Новости

Гран При Малайзии: Послесловие

8 апреля 2009
≈ 21 минута
40 просмотров

Результаты одной гонки нельзя считать репрезентативными в плане расклада сил на весь сезон – история знает немало примеров, когда «выстрелить» единожды удавалась и крепким середнякам, и даже аутсайдерам. Именно поэтому второго этапа сезона-2009 поклонники Формулы 1 ждали с особым нетерпением. Соревнования на малазийском автодроме Сепанг должны были назвать обладателя очередных десяти очков за победу и прояснить, насколько серьезны претензии команды Brawn и ее пилотов на формульный трон.

И если со вторым ситуация теперь и впрямь выглядит более-менее понятной, то первую задачу выполнить не удалось. Когда FIA изменила – в угоду европейским зрителям – расписание уик-энда, чиновников предупреждали, что экваториальная погода в сумеречный час – штука коварная и непредсказуемая. Но боссы Больших Призов решили, что такая мелочь не сможет помешать реализации их великолепного плана. И поплатились – красные флаги пришлось вывешивать досрочно, а пилотам присуждать половинные очки. Прежде такое случалось в истории чемпионатов мира всего четыре раза.

Прежде всего года запомнится нам именно этим. А чем еще?

1. Тропический ливень и досрочная остановка гонки

Всякий, кому доводилось бывать в Куала-Лумпуре или схожих широтах, подтвердит – погода там меняется в мгновение ока, а солнце скатывается за горизонт буквально на глазах. Двадцать кругов участники второго этапа пытались удрать от настигающей их бури. Но далеко ли можно уехать, двигаясь по замкнутому кругу? Небеса разверзлись внезапно и не щадили никого. И когда автомобили окончательно замерли на стартовой прямой, остановленные красными флагами, без малого два десятка пилотов (многим из которых доводилось смотреть в глаза смерти) взглянули внутрь себя – и решили, что никакое шоу не может быть оправдано тем величайшим риском, на который их готовы были отправить судьи.

К тому же, над Сепангом стремительно темнело – вот она, обратная сторона позднего старта. И тогда – после сорока волнительных минут под раскрытыми зонтами – все с облегчением вздохнули: нового старта не будет. Прежде гонки тоже обрывали, не дожидаясь завершения полной дистанции. Четырежды набранные очки приходилось, как и сейчас, делить на два. В последний раз это случилось в 1991 году в австралийской Аделаиде. В одном случае (Испания-75) причиной досрочной остановки гонки стала серьезная авария, в остальных – сильный ливень.

Но у нынешнего Гран При Малайзии есть серьезное отличие от предыдущих прецедентов – всякий раз, вывесив красные флаги, судьи сразу объявляли, что гонка завершена. А на Сепанге всем пришлось сорок минут мокнуть в ожидании итогового вердикта. Хочется верить, что случившееся еще не раз напомнит Берни Экклстоуну (Bernie Ecclestone), что существуют еще вещи, над которыми не властен даже он.

2. Полный провал Ferrari

Если из Мельбурна Скудерия уехала без очков, то Сепанг команда покидает, занимая самую последнюю строчку в общем зачете чемпионата мира. Такого в истории Ferrari не было еще никогда. И ладно бы, если б команда построила ненадежную машину или ее пилоты стали жертвами гоночных происшествий. Но нет! Конюшня из Маранелло провалилась на том участке, где считалась законодателем мод.

Ушел Жан Тодт (Jean Totd), ушел Росс Браун (Ross Brawn), а Михаэль Шумахер (Michael Schumacher) хоть и остался, но пока не может найти свое место на командном мостике. А те, кто пришел на замену творцам «алого чуда» начала XXI века, оказались неспособны выдерживать заданный темп. «Гонка превратилась в бесконечную череду попыток исправить собственные оплошности. И, в конце концов, мы остались ни с чем», - эти слова нового лидера Ferrari Луки Балдиссерри (Luca Baldisserri) очень четко описывают ситуацию.

Причем у гоночных F60 есть скорость – на второй пятничной тренировке пилоты Скудерии показали лучшее время. Но уже в квалификации фактически лишился шансов на успех Фелипе Масса (Felipe Massa), которого команда решила не отправлять на дополнительную попытку в первом сегменте с целью экономии шин и который из-за этого остался лишь 16-м на решетке. А в гоночном заезде на машину Кими Райкконена (Kimi Raikkonen) в ожидании ливня установили дождевые покрышки. Вот только к тому моменту, как сверху полило, резины была уже полностью «убита» об абразивный асфальт Сепанга.

Столь изощренного хождения по граблям от главных фаворитов сезона не ждали, пожалуй, даже их самые принципиальные противники…

3. Вторая подряд победа Дженсона Баттона

За восемь дней британец выиграл вдвое больше гонок, чем за восемь предыдущих лет. Причем в отличие от Мельбурна, где Дженсон сразу же уехал от всех соперников, на этот раз ему пришлось показать характер и блеснуть талантом. Проиграв старт, Баттон мгновенно разобрался с Фернандо Алонсо (Fernando Alonso), а затем 17 кругов провел на третьей позиции, стараясь по мере сил экономить шины.

И лишь когда Нико Росберг (Nico Rosberg) с Ярно Трулли (Jarno Trulli) отправились в боксы, Дженс «выстрелил», показав истинные возможности пары Баттон-Brawn. Рекорд круга был перебит почти на секунду! Двух кругов в таком темпе оказалось достаточно, чтобы остаться в лидерах после собственной остановки. Впрочем, не во всех компонентах британец был в тот день абсолютно лучшим – под дождем некоторые ехали ощутимо быстрее. Будь гонка хоть на пару-тройку кругов длиннее – на вершине подиума, скорее всего, ликовал бы Тимо Глок (Timo Glock). Но недаром говорят, что везет сильнейшим.

4. Промахи стратегов

Когда над трассой начинает моросить – нужно переобуть машины в «промежуточную» резину. Или все же посмотреть, что собирается делать команда в боксах по соседству? К сожалению, в последнее время в Ф1 куда чаще идут по второму пути. Мало кто отваживается на рискованный шаг, а если и делают его – то от отсутствия практики часто выходит так, как у Ferrari с Кими Райкконеном.

[Пит-стопы - искусство возможного] Между тем, испокон веков существует простое правило для начинающих стратегов: для того пилота команды, что расположен в данной конкретной гонке лучше, следует использовать консервативную тактику, а для его напарника можно попробовать и рисковую. На Сепанге эту нехитрую истину использовали Только в Тойоте. Да, Ярно Трулли, как и большинство его соперников, метался между трассой и пит-лейном, теряя время. Вполне возможно, это даже стоило итальянцу победы. Зато Тимо Глок смог не только реабилитироваться за проваленный старт, но и, думается, заставил понервничать самого Росса Брауна (Ross Brawn).

Отдельно стоит отметить BMW-Sauber и Ника Хайдфельда. Все остальные побывали в боксах минимум трижды, а вот немцы решили не суетиться понапрасну – и с одним-единственным пит-стопом смогли заработать подиум.

5. Старт сезона для Хейкки Ковалайнена

Год назад финский новобранец McLaren с самого начала поехал ничуть не медленнее своего звездного напарника Льюиса Хэмильтона (Lewis Hamilton). И только тотальное невезение в нескольких гонках кряду отбросило Хейкки далеко назад в таблице общего зачета – после чего ему пришлось волей-неволей исполнять в команде роль «подносчика снарядов» для лидера.

В этот раз, когда британец раз за разом оказывается в центре громких скандалов, Ковалайнен имел отличную возможность без особого шума делать свое дело, обеспечивая команде результат, а себе – правильный статус. Но в двух первых Гран При Хейкки не проехал ни единого круга! Авария в Альберт-Парке (в которой он был не только пострадавшим, но и одним из главных зачинщиков) и собственная ошибка на Сепанге сделали его положение весьма шатким.

Да, сейчас все в МакЛарене заняты другими делами. Но рано или поздно суды закончатся – тогда-то все и вспомнят о спортивной стороне дела – и откровенно неважных результатах финского пилота.

Только цифра: на протяжении 20 гонок автомобили BMW-Sauber ни разу не подвели своих пилотов. Но на этот раз на машине Роберта Кубицы (Robert Kubica) уже в самом начале не выдержал мотор

И напоследок: В который уже раз Гран При Малайзии подтвердил репутацию гонки, где ранний пит-стоп не сулит ничего хорошего. При известном желании на Сепанге можно отличиться в квалификации, но полупустой бак на старте – это почти приговор. Слишком уж велики потери времени после возвращения на трассу, когда приходится ехать по абразивному асфальту на тяжелой машине с непрогретыми покрышками. В 2009 году в этом смог убедиться Нико Росберг – немец лидировал 15 кругов со старта, но в итоге финишировал только восьмым.

Текст: А.Кабановский.

Источник: Журнал "Авто Спорт"
Опрос
Стоит ли досрочно пускать за руль лишенных прав водителей?
Да
Нет
2 комментария
ПДД онлайн Билет 20, вопрос 5
Чем Вы должны руководствоваться, если нанесенные на проезжей части белые и оранжевые линии разметки противоречат друг другу?
Необходимо руководствоваться белыми линиями.
Необходимо руководствоваться оранжевыми линиями.
Правила эту ситуацию не регламентируют.
Ответить