Новости

Десять раз не АвтоВАЗ

17 ноября 2008
≈ 11 минут
36 просмотров

Чистая прибыль «АвтоВАЗа» с начала года снизилась почти в 10 раз. По мнению экспертов, у производителя не осталось собственных средств для запуска новых моделей на платформе французского Renault Logan. В условиях кризиса кредитования судьба компании полностью оказалась в руках государства.

С началом кризиса финансовые показатели главного отечественного автогиганта, компании «АвтоВАЗ», стремительно покатились вниз. По данным за 9 месяцев текущего года, чистая прибыль ВАЗа сократилась в 9,3 раза, составив всего 834 млн руб. против 7,785 млрд руб. за январь – сентябрь 2007 года. Такие данные приводятся в квартальном отчете компании.

При этом себестоимость производства выросла примерно на 20%, но доходы от продаж упали. В результате выручка поднялась лишь на 11%. Кроме того, доля продаж ВАЗа сократилась на отечественном рынке с 28% до 22%. «Рост продаж заметно отстал от рынка», – заметил аналитик ИК «Финам» Константин Романов.

Эксперты сходятся во мнении: падение прибыли связано с существенным ростом издержек на закупку комплектующих и высокой динамикой цен на сталь.

«Цены на материалы – металл и пластмассу – в течение всего года росли быстрее инфляции. Дорожало электричество и транспортировка. Для того чтобы компенсировать эти расходы, нужно было либо поднимать цены, либо увеличивать объем продаж», – заметил генеральный директор агентства «Автостат» Сергей Целиков. Однако, по оценке специалиста, продажи ВАЗа в этом году, в лучшем случае, будут на уровне прошлого. «Показателя 2007 года получится достичь лишь благодаря государственному заказу на 17 тыс. машин. В ноябре завод начал отгрузку «классики» для ветеранов. Цены за год поднимали в среднем на 5%. Этого не хватило, чтобы компенсировать остальные издержки», – рассказал эксперт. «В условиях растущей конкуренции компания не могла себе позволить сильно увеличивать цены», – уточняет аналитик ИК «Финам» Константин Романов.

«Подорожание началось еще в первой половине года. Контракты на этот вид сырья заключались по высоким ценам и во втором, и в третьем квартале», – поясняет аналитик финансовой корпорации «Открытие» Кирилл Таченников. По его словам, цены на металл упали только в начале осени. И заключить договоры на поставки по более выгодным ценам ВАЗу удалось только в четвертом квартале».

«С сентября начал действовать еще один тревожный фактор – кризис сбыта, – отмечает Таченников. – В этих условиях возрастает доля фиксированных издержек – тех трат, которые возникают вне зависимости от объемов производства.

«Четвертый квартал будет очень тяжелым для компании, – соглашается Романов. – Скорее всего, по итогам года ВАЗ снизит продажи автомобилей в абсолютном выражении, не сможет показать существенной чистой прибыли».

По мнению Целикова, трудности ВАЗа могут означать «заморозку» совместных проектов российского производителя и Renault. «Собственных средств с трудом будет хватать на выплату зарплат рабочим, и на поддержание производства в нынешнем виде», – поясняет он. В начале осени ВАЗ выкупил у французов платформу Logan и двигатель. Теперь он должен выплатить за них Renault 220 млн евро. «Помимо прямых выплат французскому партнеру нужны еще и средства для того, чтобы развивать новое производство – закупать новое оборудование, вести подготовку к производству. Собственными силами ВАЗ этого не сделает», – убежден Целиков. «Причем в этих обстоятельствах ВАЗу не стоит рассчитывать на серьезную поддержку со стороны Renault. Он сейчас также переживает непростые времена», – считает Таченников. Пока ВАЗ попросил у государства около миллиарда долларов для того, чтобы наладить работу с дилерами, которые в условиях кризиса не могут выкупать у завода машины. Теперь он будет просить помощи, чтобы запускать у себя «французские» машины.

Впрочем, как отмечает Романов, существенное снижение цен на металл и комплектующие будет играть в пользу компании. «В целом пока ничего критического для бизнеса компании не произошло, а меняющие правила игры на рынке будут играть в пользу АвтоВАЗа», – поясняет он. – Стоит учитывать, что та же Priora относительно недавно выведена на рынок и пока еще сохраняет потенциал роста продаж. А с учетом мер государства по поддержке автопрома, в следующем году ВАЗ может рассчитывать на более или менее стабильный объем продаж».

Источник: Газета.ru
Опрос
Нужно ли ввести штраф в размере 300 тысяч рублей для тех, кто не пропускает скорую помощь?
Да
Нет
37 комментариев
ПДД онлайн Билет 33, вопрос 18
Безопасной дистанцией при движении по сухой дороге на легковом автомобиле можно считать расстояние, которое автомобиль пройдет не менее чем за:
 1 секунду.
 3 секунды.
 2 секунды.
Ответить