Новости

Колеса Померании

27 июля 2008
≈ 10 минут
37 просмотров

Фирма Stoewer была основана Бернардом Штовером в середине XIX века в Штеттине, что у устья Одера. Спустя десятилетия фирма с тысячью рабочих насыщала мир пишущими машинками для фрейлин и швейными машинками для фрау. Были ещё велосипеды для всевозможных «герров».

Прекрасная работящая марка под знаком грифона – символа древней земли Померании, переходившей то германцам, то славянам.

У Бернарда было два сына: Бернард-младший и Эмиль. Первый – блестящий инженер, второй – хороший коммерсант. Вместе в 1896-м они выпросили у отца завод в Штеттине под свою мечту. Империя бурлила техникой, все, кто выпускал что-то сложнее дверного замка, пробовали себя в автопроме, так что новый век братья решили встретить уже на колесах. Первая же машина задала тон развитию марки – имя 6,5 – сильного экипажа можно перевести как «Большая машина». Настоящий успех в лице модели G4 вышел в 1908 году – было продано свыше тысячи авто.

Первая мировая война только раззадорила братцев: расширяя бизнес, они превратили Stoewer в акционерное общество, выпускавшее автобусы, тягачи и авиадвигатели. Пережив горькое бремя поражения страны, братство начало эксперименты: снабдило свои «штоверы» авиационным двигателем и ровно в собственной традиции вышло на рынок с самым мощным авто того времени – 120 сильным D7. После Первой мировой многие были уверены, что авиация умерла – пилоты возили почту, тяжелобольных и редких пассажиров, дебоширили и спивались, а авиадвигатели производители не знали куда приткнуть. Основную же линейку составили машины с четырех- и шестицилиндровыми моторами.

А тут и Германия поднялась и толстосумы выползли из своих нор, так что Stoewer развернулся не по-детски.

Верно, думая, что благоденствие это – навсегда, Stoewer начал в 1928 году выпуск авто S8 и G14 с 8-цилиндровыми двигателями. Блажен, кто верует. Наступление 1930 года фирма отметила гигантами с восьмицилиндровыми двигателями с такими же «восьмицилиндровыми именами»: «Гигант», «Маршалл» и «Представитель». Их скорость теперь уже уверенно «царапала» планку в 130 км/ч, а мощность подбиралась к 120 л.с.

Увы, они появились на свет уже «смертельно больными».

Паника 1929 года уже спешила в Европу на курьерском пароходе, так что «мастодонты» вскоре выпали из производственной линейки. Всего Stoewer успел выпустить более двух тысяч авто с «восьмерками» – не так уж мало.

Штоверы заметались. В 1931 году на рынок вышел переднеприводной Stoewer V5, один из пионеров жанра front-drive, разгонявшийся до 80 км/ч. Появился и малоразмерный Greif Junior. Он имел довольно бойкий обтекаемый дизайн, но был детищем Tatra и выпускался по лицензии фирмой Rohr, чье наследство было куплено штоверцами. Сам Stoewer не особенно увлекался дизайнерским поиском.

Stoewer оказалась в десятке немецких автосчастливцев, кто пережил Великую депрессию. Напоследок Штоверы все же настояли на амбиции. Последним авторским «штовером» был Greif V8, после чего братья совсем отошли от дел.

Яркая переднеприводная красавица с отменным силуэтом, фирменной «восьмеркой» и передним приводом.

Впрочем, и следующая модель – Arkona – имела свои нюансы, как установка двух карбюраторов Solex, как на Maybach Zeppelin или BMW 326. Arkona было выпущено менее тысячи, купе Sedina – всего около двухсот. Потом был сплошной Гитлер. С началом Второй мировой «Штовер» помрачнел, насупился и пошел на фронт добывать свое арийское превосходство. На заводе начался выпуск 1,8-тонных джипов LEPKW для вермахта. Один из них недавно участвовал в майском ралли Chopard в Москве.

Отгремела Вторая мировая. Европу поделили снова. Западная Украина и Западная Белоруссия, занятые Красной Армией в 1939 г., остались за СССР. В компенсацию Польша получала от Германии Верхнюю Силезию, часть Восточной Пруссии и Померанию. В том числе Штеттин, ставший Щецином. Все счеты были закрыты. Германской Померании более не было. Братья, к счастью для них, до этого не дожили. Один умер в 1937-м, другой – в 1942 году. Ну а оборудование завода Stoewer, мало пострадавшего во время войны, было вывезено в СССР ещё до передачи территории полякам. В счет репараций.

Фирма выпустила за полвека всего около 40 тысяч авто. Около 140 из них живы.

Источник: Газета.ru
Опрос
Стоит ли досрочно пускать за руль лишенных прав водителей?
Да
Нет
7 комментариев
ПДД онлайн Билет 24, вопрос 17
На каком расстоянии до встречного транспортного средства Вы должны переключить дальний свет фар на ближний?
Не менее чем за 300 м.
По усмотрению водителя.
Не менее чем за 150 м.
Ответить