Новости

Гран-при Китая: Послесловие

22 апреля 2009
≈ 21 минута
47 просмотров

Формула 1 ехала в Шанхай, имея четких лидеров сезона – Дженсона Батона и его команду Brawn. Спустя всего несколько дней, когда команды покидали залитый дождем автодром, на устах были совсем другие имена. Китайская гонка с климатической точки зрения оказалась весьма похожей на вторую часть Гран При Малайзии. А вот содержание у неё оказалось совсем другим: былые лидеры оказались если и не низвергнуты, то как минимум отодвинуты с вершины подиума.

Сезон явно приобретает новые краски. Первая четверка в зачете Кубка конструкторов после Гран При Китая обновилась наполовину - места BMW Sauber и Renault вгруппе сильнейших заняли Red Bull и McLaren. «Значимая» перестановка произошла и в нижней части турнирной таблицы, где знаменитая Ferrari не без труда смогла одолеть Force India в споре за девятое место. По ходу гонки дважды на трассе появлялась машина безопасности, механикам разных команд пришлось демонстрировать свое мастерство в смене свернутых носовых обтекателей, а в завершение всего вместо австрийского гимна прозвучал британский.

Однако в первую очередь третий этап сезона Формулы 1 – Гран При Китая 2009 года – запомнится блестящей победой Себастьяна Феттеля и дублем команды Red Bull. А что еще останется в памяти об этой гонке?

1. «Дубль» Себастьяна Феттеля под проливным дождем

Когда в следующий раз молодой немец победит в квалификации, а прогноз погоды на день гонки будет обещать осадки – на Феттеля (Sebastian Vettel) наверняка захотят поставить свои деньги даже те, кто отродясь не бывал в букмекерских конторах. В Шанхае все выглядело практически точь-в-точь так, как прошлой осенью в Монце. Стартовав первым, немец мгновенно скрылся от соперников в пелене брызг – и в следующий раз те увидели гонщика уже на взвешивании после финиша.

Безусловно, вторая победа далась гонщику проще первой – прежде всего потому, что Red Bull образца 2009 года в техническом плане ощутимо превосходит прошлогоднюю Toro Rosso. Да и сам пилот теперь заметно опытнее, чем полгода назад. Но это, по большому счету, детали – неизменным осталось главное: режиссер трансляции, увлеченный множеством столкновений, разворотов и обгонов, почти сразу забыл про Феттеля. Да так и не показывал его практически до самого финиша. В гонке, где главными действующими лицами стали участники разнообразных происшествий, немецкий пилот просто не дал повода вспомнить о себе.

Выступление Себастьена получилось практически образцово-показательным: начиная от двух сумасшедших квалификационных кругов под конец второго и третьего сегментов, когда некоторые уже подумали, что гонщик вовсе не покинет боксов, и заканчивая невероятно ровным прохождением кругов в гонке. Скажем, на 10-м и 11-м немец вообще показал одно и то же время до тысячной доли секунды!

Небольшой тучкой на этом безоблачном небе выглядит лишь столкновение с напарником Себастьеном Буэми (Sebastien Buemi), после которого машина швейцарца осталась без половины переднего крыла. Но это происшествие можно считать напоминанием о японской гонке 2007 года, когда под таким же проливным дождем 20-летний новичок Себастьян Феттель налетел на лидера и главную надежду Red Bull Марка Уэббера (Mark Webber), лишив того хорошего результата. Но прошло два года – и тот же Уэббер оказался на призовом подиуме на ступеньку ниже великолепного немца.

2. Обретение диффузоров

Как мы и предполагали, в шанхайском паддоке нашлось сразу несколько команд, изящно вытащивших из рукава заранее припасенного джокера – собственные диффузоры "а-ля Brawn и Co". И если в случае с Renault еще можно предположить, что команда действительно спешно проектировала и создавала аэродинамический элемент прямо перед третьим этапом чемпионата – и успела привезти в Китай всего один экземпляр, да и тот к утру субботы, - то в McLaren явно делали все заранее и обстоятельно.

Как тут не вспомнить формульный сезон-78 и автомобиль Lotus-79, построенный гениальным Колином Чепменом (Colin Chapman) с использованием «внутренней аэродинамики». С его помощью Марио Андретти (Mario Andretti) и Ронни Петерсон (Ronnie Peterson) не оставили от конкурентов буквально камня на камне. А тем поладобился целый сезон, чтобы понять и внедрить у себя революционный граунд-эффект. В следующем чемпионате, кстати, Lotus финишировал лишь на четвертой позиции, не одержав притом ни одной победы.

Сейчас чужие идеи осваиваются куда быстрее. И можно представить, как поедет с новым диффузором, скажем, Red Bull Эдриана Ньюи (Adrian Newey). Скорее всего, массовый дебют «двухпалубных» машин случится уже 10 мая в на Гран При Испании. Тогда-то и будет ясно, чего стоит техника Brawn «по барселонскому счету». Пока же McLaren явно извлек дивиденды от внедрения новинки, а вот Фернандо Алонсо (Fernando Alonso) она помогла только в квалификации.

3. Неудачи Тойоты и BMW-Sauber

Одна из команд приехала в Китай с двумя «бронзовыми» финишами в активе, другая – с «серебром» Сепанга. Но третий этап не принес им лавров – не считая небольшого проблеска в виде седьмого места стартовавшего с пит-лейна Тимо Глока (Timo Glock). При этом немец по ходу дистанции столкнулся со своим земляком Ником Хайдфельдом (Nick Heidfeld), а их напарники Ярно Трулли (Jarno Trulli) и Роберт Кубица (Robert Kubica) стали участниками куда более серьезного происшествия.

Но в данном случае примечательна даже не локальная неудача двух потенциально очень сильных коллективов – много важнее, что после финиша и в Тойоте, и в BMW Sauber так и не смогли толком объяснить причины поражения. Ну не считать же таковыми сильный дождь, лужи и низкое сцепление колес с асфальтом, которыми пытались оправдываться как Тадаси Ямасина (Tadashi Yamashina), так и Марио Тайссен (Mario Theissen).

Налицо спад – причем, хочется верить, локальный. Но этот пример дает нам понять, что в предстоящем сезоне расклад сил может весьма заметно меняться от этапа к этапу. Посмотрим, что будет в Бахрейне.

4. Многочисленные ошибки Льюиса Хэмильтона

С новым диффузором McLaren чемпиона мира поехал ощутимо быстрее. А вот его пилот стал ошибаться не в пример чаще, чем раньше. Это и неудивительно - прежде британец никогда не выступал на машине с обновленной аэродинамикой на сырой трассе. Прижимающая сила возросла, а с ней и скорость в поворотах, но насколько именно – можно было определить только методом проб и ошибок. Их-то Льюис и наделал в достатке.

Не меньше трех раз серебристый McLaren с «единичкой» на носовом обтекателе «вальсировал» по трассе и ее окрестностям. И Льюис (Lewis Hamilton), который, наверное, мог побороться с Рубенсом Баррикелло (Rubens Barrichello) за четвертое место, в итоге финишировал только шестым, в минуте с лишним от победителя. За весь прошлый год проигрывал так много всего дважды, а в этом оказывается столь далеко от вершины подиума уже второй раз кряду.

К слову, еще один «младодиффузорщик», Фернандо Алонсо, тоже порой терял в Шанхае контроль над машиной и в итоге остался без очков, хоть и стартовал вторым. И лишь Хейкки Ковалайнен (Heikki Kovalainen) быстро нашел с новинкой общий язык и добрался до финиша без приключений. Но все равно позади квартета гонщиков Red Bull и Brawn.

5. Разбитые надежды Force India

Во второй раз после Гран При Монако 2008 года у команды Force India и ее пилота Адриана Сутиля (Adrian Sutil) был шанс показать результат, качественно превосходящий простое преодоление всей дистанции. Тогда не вышло – и сейчас тоже не получилось. Но если на Лазурном берегу машину немца протаранил Кими Райкконен, то на этот раз индийская команда упустила свой шанс почти без посторонней помощи.

Стартовав 17-м, Сутиль медленно пробивался наверх – поднялся в первую дюжину, затем в очковую восьмерку. Наконец, за пять кругов до финиша Адриан оказался шестым – правда, за ним выстроились «паровозиком» сразу несколько быстрых пилотов во главе с Льюисом Хэмильтоном. И молодой пилот не выдержал прессинга. Чуть резче, чем требовалось, надавив на педаль перед очередным поворотом, от отправил свою бело-зелено-оранжевую машину в барьер, чем невероятно огорчил Виджая Маллью (Vijay Mallya). Кто знает, когда маленькой команде представится очередной шанс?..

Только цифра: в третий раз за неполный год команда одерживает дебютную победу, с первой попытки добиваясь при этом двойного успеха. Так случилось на Гран При Канады 2008 года с BMW-Sauber (Кубица-Хайдфельд) и совсем недавно с Brawn GP (Баттон-Баррикелло).

И напоследок: мы не стали вновь сыпать соль на раны поклонникам Ferrari и упоминать третий за четыре недели провал Скудерии. F60 Фелипе Массы (Felipe Massa) стала в Шанхае одной из двух машин, не добравшихся до финиша из-за поломки, а Кими Райкконен (Kimi Raikkonen) хоть и вышел в какой-то момент на четвертое место, выглядел совершенно неубедительно, постоянно пропуская соперников и показав в итоге только 15-е время прохождения круга. Все идет к тому, что в сезоне-2009 отсутствие очков по итогам этапа (или – в лучшем случае - финиш в районе 6-8 места) будет для команды из Маранелло не исключением, а самым настоящим правилом.

Текст: А.Кабановский.

Источник: Журнал "Авто Спорт"
Опрос
Стоит ли досрочно пускать за руль лишенных прав водителей?
Да
Нет
3 комментария
ПДД онлайн Билет 16, вопрос 11
Разрешен ли Вам обгон в данной ситуации?
Разрешен, только если скорость грузового автомобиля менее 30 км/ч.
Запрещен.
Разрешен.
Ответить