хорошие парни редко выигрывают в реальной жизни.

Источник: Московский комсомолец
Опрос
Стоит ли досрочно пускать за руль лишенных прав водителей?
Да
Нет
3 комментария
ПДД онлайн Билет 9, вопрос 19
На каком рисунке показан безопасный способ разворота вне перекрестка с использованием прилегающей территории слева?
На правом.
На левом.
Ответить