Новости

Какие проходимцы!

23 мая 2008
≈ 14 минут
40 просмотров
Грозные джипы примеряют имидж семейных, мирных автомобилей

К легковым автомобилям повышенной проходимости всегда было особое, даже романтическое отношение. Это не просто большой экипаж, куда вместится все ваше семейство вкупе с дачным скарбом. Это, если угодно, покоритель пространства, которому все равно, какое покрытие под колесами - выбрал точку на горизонте и вперед! Однако в последнее время эти грозные машины стараниями маркетологов присмирели и "одомашнились". Более того, выведены совершенно новые подвиды внедорожного племени.

Как класс внедорожники оформились к началу Второй мировой войны. Именно военным нужна была легковая машина, способная проехать где угодно и при этом не разбросать детали по буеракам. Позже, в мирное время, автомобилям повышенной проходимости отводилась чисто утилитарная функция - доставить людей и груз в нужную точку, невзирая на отсутствие приличного покрытия под колесами. Об элементарном удобстве, не говоря уже о комфорте, речь даже и не шла - интерьер этих машин оставался по-военному спартанским.

Переворот в восприятии внедорожников начался в 70-е годы в двух точках планеты. На Туманном Альбионе, где зародился роскошный по тем временам вездеход Range Rover, и... в нашем Отечестве в лице заслуженного автомобиля "Нива". О последнем стоит сказать особо. Такое сочетание простоты, проходимости и комфорта тогда еще поискать надо было. Да и по нынешним временам "Нива" предлагает очень хорошее сочетание "цена-проходимость".

При этом с проходимостью, как главным критерием в оценке внедорожника, стали происходить любопытные метаморфозы. Дорог в мире становилось все больше, а их качество все лучше. 90% нынешних владельцев таких автомобилей вообще не съезжают с асфальта. Даже в европейской сельской "глубинке" к чистенькому пасторальному домику ведет мало-мальски приличная грунтовка, а чаще асфальтовая полоска. Качество дорог достигло того уровня, что если вы желаете помесить грязь в свое удовольствие - добро пожаловать на платную внедорожную трассу. Понимаю, как недоумевают (или гордятся) российские любители off-road, однако и к нам постепенно подступает цивилизация, и бескомпромиссные вездеходы постепенно становятся не нужны. Меняется и отношение к моделям. В начале 90-х автомобиль "Opel Frontera" с его передней независимой подвеской или семейство "Jeep Cherokee", пусть и с жесткими мостами, но несущим кузовом, выглядели довольно бледно на фоне истинных "проходимцев", вроде Land Rover Discovery. Однако на фоне современных моделей, в большинстве своем сплошь лишенных рамы и прочных мостов, они смотрятся настоящими покорителями бездорожья. Даже невыразительная Suzuki Vitara первого поколения, однозначно считавшаяся в свое время "паркетником", теперь уважительно называется "истинным" внедорожником. Все познается в сравнении.

Короче говоря, современный внедорожник - это, прежде всего, большой вместительный автомобиль, обеспечивающий водителю высокую посадку над дорогой и хорошую обзорность. А также возможность наплевательски относиться к бордюрам, сугробам и скользкой дороге. Все это привело к тому, что число моделей с жесткими мостами неуклонно снижается - их сменяет полностью независимая подвеска. Исчезает рамная конструкция, вместо нее все чаще используется несущий кузов с интегрированными усиливающими элементами.

Казалось бы, полный привод - это основное отличие внедорожников от их легковых собратьев. Но так ли это? На самом деле геометрическая проходимость, ходы подвесок, дорожный просвет и тип покрышек порой значат гораздо больше. Если совсем уж утрировать - то любой "заднеприводный" колесный трактор на бездорожье априори лучше самого навороченного "джипа". В Америке для особо экономных индивидуумов выпускаются моноприводные модификации некоторых внедорожников. И ничего, худо-бедно преодолевают не совсем сложные препятствия.

Для "настоящих" внедорожников подходят два типа полного привода. В системе "Part Time" большую часть времени автомобиль остается заднеприводным. На сложном покрытии передний мост подключается жестко, без межосевого дифференциала. Все время ездить так не рекомендуется - можно повредить трансмиссию. По такой схеме сделаны многие выдающиеся вездеходы - от нашего "уазика" до Nissan Patrol.

Постоянный полный привод нам знаком по автомобилям "Нива", Land Rover, Toyota Land Cruiser, Mercedes-Benz Gelandewagen - не самая плохая компания, не так ли? Для повышения проходимости некоторые модели снабжают блокировками межосевого и межколесных дифференциалов, чтобы одни колеса беспомощно не вращались, пока другие прочно стоят на дороге. Впрочем, постоянно с блокировками ездить нельзя - резко возрастает нагрузка на трансмиссию.

Полный привод с автоматически подключаемым задним мостом обычно используется у "асфальтовых" внедорожников. Действительно, зачем вам все ведущие колеса, если вы едете по сухому асфальту. Но как только передние колеса забуксуют, вискомуфта или электроника перебросит часть крутящего момента на заднюю ось. Такая схема и дешевле, и легче.

Также существует множество модификаций всех трех типов привода. Скажем, вместо механических блокировок распределением крутящего момента занимаются электронные мозги автомобиля. Да еще и по определенной программе - "песок", "снег" или "камни".

Шутку "чем круче джип, тем дальше идти за трактором" знают почти все. Так что не стоит лезть в незнакомое место, предварительно не разведав дорогу. Возможно, что вместо брода впереди омут, грязевая ванна глубже, чем ожидалось, а при проезде буераков можно запросто оторвать пластиковые бамперы.Штурмовать склоны и спуски следует только под прямым углом и никак не по диагонали - запросто можно опрокинуться.

Мощность и понижающий ряд трансмиссии не всегда во благо. В грязи из-за избытка тяги колеса могут легко закопаться. Особенно если у вас современный двигатель с высокими оборотами.

ЛЕОНИД ПАЩЕНКО
Источник: Новые известия
Опрос
Стоит ли досрочно пускать за руль лишенных прав водителей?
Да
Нет
6 комментариев
ПДД онлайн Билет 13, вопрос 4
Эта табличка распространяет действие установленного с ней знака:
Только на легковые автомобили.
На легковые автомобили, а также на грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой до 3,5 т.
На легковые автомобили и мотоциклы.
Ответить