Новости

Как водителю выжить под тотальным контролем?

29 июля 2008
≈ 29 минут
47 просмотров

Знакомство с дотошными английскими полицейскими началось еще при получении визы. Чтобы попасть в Великобританию, нужно заполнить анкету. Почти на 100 вопросов, 30 из которых переспрашивают: "Нет, ну, вы точно не террорист?", я ответил без проблем. Однако к трем фото и паспорту нужно еще сдать в консульский отдел посольства отпечатки пальцев и уже на месте еще раз сфотографироваться. Пальцы пришлось класть на специальный сканер, а небольшая фотокамера занесла данные о цвете глаз, анатомических подробностях носа и других нюансах в компьютер. Честно говоря, отпечатки пальцев у меня никогда раньше не снимали, так что теперь англичане знают обо мне даже больше, чем в родной милиции.

Право руля

Если вы когда-нибудь были в Великобритании, то о вашем пребывании легко можно смонтировать полнометражный документальный фильм благодаря камерам слежения, которые висят тут буквально на каждом столбе. Впрочем, я не хочу вмешиваться в их политику защиты граждан - я приехал посмотреть, как у них устроена слежка за автовладельцами и что она дает на практике. Дело оказалось непростое. Все предыдущие поездки сюда обходились без автомобиля. Я перемещался исключительно на автобусах, метро или такси. В крайнем случае, на поезде, правда, билет здесь стоит столько же, сколько небольшая авиакомпания где-нибудь в Африке. И дело тут не только в камерах или цене проката автомобиля, сколько в чертовом правостороннем движении. Если вы не представляете, что это такое, попробуйте побриться левой рукой или попросите лучшую подругу вас накрасить. Придется забыть все, что вы знали о вождении автомобиля до этого, и учиться заново.

Для теста я выбрал классический английский автомобиль Mini cooper D... с ручной коробкой передач. Сейчас этот автомобиль не вызывает у меня столько трепета, как тогда. Но в первый раз, тронувшись с места, я понял, что снова попал в свой первый день на автомобиле. Передачи включались с трудом, в полосе я еле умещался, а уж о быстром прохождении перекрестков и говорить было нечего. Ужас и шок - вот что я испытывал, только сев за руль. Однако, немного пообвыкнув, решил: самое сложное - это габариты машины, большая часть которых приходилась теперь на левую сторону автомобиля. На шоссе или в городе благодаря разметке это было еще ничего, а вот на парковке я проводил в десятки раз больше времени, привыкая к новым особенностям праворульной машины в стране с левосторонним движением. Зеркала тоже доставили немало неудобств, причем к левому я более-менее привык быстро, а вот к водительскому правому пришлось привыкать несколько дней - сила привычки заставляла меня искать его намного дальше, чем оно было на самом деле. Самое ужасное, что в машине не оказалось навигационной системы, однако эту проблему я решил, просто одолжив у своих друзей переносную. Самое удивительное - на ней были отмечены все места с установленными камерами слежения, так что моя поездка могла оказаться не такой уж и опасной. По крайней мере, я так тогда думал.

1984-2008

Если Скотленд-Ярд спросят о моем маршруте, картина будет примерно следующая: сначала мой Mini отправился на юг Англии в Солсбери, затем через Чеддерское ущелье в Бристоль, оттуда через Уэльс и Сноудонию к Ливерпулю и Манчестеру, а на обратном пути я заскочил в Бирмингем и самый "автомобилененавистнический" город Великобритании - Оксфорд.

Конечно, камеры установлены не на каждом шоссе, но на самых оживленных M4, например, есть места, где просматривается каждый участок. И стоит там превысить скорость, как автомат отправит тебе "письмо счастья" по почте вместе с фотографией нарушения. Система ANPR (Automatic Number Plate Recognition), или автоматическое распознавание номерных знаков, появилась еще в 1979 году, а уже в 1981-м был задержан первый нарушитель, угнавший автомобиль. Старик Оруэлл ошибся в названии своего романа всего на пару лет.

На сегодняшний день в Великобритании насчитывается примерно 2,4 миллиона камер слежения. Однако, помимо автоматической раздачи штрафов, камеры могут довольно много рассказать полицейским. Все они подключены к единой информационной системе, которая следит за перемещениями каждого автомобиля, попадающего в поле зрения. Например, если полиции стало известно об одном подозрительном автомобиле, то сообщников быстро вычислят, проанализировав показания камер: кто в потоке движется за первой машиной, будет ясно сразу. Поскольку информация о перемещениях каждой машины хранится на серверах полиции в течение двух лет, им не составит труда выяснить, кто проезжал рядом с местом преступления в определенное время. Что уж говорить о тех, кто не прошел вовремя техосмотр или забыл оплатить страховку. Камеры подключили ко всеобщей базе данных в 2001 году, а уже в 2003 году количество арестов правонарушителей увеличилось примерно в 10 раз в расчете на одного сотрудника полиции!

Однако это все теория, а как же практика?

Конечно, я немного схитрил, получив в свое распоряжение электронного помощника, знавшего о расположении камер-засад, однако за чистоту моего эксперимента поборолись те камеры, о которых GPS не знал. То ли надо было обновить базу, то ли англичане специально меняют расположение. Так или иначе, узнать о том, что тебя снимает камера в Англии, можно. Сначала на дороге появится знак, изображающий камеру. Затем слева или справа от дороги можно заметить яркий желтый столб. Если скорость выше, чем нужно, сейчас самое время затормозить. Иначе еще через 10 метров автомобиль попадет на специальную разметку в виде линейки, на которой автомобиль-нарушитель и будет запечатлен.

Камера делает два снимка с определенным промежутком: как автомобиль въезжал на разметку и насколько он продвинулся через полсекунды. Так что скорость по отсечкам на дороге определить будет просто. Еще хуже обстоит дело со вторым типом камер. Они тоже отмечены оранжевым цветом, но фотографируют машины уже без всякой дорожной разметки. Они измеряют не моментальную скорость, а среднюю и ставят их парами - на въезде и на выезде с шоссе. Понятно, что, проехав медленно под обычной камерой, дальше как бы "можно ехать на все деньги", не опасаясь быть пойманным, однако камеру, меряющую среднюю скорость, провести сложнее. Если она поймет, что из точки "А" в "Б" вы поехали быстрее разрешенного лимита, штраф будет выше.

Шанс попасть в объектив камеры есть почти в любом английском городе. Даже там, где не следят за скоростью, найдутся камеры, которые следят за тем, чтобы не поворачивали в неположенном месте, останавливались на красный свет и пропускали пешеходов. Штрафы тут немаленькие: несоблюдение знака - 120 фунтов, заезд на полосу, предназначенную для автобусов, - также 120 фунтов.

Если вы - английский гражданин, то, помимо немалого штрафа, который придет владельцу машины, с вас снимут как минимум два штрафных балла. Стоит за три года набрать 12 таких баллов, и вам придется заново сдавать на права. Поверьте, в Англии это сделать весьма непросто. Если же вы - российский гражданин и едете на прокатном автомобиле, то штраф спишут с вашей кредитки. Баллов в наших правах нет, но откровенное хамство и пренебрежение правилами могут закончиться и экстрадицией.

Я нарушил

Думаете, все в Англии ездят по стойке "смирно!" и чтут скоростной режим, как "Отче наш"? Не все - процентов 70 из потока. Хотя и это немало. Остальные либо любят полихачить, либо опаздывают, мало ли, в конце концов, это люди, а не машины. На оживленном шоссе M4 есть место, где стоят и камеры, измеряющие среднюю скорость, и камеры, контролирующие моментальную: каждый столб - камера, каждый столб - камера. Здесь я впервые увидел плотный поток машин, который двигался синхронно в пять рядов... Никто не обгонял, не прибавлял скорость: все ехали с разрешенной - 90 миль в час (117 км/ч). У меня было такое ощущение, что машины-то стоят, а M4 движется нам навстречу. Даже если захочешь, не нарушишь - не пустят соседи по потоку.

Нарушил я в общем-то совершенно случайно. Под Солсбери есть прекрасные деревеньки, где улочки настолько узкие и второстепенные, что разметки на них не было никогда. Как раз выезжая с такой улочки на дорогу, я ошибся полосой. По привычке повернул на правую часть дороги вместо левой. Внедорожник на встречке моргнул мне фарами, и я тут же в шоке от своей безалаберности исправился. Тихо-мирно. Вроде обошлось. Точнее, мне повезло. В деревнях на каждом заборе висит надпись "neighbors watch" - она означает, что, если ты набедокуришь, на тебя настучит кто-нибудь из местного населения. А чтобы это не стало для тебя неожиданностью, висит табличка. Так что все гуманно.

Не повезло мне в Бристоле. Меня схватили с поличным. Англия настолько маленькое государство, что просто так бросить машину тут негде. Фактически двумя сплошными желтыми полосами, запрещающими парковку, по контуру обведены абсолютно все дороги Великобритании. Встать можно только на платной парковке или там, где разметка это позволяет (там висит специальная табличка, разрешающая ставить машину бесплатно только ночью). Оплатив час парковки (около 50 рублей), я немного задержался, осматривая достопримечательности Бристоля, и опоздал к машине ровно на 15 минут. Честно говоря, я не думал, что за такой срок что-то может произойти. Зато думал парковочный инспектор.

По московской привычке я спросил, какие теперь возможны варианты, но тот четко объяснил мне: раз он уже тут и талон со штрафом наклеен на лобовое стекло (а он уже был наклеен), мне остается только оплатить штраф. Сев в машину, я увидел камеру, зафиксировавшую мое нарушение. Быстро сработали - за 15 минут напечатали на бланке штраф, указали VIN автомобиля, дату производства, цвет, данные владельца. Все это лежит в аккуратном пластиковом пакете (на случай переменчивой английской погоды) и только ждет, пока я все это оплачу. Деньги можно перевести банковским переводом, можно занести лично в специальное отделение в Бристоле, а также расплатиться кредиткой через интернет или по телефону. Однако откладывать в долгий ящик не стоит: если не оплатить 25 фунтов (это около 1500 рублей) сразу, через две недели они превратятся уже в 50 фунтов (или 3000 рублей). Поскольку "большой брат" следил за мной, я решил не искушать судьбу и в тот же день оплатил свое прегрешение на сайте. Хорошо, что к штрафу дают подробную инструкцию о том, как его оплачивать.

Через день я вырвался из-под внимательного глаза камер в Уэльс. Тут есть прекрасное место, куда не доберешься ни на каком виде транспорта, - Сноудония. Здесь узкие дорожки и один из самых красивых ландшафтов. И самое главное - тут почти нет людей, а значит, и камер с полицейскими. Впервые за всю поездку мне удалось нажать на газ в пол и наконец насладиться мощностью дизельного Mini. Жесткая спортивная подвеска пришлась тут как раз кстати. Я так увлекся, что не заметил, как Mini оторвался от земли на одном из склонов. Автомобили появляются в этой точке Великобритании примерно раз в час, но водить все же приходится осторожно. Дело в том, что ширина дороги не выходит за пределы зеркал Mini, и, чтобы разъехаться со встречным автомобилем, нужно искать специальный карман. Так что как ни крути разрешенную скорость я так и не превысил, и останавливала меня не пресловутая камера, а чувство самосохранения.

Мой путь через Манчестер и Ливерпуль прошел почти без приключений, однако на обратной дороге в Лондон я умудрился завернуть в Оксфорд, забыв, что его центр закрыт для проезда личного транспорта в угоду автобусам. Самое тяжелое испытание камерами ждало меня в Лондоне. То, что парковка на 4 часа потянет примерно на 16 фунтов (или 800 рублей) - это еще ладно: заплатил у паркомата и забыл. Но за въезд в центр Лондона взимается дополнительная плата - congestion charge - за въезд на перегруженную территорию. У каждого въезда в центр города стоит камера, которая считывает номера машин, и стоит не оплатить 8 фунтов (или около 400 рублей), как дома будет ждать письмо с фото машины и очередным штрафом. Хм, зато по центру Лондона можно проехать, а не стоять часами в пробках.

Из своей поездки под наблюдением я вынес только одно. Я готов терпеть внимание государства, если оно служит благим целям. Если люди на опасном, оживленном шоссе ведут себя как люди, пусть и под прицелом видеокамеры. Если от такого внимания действительно снижается смертность на дорогах, а количество аварий уменьшается. Если мне захочется свободы... Ну, что ж, можно отправиться в Уэльс или в другое богом забытое место и ездить там на свой страх и риск, а вот большие города любителям превысить скорость придется оставить - "большой брат" смотрит за ними.

Текст: Никита Киселев.

Источник: Известия.RU
Опрос
Стоит ли досрочно пускать за руль лишенных прав водителей?
Да
Нет
6 комментариев
ПДД онлайн Билет 14, вопрос 3
Какие знаки разрешают движение грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой до 3,5 т?
Только Б.
Только А.
Все.
Только А и В.
Ответить