Новости

Конец автомобильной истерии. Камеры и алкоголь отодвигаются

30 июня 2008
≈ 15 минут
57 просмотров

“Автомобильные” поправки в КоАП, которые должны вступить в законную силу с 1 июля, запаздывают. Соответствующее постановление правительства РФ еще не подписано и должностные инструкции местным управлениям ГИБДД не поступили. Поэтому с завтрашнего дня на дорогах Петербурга ничего экстраординарного не произойдет. Хорошая новость: системы видеофиксации нарушений правил дорожного движения не заработают и квитанции о штрафах по почте нарушителям присылать пока не будут. Плохая новость: эвакуация по-прежнему останется для питерских водителей платной.

Как сообщили “Фонтанке” в УГИБДД по Петербургу и Ленобласти, с завтрашнего дня поправки, касающиеся внедрения системы видеонаблюдения за нарушителями ПДД, установления нормы содержания алкоголя в крови автомобилиста на уровне 0,3 промилле, а также обязательства служб не взимать плату за эвакуацию автомобилей, введены не будут. Документ об их официальном старте “завис” в кабинетах федеральных чиновников. Причина “торможения” поправок, которые, по мнению их авторов, должны облегчить жизнь всем владельцам железных коней, не раскрывается. Заявлено лишь о неких технических трудностях. Однако эксперты уже отмечают, что, скорее всего, чиновники пришли к выводу: новые поправки слишком спорные и сложно будет обойтись без коллизий, если их немедленно начать применять.

Кстати, основные “недопонимания” могут возникнуть вокруг появления средств видеонаблюдения (проще говоря, камер) на городских магистралях. Автомобилистам, да и сотрудникам ГИБДД, пока непонятно, как будет реализовываться эта система на практике. И если с технической точки зрения все достаточно просто: в ГИБДД уточняют, что на первых порах в Петербурге для видеофиксации будут использоваться передвижные пункты (их будут устанавливать на самых “аварийно опасных” участках дорог). То вот с законодательной базой могут возникнуть проблемы. Дело в том, что нововведение фактически отменяет такое понятие как “презумпция невиновности”. Фокус в том, что беспристрастная камера фиксирует нарушение ПДД и фотографирует номер автомобиля, а потом высылает его владельцу квитанцию на оплату штрафа. Если же в момент нарушения за рулем сидел не сам владелец, а лицо, управляющее авто по доверенности, в том числе и по генеральной, то разбираться с настоящим адресатом штрафа придется уже не сотрудникам ГИБДД, а человеку, получившему квитанцию. Доказывать ошибочно оштрафованному придется и факт угона автомобиля, если таковой имел место быть.

Но основной проблемой, по мнению аналитиков, станет распространение тех самых квитанций. Предполагается, что рассылкой “писем счастья” займется Почта России. Автомобилисты считают, что это не лучший способ уведомления водителей. “Непонятно, как почта сможет гарантировать доставку квитанций нарушителям. Судя по тому, как организация работает сейчас, трудно представить, что весь внушительный объем уведомлений будет поступать к адресатам в срок, - прокомментировал “Фонтанке” координатор Санкт-Петербургской организации по защите прав автомобилистов “Свобода выбора” Алексей Сыщиков. - А срывы доставки могут способствовать тому, что возникнет множество должников, которые даже не догадывались, что их нарушение кто-то зафиксировал. При этом административное наказание за невыплату штрафа, предусмотренное законом, - не только удвоение самой выплаты, но и арест на 15 суток”.

К слову, для оплаты штрафа, присланного по почте, автомобилистам по закону выделяют 40 дней со времени получения уведомления. За 10 дней можно будет обжаловать вмененное взыскание.

Похоже, единственным более-менее приятным и понятным во всей этой истории моментом является то, что по показаниям камеры будут назначаться минимальные штрафы, а лишение прав не предусмотрено вовсе. Например, за превышение скорости на величину не менее 10, но не более 20 километров в час - предупреждение, более 20, но не более 40 километров в час - 300 рублей, более 40, но не более 60 километров в час - тысяча рублей, более 60 километров в час - две тысячи рублей, а не направление материалов административного дела в суд, как это сделал бы практически любой живой гаишник с радаром.

“Вообще, то, что из процесса фиксации нарушений правил уйдет “человеческий фактор”, то есть необходимость участия сотрудника ГИБДД отпадет, сыграет на пользу дела. У видеокамер нет карманов, поэтому возможность дачи взятки полностью исключается. Это должно дисциплинировать водителя, - добавил Алексей Сыщиков. - Однако, к сожалению, от проблемы “блатных номеров” новый закон страну не избавит”.

Сами доблестные сотрудники ГИБДД рассказали, что в базы электронных камер-радаров будут внесены так называемые “белые списки” номеров, нарушения которых фиксироваться не будут. Естественно, туда попадут номера автомобилей МВД, МЧС, "Скорой помощи". Также статус “неприкасаемых” получат служебные автомобили депутатов и чиновников разных уровней. Нетрудно предположить, что очень скоро здесь появится еще один сегмент нелегального рынка – торговля “блатными”, которые система видеофиксации будет игнорировать.

Напомним, что с 1 июля официально должны были вступить сразу четыре поправки в КоАП, касающиеся дорожного движения. Кроме видеофиксации, бесплатной эвакуации и снижения уровня допустимого содержания алкоголя в крови, должна была наступить еще и ответственность за езду без полиса ОСАГО. В праве сотрудника ГИБДД, который подобное нарушение обнаружил, теперь снимать с транспортного средства номера, точно так же, как при отсутствии талона техосмотра.

Будут ли получены согласования по этим документам в ближайшее время, или все-таки срок вступления в силу поправок будет перенесен, пока неясно. Прецедент такого “переноса” в российском автомобильном законодательстве известен. Так, опять же 1 июля, должна была вступить поправка об упрощенной процедуре получения потерпевшими страховой выплаты по ОСАГО. Теперь они будут законны только с 1 марта 2009 года.

Согласно “упрощенке”, владелец автотранспортного средства в случае ДТП вправе обратиться с требованием о страховой выплате к своему страховщику, с которым у него заключен договор, а не к той страховой компании, с которой заключен договор у другого участника аварии. Эту норму отодвинули в связи с необходимостью создать некую единую базу страховщиков, которые должны улаживать споры клиентов между собой.

Текст: Маша Могилевская.

Источник: Фонтанка.ру
Опрос
Стоит ли досрочно пускать за руль лишенных прав водителей?
Да
Нет
3 комментария
ПДД онлайн Билет 26, вопрос 5
Такой вертикальной разметкой обозначают:
Боковые поверхности ограждений на других участках дорог.
Боковые поверхности ограждений только на опасных участках дорог.
Ответить