Новости

Гран При Канады: Превью этапа от F1News

5 июня 2008
≈ 21 минута
25 просмотров

За два дня до праздника

Канада, долгое время бывшая колонией Англии и Франции, не могла не впитать любовь двух империй к гонкам. И с конца 50-х, когда в стране лесорубов и рыболовов построили первую стационарную трассу, гонки пользуются здесь неизменной популярностью.

Нынешнему поколению канадских болельщиков так и не довелось стать свидетелями успеха своего земляка Жака Вильнева, зато именно на Монреальской трассе в первый и единственный раз поднялся на вершину подиума Жан Алези. Было это в 1995-м году, когда француз ездил на Ferrari под легендарным номером 27, и фанаты тогда не смогли усидеть на своих местах, выбежав на трассу.

А вот те, кто постарше, еще помнит блистательный монреальский успех Жиля Вильнева (который, собственно, и сделал №27 легендарным). Впрочем, были в истории Гран При Канады и не столь радостные страницы. В сезоне-87 его вообще пришлось отменить из-за того, что не на шутку сцепились между собой компании Molson и Labatt, каждая из которых считала лишь себя достойной звания генерального спонсора, а через десять лет серьезная авария и множественные переломы ног поставили крест на набиравшей обороты карьере Оливье Паниса.

Невеселой вышла и гонка 1982 года. Тот сезон вообще получился одним из самых сумбурных в истории чемпионатов мира – каждый следующий Гран При мог принести практически любому пилоту как подиум, так и тяжелые увечья. Автомобили с доведенным до абсолютизма принципом внутренней аэродинамики – широченные, с «дубовой» подвеской, где гонщик располагался в самом носу по соседству с огромными баками – были невероятно опасными даже в случае относительно легких столкновений. На североамериканской трассе, где всегда соседствовали высокие скорости и жесткие торможения, это не обещало легкой жизни.

Кстати, незадолго до гонки автодром получил имя Жиля Вильнева – всего за три недели до домашнего этапа канадец разбился в бельгийском Зольдере. Но если болельщики и винили в этом кого-то, то не Йохена Масса, на которого налетел пилот Ferrari в погоне за секундами, а его напарника по Скудерии Дидье Пирони – именно он нарушил в Имоле командный приказ, чем и заставил Вильнева рисковать в Зольдере сверх меры.

Быть может, сказалось именно это давление – или что-то еще, – но показавший лучшие квалификационные секунды Пирони заглох на поуле. Караван пилотов пытался протиснуться мимо алой машины по половине ширины трассы. Лидерам это удалось, а вот стартовавшим из задних рядов приходилось все сложнее. Тычки, небольшие столкновения… И в тот момент, когда уже показалось, что все обойдется лишь парой поломанных подвесок, в Ferrari на полном ходу влетела Osella молодого итальянца Риккардо Палетти.

Гонщику из Милана оставалось всего два дня до 24-летия. В юные годы он стал чемпионом своей страны по каратэ, здорово гонялся на горных лыжах – но в итоге предпочел четыре колеса. За рулем не самой быстрой машины он ни разу до канадского этапа не смог пробиться на старт, а теперь, получив сильнейшие ушибы и несколько переломов, оказался зажат в кокпите. Очень быстро рядом оказались двое – сам Пирони и доктор Ф1 Сид Уоткинс. В момент удара скорость составила около 160 км/ч, поэтому извлечь потерявшего сознание пилота из покореженной машины было сложно. Дело приняло и вовсе катастрофический оборот, когда вспыхнуло вытекающее из пробитых баков топливо…

Без малого полчаса потратили спасательные службы, чтобы переправить несчастного Палетти в ближайший госпиталь. Но помочь ему врачи оказались уже не в силах. В медицинском заключении особо отмечалось, что огонь почти не причинил вреда – причинами смерти стали тяжелые травмы, усугубившиеся отравлением парами бензина. Так трагический список жертв Формулы 1 пополнился еще одной строчкой.

В шесть вечера по местному времени был дан повторный старт гонки. На первом же круге Найджел Мэнселл столкнулся с Бруно Джакомелли и сломал запястье. Пирони на запасной машине сразу начал отставать, а пилоты Renault Рене Арну и Ален Прост выбыли из гонки после собственной ошибки и технического отказа соответственно. Так что легкую победу одержал дуэт Brabham – Нельсон Пике принес первый успех турбомоторам BMW, а Риккардо Патрезе финишировал вторым на такой же машине, но с двигателем Ford Cosworth DFV. Вместе с ними на подиум должен был подняться еще один итальянец – Андреа де Чезарис – но у него, как и еще у нескольких пилотов, закончилось топливо. Поэтому гонщик Alfa Romeo был классифицирован только шестым, пропустив McLaren Джона Уотсона, Lotus Элио де Анжелиса и Arrows Марка Зурера.

С той поры гонка на острове Нотр-Дам из года в год становится ярким зрелищем. К счастью, столь трагический оборот, как в 82-м, дела не принимали больше никогда. И хочется верить – не примут и впредь. Но Монреаля недаром ждут с нетерпением все поклонники Больших Призов. Ведь Жиль Вильнев, именем которого названо кольцо, словно бы незримо передает из года в год своим последователям частичку того безумия и отчаянной отваги, за которые его так любили поклонники.

…И еще десять гонок, оставивших след в истории

1961 – На автодроме Моспорт, построенном в конце 50-х неподалеку от Торонто на холмистом берегу озера Онтарио, прошла первая в истории страны крупная автомобильная гонка. Победителем соревнований спорткаров Players 200, стал Стирлинг Мосс на Lotus 19. В честь британца была позже названа одна из частей трассы. В рамках того же уик-энда был разыгран первый Гран При Канады в том же классе машин – его выиграл местный пилот Питер Райан.

1967 – В Моспорте прошел первый канадский этап чемпионата Ф1, по итогам которого на вершину подиума поднялся Джек Брэбэм (Brabham-Repco) После этого «англоязычная» и «франкофонская» части гоночного сообщества страны заключили соглашение, по которому гонка в дальнейшем будет поочередно проходить в Моспорте и на трассе Мон-Тремблан в провинции Квебек.

1970 – Дебют первого собственного автомобиля команды Кена Тиррела. Шотландец Джекки Стюарт выиграл поул и лидировал по ходу дистанции, но поломка подшипника не позволила ему добраться до финиша. Сильнейшим в итоге стал бельгиец Жаки Икс на Ferrari, а Мон-Тремблан был объявлен слишком опасным – канадская гонка окончательно переехала в Моспорт.

1973 – Начавшийся дождь превратил гонку в хаос. Впервые в истории Ф1 судьи решили выпустить на трассу машину безопасности, но из-за многочисленных пит-стопов не смогли верно определить текущего лидера гонки. В итоге после финиша им потребовалось более часа, чтобы окончательно назвать имя победителя. Им стал Питер Ревсон (McLaren-Ford).

1978 - Октябрьская гонка проходила в такую холодную погоду, что под утро лужи покрывались льдом. А принимала ее совершенно новая трасса, построенная в самом центре Монреаля. Для временного гоночного кольца был выбран остров Нотр-Дам на реке Святого Лаврентия. Скоростная петля с несколькими серьезными торможениями понравилась гонщикам и командам, и Ф1 прописалась там как минимум на три десятилетия. Первую в карьере победу одержал кумир трибун Жиль Вильнев на Ferrari.

1991 – Еще за круг до клетчатого флага казалось, что победа уже в кармане у Найджела Мэнселла. Великолепный Williams-Renault мчал британца к финишу, когда тот начал приветствовать болельщиков, и так увлекся, что в медленной шпильке обороты мотора упали ниже допустимого предела – и двигатель заглох. В итоге последнюю из 23 своих побед одержал Нельсон Пике, перешедший под занавес карьеры в Benetton.

1993 – Накануне гонки было объявлено, что автомобили всех команд, за исключением лишь аутсайдеров из BMS Scuderia Italia, не соответствуют регламенту из-за наличия активной подвески и управляющей электроники. Некоторое время продолжение Гран При оставалось под вопросом, но в итоге на старт вышли 25 пилотов. Победу одержал Ален Прост на Williams-Renault, сделавший благодаря этому очередной шаг к четвертому чемпионскому званию.

1998 – Один из классических «сумасшедших» канадских Гран При. Повторный старт из-за массовой аварии, три выезда на трассу машины безопасности, самоустранение фаворитов из McLaren-Mercedes. В итоге, несмотря на штрафную остановку в боксах, победителем стал Михаэль Шумахер, который и поныне является рекордсменом – семь побед в стране Кленового листа.

1999 – «Крещение» знаменитой Стены чемпионов. В одном и том же месте – на выходе из финальной «эски» - разбили свои машины об ограждение Жак Вильнев, Михаэль Шумахер и Дэймон Хилл. Гонка была остановлена досрочно из-за серьезной аварии немца Хайнца-Харальда Френтцена – на его Jordan отказали тормоза. Первым финишировал Мика Хаккинен (McLaren).

2007 – В полной событий гонке шансы отличиться имел почти каждый. Однако лучше других распорядился своими шансами дебютант Льюис Хэмилтон из McLaren. Компанию на подиуме ему весьма неожиданно составили Ник Хайдфельд (BMW Sauber) и Александер Вурц (Williams-Toyota). В серьезнейшую аварию угодил поляк Роберт Кубица, но возведенная в религию гоночная безопасность позволила ему отделаться лишь ушибами. Незадолго до финиша Такума Сато на Super Aguri ухитрился обогнать McLaren действующего чемпиона Фернандо Алонсо.

Текст: Александр Кабановский.

Источник: F1News.Ru
Опрос
Нужно ли ввести штраф в размере 300 тысяч рублей для тех, кто не пропускает скорую помощь?
Да
Нет
51 комментарий
ПДД онлайн Билет 18, вопрос 11
Имеет ли право водитель легкового автомобиля начать обгон?
Нет.
Да.
Ответить