Новости

ГЛОНАСС запросил иностранную помощь

9 июля 2009
≈ 10 минут
30 просмотров

Проблемы российской Глобальной спутниковой навигационной системы (ГЛОНАСС) продолжают волновать политиков, специалистов и общественность страны. Регулярные обещания, раздающиеся на самом высоком правительственном уровне, о том, что наша система составит конкуренцию американской GPS уже в нынешнем, 2009 году, что она будет крайне необходима не только для армии, но найдет свое применение в повседневной жизни, в коммерческом использовании, продолжают расходиться с жизненными реалиями.

Об этом в минувший вторник, 7 июля, говорили и на круглом столе в Совете Федерации. Участвовали в работе этого мероприятия не только сенаторы, но и видные специалисты радиоэлектронной отрасли страны. И в словах выступающих прозвучала неприятная, но правда о состоянии дел с обещанной населению системой.

«Навигационную аппаратуру потребителя выгоднее производить за рубежом», – заявил заместитель генерального директора ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» Павел Созинов. И объяснил свой вывод тем, что «жидкокристаллический индикатор, источник питания, корпус – ни один из этих элементов на сегодняшний день не производится в Российской Федерации. Особых надежд на то, что такие мощности появятся, нет. Все это мы привозим из зарубежья, платя высокие таможенные пошлины. Поэтому нам дешевле создать прибор за рубежом, нежели закупать элементную базу и осуществлять сборку в России».

Созинов, в частности, пояснил, что определенные виды пластмасс производятся и в России. Но для того чтобы успешно конкурировать на коммерческом рынке, необходима пластмасса с иными характеристиками. И российским компаниям, занимающимися производством навигационной аппаратуры, приходится покупать готовые корпуса или определенные виды пластмасс за рубежом. «Это гораздо дешевле, чем пытаться за свой счет организовывать такое производство в стране», – сказал Павел Созинов.

По большому счету никаких Америк заместитель гендиректора «Алмаза-Антея» не открыл. О проблемах ГЛОНАСС не раз и не два писали и «НГ», и «НВО» (последние публикации в «НГ» 25.05.09 и 05.06.09). Сообщали мы и о том, что навязываемая производителям «Лады» отечественная аппаратура ГЛОНАСС/GPS значительно, как минимум на 500 долларов, повысит стоимость легковушек, но существенной пользы автовладельцам из-за своего низкого качества не принесет. Еще и потому, что сама система остается в недоразвитом состоянии. В стране элементарно отсутствуют достоверные цифровые карты. Точность «привязки» выпускающихся у нас навигаторов оставляет желать лучшего. Погрешности равны не двум-трем метрам, как у GPS, а десяткам. Но руководители космической промышленности не устают наводить тень на плетень, выбивая из бюджета немереные средства, которые идут неизвестно куда, но только не на повышение качества выпускаемых приборов. А тут выясняется, что подтверждает и ведущий специалист радиоэлектронной промышленности, что у нас вообще нет возможности производить соответствующую технику из-за отсутствия предназначенной для этого элементной базы и мощностей для ее выпуска.

Правда, как сказал нам один из специалистов, пожелавший остаться неназванным, нет ничего страшного в том, что Россия будет закупать для ГЛОНАСС необходимые приборы за рубежом. Они действительно много дешевле отечественных, да и выше качеством. В конце концов мы уже и на свою боевую технику ставим зарубежную аппаратуру, монтируем ее на самолеты, которые уходят на экспорт. Международного разделения труда никто не отменял, и выгодами его нужно пользоваться. Не строить из себя специалистов по всем вопросам. Есть критические технологии и отрасли промышленности, без которых невозможно обеспечить обороноспособность страны, – например ракетно-ядерный комплекс, в остальном можно и нужно кооперироваться с ведущими мировыми производителями. Себе и им на пользу.

Текст: Виктор Литовкин

Источник: Независимая газета
Опрос
Стоит ли досрочно пускать за руль лишенных прав водителей?
Да
Нет
7 комментариев
ПДД онлайн Билет 25, вопрос 4
Этот знак указывает, что:
На пересекаемой дороге организовано реверсивное движение.
Вы должны повернуть направо или налево.
На пересекаемой дороге организовано одностороннее движение.
Ответить