Новости

Для кого отменили НДС с подержанных автомобилей?

1 декабря 2008
≈ 18 минут
74 просмотра

17 ноября 2008 года бюджетный комитет Государственной Думы РФ настоятельно рекомендовал принять во втором чтении закон относительно отмены повторного взимания НДС при продаже подержанного автомобиля. Закон в случае его утверждения вступит в силу с 1 января 2009 года.

Стоит сразу же отметить несколько важных моментов: норма, согласно которой ранее отменялся НДС лишь для автомобилей возрастом более трех лет, упразднена. Кроме того, оговаривается, что повторное взимание НДС будет отменено для тех авто, которые приобретаются у физических лиц с целью дальнейшей перепродажи. То есть, как уточняет газета «Коммерсантъ», от уплаты НДС не освобождается организация, которая приобрела подержанный автомобиль для его дальнейшего использования, например, в таксопарк.

А по сути?

Новый закон, который отменяет уплату повторного НДС, по сути делает выгодным делом приобретение нового авто по схеме «трейд-ин», когда автосалон выкупает у владельца его подержанную машину и с учетом вырученной суммы продает ему новый автомобиль. Такая услуга, широко распространенная на Западе, не снискала популярности у российских автодилеров, по крайней мере пока. Несмотря на то, что «трейд-ин» позиционировался как цивилизованный способ сбыта поддержанного авто, нашим продавцам он был невыгоден, прежде всего, за счет того, что покупателю – автодилеру – приходилось платить государству двойной НДС: первый раз необходимо уплатить налог при продаже нового авто, а второй раз – выплатить сборы при его реализации в качестве поддержанного. Если продавец и занимался куплей-продажей автомобилей по схеме «трейд-ин», то делал это чаще всего полулегальными способами.

Обман по «трейд-ин»

В России такое случается часто: и самое благое дело можно превратить в способ обмана и махинаций. Рынок «трейд-ин» стал для российского покупателя относительно новым и неизвестным явлением. Догадываясь о рисках, но в надежде на потенциальную выгоду автовладелец, задумавшийся о продаже своего поддержанного авто, так или иначе, обращал внимание на новую услугу. В пользу продажи по «трейд-ин» говорили в первую очередь часто встречающиеся обманы на рынке «серых» дилеров. В автосалоне была надежда, что при покупке автомобиля автомобилиста не обманут, тем более эту надежду подкрепляли рассказы менеджера о том, как это просто и замечательно: продать старое, а потом тут же купить новое авто.

Необходимость платить НДС с суммы покупки вынуждала автодилера заведомо занижать стоимость автомобиля при его приобретении. Рекламный ход, имя которому «сумма оценки не будет отличаться от реальной стоимости вашего авто», зачастую на деле оказывается простой уловкой.

Дилер, который приобретает подержанный автомобиль, не только держит в уме мысль о том, что НДС придется платить дважды, но и четко осознает, что в конечном итоге именно ему придется сбывать потом этот автомобильный секонд-хенд. Вот поэтому, страхуя свои риски, автодилер грамотно обоснованными уловками снижал цены выкупаемого автомобиля. Тем более само понятие «подержанное авто» предоставляет большое поле для всевозможных спекуляций со стоимостью, когда вилка цен имеет большой разброс: от пары сотен до нескольких тысяч долларов.

В силу двойного налогообложения, определенных рисков, связанных с дальнейшей перепродажей, услугу «трейд-ин» могут представлять сейчас только крупные автосалоны, которые давно работают на отечественном рынке и для оценки поддержанного автомобиля имеют развитую техническую базу.

Для кого отменили НДС

Очевидно, что отмена повторного взимания НДС с реализации поддержанного авто выгодна отнюдь не простым автовладельцам, а автодилерам. Последние как раз и встретили новый закон одобрением. Немаловажен и тот факт, что сами же дилеры и лоббировали принятие этого законопроекта: одним из авторов инициативы был Сергей Петров, который является членом бюджетного комитета палаты, он же – владелец группы компании «Рольф».

Если присмотреться к другим законопроектам и постановлениям, которые государственные чины одобряли и рассматривали в последние несколько недель, то сомнений не останется даже у самого заядлого оптимиста. Руководство страны всерьез и давно намерено загнать российских покупателей в автосалоны, и там продать автомобили по высоким ценам и отвратить автовладельцев от «серого» рынка автомобилей. Настоятельно показано при этом приобретать автомобили отечественного производителя. Итак, почти одновременно с отменой повторной уплаты НДС, что, заметим, сделано с заботой об официальных автодилерах, правительственная комиссия во главе с Зубковым одобрила недавно общие принципы повышения ввозных пошлин на иномарки иностранного производства. Видимо, все-таки произойдет то, против чего 22 ноября 2008 года протестовали все российские автомобилисты: пошлину на ввоз повысят с 25 до 35% (для авто возрастом более пяти лет). Таким образом, по оценкам экспертов, подержанная иномарка будет обходиться покупателю дороже в среднем на 8-10%.

Одновременно с этим зарубежные автопроизводители начинают «аттракцион невиданной щедрости». Вслед за Mitsubishi , Citroen и SsangYoung цены на свои модели в России снижает американский Chrysler. При этом скидки на модели Chrysler , Jeep и Dodge действительно более чем привлекательны: стоимость Grand Cherokee снижена на 387 000 рублей. Однако рано радоваться, ведь в правительстве страны активно лоббируется принятие закона, согласно которому стоимость пошлины на ввоз нового авто иностранного производства увеличивается до 30%.

И тут же о себе, а вернее об увеличении стоимости автомобилей всего своего модельного ряда, заявляет российский «АвтоВАЗ». Отечественный автопроизводитель, ссылаясь на пагубное влияние финансового кризиса и рост инфляции, намерен на 2-3 % поднять цены на свои автомобили уже с начала 2009 года.

Что получается: идите в автосалон, сбывайте там за копейки по схеме «трейд-ин» свое подержанное авто и покупайте наше, российское?

«Серый дилер» как бельмо в глазу

Так называемый «серый» автомобильный рынок в России сейчас оценивается в среднем от 15 до 25 млрд. в год. Согласитесь, что для официальных автосалонов пропускать такие существенные прибыли непростительно, тем более что в первом полугодии российский рынок trade-in составил только 3,3 млрд. долларов (190 000 автомобилей). Отмена двойного НДС, когда налог выплачивается только с надбавки автосалона к величине стоимости, по которой он приобрел авто у физлица, должно поспособствовать тому, чтобы автовладелец был заинтересован в продаже своего автомобиля по схеме «трейд-ин».

Однако российский автовладелец не рассчитывает на то, что дилеры снизят разницу при покупке автомобиля по услуге «трейд-ин».

Да, впрочем, что там автосалоны, ведь они и с двойным НДС все равно умудрялись продавать автомобили по «трейд-ин», действуя на том же «сером» рынке. Принимая постановление о снятии повторной выплаты НДС, государство в первую очередь думает о себе: поощряя переход рынка «трейд-ин» из «полутеневой» сферы в официальную, бюджет страны, по сути, получает свои законные налоги в виде того «НДС», который ранее проходил мимо госказны.

«Снижение», «уменьшение», «отмена налога» - эти слова до сих пор имеют магическое влияние на потребителей. На фоне акций протеста, увеличения ввозных пошлин на иномарки, лоббирования закона, запрещающего эксплуатацию праворульных авто, роста стоимости автомобилей отечественного автопроизводителя эта отмена НДС выглядит как «кость». Ее бросили общественности в стремлении отвлечь ее от настоящих проблем и от факта того, что в правительство протаскивают законы, которые на корню убивают рыночную конкуренцию и возможность оптимального выбора автомобиля для покупки.

Текст: Сергей Василенков.

Источник: Carclub.ru
Опрос
Стоит ли досрочно пускать за руль лишенных прав водителей?
Да
Нет
3 комментария
ПДД онлайн Билет 5, вопрос 20
При движении в условиях тумана расстояние до предметов представляется:
Меньшим, чем в действительности.
Большим, чем в действительности.
Соответствующим действительности.
Ответить