Новости

GPS-зависимость может навредить автомобилисту

14 марта 2011
≈ 11 минут
24 просмотра

Королевская инженерная академия Великобритании подготовила доклад, в котором зависимость от системы GPS названа опасной. Infox.ru попросил российского эксперта прокомментировать опасения британцев.

BBC обнародовала основные положения доклада Королевской инженерной академии Великобритании об опасности зависимости национальной инфраструктуры от системы GPS. По мнению британских инженеров, зависимость от одного провайдера услуг спутниковой навигации постоянно растет и может привести к катастрофе.

GPS как технонаркотик

Доктор Мартин Томас, возглавлявший исследовательскую группу Королевской инженерной академии, предупреждает об опасности зависимости инфраструктуры от систем спутникового позиционирования.

«Растущая зависимость от спутниковой навигации позволяет предположить катастрофические последствия технического сбоя, которые могут привести к серьезному экономическому ущербу или к гибели людей, — считает Мартин Томас, — Мы пришли к выводу о чрезмерной зависимости Великобритании от системы Navstar-GPS».

Эксперты разделяют возможные причины сбоя на природные, вызванные солнечной активностью и погодными аномалиями; и антропогенные, вызванные злонамеренным вмешательством. Одним из положений доклада является требование запрета средств радиоэлектронной борьбы и глушения радиосигналов, встречающихся в свободной продаже.

Британские исследователи отмечают, что полного представления о рисках зависимости государства и частных компаний от систем спутниковой навигации не имеет никто. Одной из рекомендаций доклада является предложение дублирования систем Navstar-GPS для минимизации возможных сбоев. С ГЛОНАССом сбои GPS не страшны

С просьбой прокомментировать опасения британских инженеров корреспондент Infox.ru обратился к генеральному директору компании «М2М электроника», занимающейся разработкой чипов-приемников ГЛОНАСС, Евгению Белянко.
— Насколько велика в нашей стране интеграция решений спутниковой навигации в управлении транспортом, оперативными службами?
Системы спутниковой навигации давно и успешно применяются для мониторинга и оперативного управления транспортом многими ведомствами, в том числе МВД. В частности, в Москве более 2−х лет действует система управления мобильными нарядами (СУМН), которая использует сигналы ГЛОНАСС и GPS. Аналогичные системы есть в МЧС и многих других государственных структурах.

— Каковы перспективы развития такой интеграции в ближайшем будущем?
В России существует совокупность законодательных требований и подзаконных актов, которые запрещают создание систем в государственных интересах и (или) на государственные деньги, построенной только на основе навигационной системы GPS. Такие системы могут строиться либо на основе системы ГЛОНАСС, либо на основе двухсистемных приемников ГЛОНАСС/GPS. Правительство России, безусловно, заинтересовано в развитии системы ГЛОНАСС, но это не единственная причина такого лоббизма.

— Реальна ли опасность зависимости от иностранного провайдера сигналов спутникового позиционирования? Могут ли сбои в системе спутниковой навигации привести к техногенным и гуманитарным катастрофам?
Спутниковые навигационные системы являются неотъемлемой частью инфраструктуры современного общества, а любое общество заинтересовано в надежности своей инфраструктуры. Гораздо более вероятным, чем различные конспирологические сценарии, является технический сбой в навигационной системе. Например, существует вероятность очень сильной вспышки на Солнце, которая повредит часть спутников на орбите (одновременный выход из строя всех спутников нереален, а вот частичные отказы возможны). При этом приемник, который может принимать только сигналы ГЛОНАСС или только сигналы GPS, будет испытывать большие проблемы с навигацией.

— Появление подобной статьи в британской прессе – это начало PR-компании в поддержку европейской системы спутниковой навигации Galileo, или призыв к дублированию спутниковых систем альтернативными, наземными комплексами?
Двухсистемный приемник, который одновременно принимает сигналы ГЛОНАСС и GPS, будет куда более устойчив к таким сбоям, и обычный пользователь, скорее всего, их просто не заметит. Большая надежность двухсистемных приемников ГЛОНАСС/GPS при работе в условиях города подтверждена на практике и хорошо известна специалистам. Очевидно, британские исследователи пришли к аналогичным выводам о необходимости широкого использования многосистемных навигационных приемников.

Что касается дублирования спутниковых систем наземными комплексами, то при требовании к автономности таких комплексов (чтобы они смогли работать при отказе спутниковой группировки) их создание пока является дорогостоящим, и реальной альтернативой они не являются.

Андрей Сидельников

Источник: Infox
Опрос
Стоит ли досрочно пускать за руль лишенных прав водителей?
Да
Нет
2 комментария
ПДД онлайн Билет 8, вопрос 5
Разрешен ли Вам обгон?
Не разрешен.
Разрешен.
Разрешен, если скорость грузового автомобиля менее 30 км/ч.
Ответить