Новости

Евростандарты при сооружении дорог оправданны и необходимы

16 декабря 2011
≈ 18 минут
51 просмотр

О технологиях и стоимости сооружения современной автотрассы в России, а также о предварительных результатах эксперимента по эксплуатации платной скоростной дороги в интервью РИА Новости рассказал первый заместитель председателя правления госкомпании «Автодор» Сергей Кельбах.

- В Липецкой области уже работает платный участок на трассе М4 «Дон». Известно ли, сколько «Автодор» получит в конце года от его эксплуатации?

- Сборы превысят 450 миллионов рублей, это на 25% превышает плановые показатели. Мониторинг интенсивности движения показывает, что 70% водителей выбирают платный участок и лишь 30% - альтернативный бесплатный маршрут. Поэтому можно утверждать, что идея создания платных скоростных автодорог как одного из направлений развития дорожной сети в нашей стране состоялась. Пусть это пока всего один участок протяженностью 50 километров. Уверен, что в дальнейшем, когда скоростными станут не отдельные участки, а вновь построенные и реконструированные магистрали, пользователи дорог будут более лояльно относиться к идее платности.

- Стоимость проезда одного километра по этой трассе стоит примерно один рубль. Насколько оправдан такой тариф?

- Безусловно, оправдан. Мы проводили маркетинговое исследование, которое показало, что это один из самых низких в мире тарифов за проезд по автодороге.

- Во сколько в итоге обошлось строительство и реконструкция платного участка в Липецкой области и сколько запланировано потратить на аналогичный участок в Московской области?

- Стоимость реконструкции участка 414-464 километр дороги М-4 «Дон» составила 5 миллиардов рублей в ценах 2010 года. Стоимость реконструкции этой трассы с 48-го по 71-й километры - 6,5 миллиардов рублей в текущих ценах.

В результате реконструкции пользователь получает дорогу первой технической категории, то есть скоростную дорогу с четырьмя полосами движения с разделенными потоками и развязками в разных уровнях. Благодаря этому, в первую очередь, повышается безопасность движения. Например, на участке в Липецкой области в 2011 году было в четыре раза меньше ДТП, чем по автодороге «Дон» в целом. Это при том, что разрешенная скорость движения составляет 110 километров в час. Также на реконструированных участках автодороги водители экономят время и топливо.

- Сколько в среднем стоит строительство одного километра дороги?

- Если взять объем средств, выделенный нашей компании на реконструкцию и строительство, и разделить на количество километров, то получится что один километр обходится в 84,9 миллиона рублей, то есть менее трех миллионов долларов.

Но это - средняя температура по больнице. Одно дело - стоимость строительства дороги, которая проходит в поле, где не надо выкупать землю у собственников и переносить коммуникации и другое - строительство шести- или восьмиполосной автомагистрали с расчетной скоростью движения 150 километров в час в Московской области, где дорогая земля и множество требующих переноса коммуникаций. Уверяю вас, что стоимость непосредственно строительно-монтажных работ у нас сопоставима с другими странами с похожим климатом. Основное увеличение стоимости автодороги приходится на этап подготовки территории под строительство.

- Зависит ли стоимость строительства от региона?

- Безусловно, стоимость создания автодороги зависит от региона. Как я уже говорил, основная разница в стоимости приходится на подготовку территории. Что касается непосредственно строительно-монтажных работ, то их стоимость зависит от климатических и геологических условий. Например, мы выступаем заказчиком строительства обхода Вышнего Волочка, который станет частью новой скоростной дороги Москва - Санкт-Петербург. На участке протяженностью 72 километра предстоит возвести 14 мостов и 40 путепроводов. Очевидно, что значительное количество водных преград удорожает проект.

- Намного ли отличаются технологии строительства дорог в России и Европе?

- «Автодор» разработал программу инновационного развития, в которой тщательно проанализированы вопросы соответствия российских технологий мировому уровню строительства автодорог. Количество технологий, соответствующих мировому уровню, которые применяются нами при строительстве автодорог, уже составляет около 70%.

Но я бы не стал сужать вопрос и говорить только о строительстве. Для того, чтобы иметь качественную дорогу, она должна быть не только спроектирована и построена, но и содержаться на мировом уровне.

Так вот, исследование показало, что в проектировании мы отстаем незначительно и ограничены по сути лишь устаревшей нормативной базой. В содержании автодорог доля современных технологий - 60%, а самое значительное отставание - в методах оценки и контроля качества и в области интеллектуальных транспортных систем. Таким образом, нам есть над чем работать, и эта работа ведется.

- Почему в России не применяются евростандарты при строительстве автодорог?

- При строительстве дорог в России евростандарты, несмотря на некоторые сложности нормативно-правового характера, применяются. Проектировать и строить по евростандартам по сути напрямую нельзя, потому что Главгосэкспертиза проверяет проекты на соответствие российским нормативным документам. Главный критерий Главгосэкспертизы - снижение стоимости строительства, а внедрение зарубежного подхода зачастую вызывает удорожание стоимости. В то же время, для применения евростандартов мы широко задействуем механизм разработки и согласования специальных технических условий, что несколько затягивает и усложняет процесс, но, в то же время, позволяет применять современные материалы и технологии.

Однако, в вопросе применения евростандартов дело не только в юридических аспектах: в отдельных случаях напрямую применять евростандарты нельзя с учетом климатических и технологических особенностей Российской Федерации. Мало спроектировать по евростандартам; для того, чтобы получить качественную дорогу, надо провести испытания новых для нашей страны материалов и конструкций, иногда приобрести новое оборудование и обучить специалистов. Госкомпания работает в этом направлении.

- Какие-то примеры можете привести?

- В настоящее время по нашей инициативе участок автодороги М-4 «Дон» в Ростовской области запроектирован по немецким нормам - это позволит нам оценить безопасность, экономические, организационные и технические аспекты применения немецких стандартов. Последний пример - «Автодор» принял стандарт по битуму, в котором расширен перечень требований к этому материалу. Эти требования гармонизированы с европейскими. Кроме того, в 2012 году запланировано начало создания собственного полигона для испытаний новых материалов, технологий и конструкций.

Таким образом, применять евростандарты оправданно и необходимо.

- Изменятся ли требования к строительству автодорог с вступлением России в ВТО?

- Изменятся, но сейчас трудно говорить о конкретных параметрах. Вместе с тем, некоторые тенденции очевидны. Они уже проявились, а вступление в ВТО станет катализатором новых процессов. Первая - это необходимость повышения качества российских автодорог, вторая - привлечение внебюджетных инвестиций, использование механизмов государственно-частного партнерства, третья - необходимость внедрения самых современных материалов и технологий. Госкомпания «Автодор» была создана для работы по всем этим направлениям. Таким образом, мы не ждем новых требований от ВТО, а уже активно работаем, внедряя новые подходы.

Источник: РИА Новости
Опрос
Стоит ли досрочно пускать за руль лишенных прав водителей?
Да
Нет
2 комментария
ПДД онлайн Билет 11, вопрос 19
Для предупреждения скатывания автомобиля при остановке на подъеме (спуске) водителю следует повернуть передние колеса. Водители каких транспортных средств правильно выполнили это требование при наличии тротуара?
А и Г.
Б и Г.
А и В.
Б и В.
Ответить