Новости

Что погубило ё-мобиль и "Марусю"

16 июля, 16:31
≈ 15 минут
28 856 просмотров

В предыдущих обзорах мы рассказали о несостоявшихся российских автомобильных проектах 15-20-летней давности. А что с современностью? Существуют ли «эпик фэйлы» наших дней?

Marussia

Marussia B1 2008 г.

Музыкант, шоумен, актер, автогонщик и менеджер Николай Фоменко десять лет назад основал компанию Marussia Motors, объявив о планах производства собственного штучного среднемоторного суперкара. Инвестором стал политтехнолог и предприниматель Ефим Островский. А главным инженером – известнейший специалист Игорь Ермилин. (Сейчас он работает над суперкаром «Волк».) И с технической, и с финансовой точек зрения проект вполне мог успешно развиваться. Собирать планировалось примерно по 300 машин в год.

В 2008-м Marussia показала первый автомобиль с индексом B1. Автомобиль с эффектным дизайном был построен по классической для таких суперкаров схеме: на пассажирский кокпит навешивались кузовные панели из карбона. Агрегаты крепились на подрамниках. Для автомобиля планировалось использовать различные двигатели: доработанный 3,5-литровый 300 сильный от Nissan 350Z, а также британские 2,8-литровые Cosworth (360 и 420 л.с.). Причем, работу с англичанами планировалось максимально расширить. Со стороны также закупались некоторые детали шасси.

Двигатели Marussia B1: 3.5 V6 (360 л.с.) и 2.8 turbo Marussia-Cosworth (420 л.с.). Трансмиссия - АКП6. Максимальная скорость модели — 250 км/ч, а время ускорения до 100 км/ч версии с двигателем 2,8 л составляет всего 3,8 секунды.

И, кстати, еще до всяких Mercedes S-класса дизайнеры Marussia собирались сделать дисплей на передней панели во всю ширину машины. Который буквально волной шел бы по «торпедо». Реальность подкорректировала эти планы совсем чуть-чуть: на панели располагались три больших дисплея: приборка для водителя и еще два экрана – по центру и, отдельно, для пассажира. И, конечно, Интернет, вай-фай, вот это все.

Автомобиль B2 технически копировал первую версию. Но если и B1 выглядела очень круто, то B2 просто поражала воображение!

Marussia B2 2010 г.

Но потом началось странное. Вместо того, чтобы вылизать до идеала две готовые модели, руководители компании бросились расширять линейку. И серьезно увлеклись гонками «Формулы 1». Но это отдельная история. Что же до серийных машин, они захотели создать – загибайте пальцы – еще пару новых спорткаров, пару кроссоверов и седан! Помимо бензиновых «Марусь», Фоменко также планировал создать электрический спорткар. Marussia открыла шоу-румы в Москве и в Монако. В какой-то момент Фоменко сообщил, что компания собрала 700 заказов на свои автомобили.

Двигатели, трансмиссия и динамические характеристики у Marussia B2 были такими же, как у B1. Клиренс спорткара - 110 мм.

А потом все резко оборвалось. Внятных объяснений нет. Но очевидно, что инвесторам надоело тратить деньги и ждать. Последняя известная информация – это попытки подключиться к проекту «Кортеж» и претензии к Фоменко со стороны одного из банков на 65 млн рублей. Мутная история с выкупом этого долга. И тишина.

ё-мобиль

В отличие от Marussia, история с ё-мобилем сразу же выглядела сплошным фейком. Компания, занимавшаяся не слишком удачными проектами (один из них, автомобильный – грузовики «Яровит» с пластиковой кабиной), «продала» идею гибридного ё-мобиля миллиардеру Михаилу Прохорову. Сразу заявив взаимоисключающие идеи. Например, машина должна была стать «народной» с ценой в 400-500 тыс рублей, но выпускаться в небольших количествах.

Инвестиции планировались в районе всего около 150 млн евро, хотя известно, что сейчас невозможно сделать массовую современную машину меньше, чем за миллиард. Если напрячься, использовать готовую платформу и готовые ноу-хау, можно уложиться миллионов в 300. Но здесь ни о какой готовой платформе и речи не было! Технически идеи с кузовом из базальтового волокна, суперконденсаторами вместо аккумуляторов и роторно-лопастным двигателем были просто неосуществимы. Тем более, на конвейере. Что же касается проблем производства, погружения в технологии и работы с поставщиками – до этой работы, похоже, так и не добрались.

В начале 2010 года компания показала эскизы машин, осенью представила три прототипа, ничуть эти эскизы не напоминавшие. Фактически, это были макеты, поставленные на сварные рамы. Еще через полгода компания, получившая название «Ё-авто», начала строить завод под Питером и стала собирать на своем сайте заказы на машину. Осенью 2011-го дизайнеры показали на автосалоне во Франкфурте странный, но яркий концепт-кар.

Прошло пару лет и на первый тест для журналистов выкатили несколько ё-мобилей. Уже с нормальными «безбазальтовыми» кузовами и с более традиционной, не роторно-лопастной, частью гибридной силовой установки – 1,4-литровыми моторами от Fiat.

Примерно через год всем стало ясно: инвестиции для разработки и постановки в производство нормального автомобиля должны быть примерно на порядок больше, а технические решения – на порядок традиционнее. Официально было объявлено, что на решение закрыть проект повлияла плохая мировая экономическая ситуация. И все, чем запомнился ё-мобиль – в Питере на нем успел прокатиться Владимир Путин, а один экземпляр – причем, в новой, никем не опробованной версии! – был подарен… Владимиру Жириновскому.

Текст: Сергей Бибиков

ё-кроссовер 2013 года
ё-концепт 2011 года
ё-фургон

Опрос
Стоит ли досрочно пускать за руль лишенных прав водителей?
Да
Нет
7 комментариев
ПДД онлайн Билет 25, вопрос 9
Вы случайно проехали поворот на перекрестке. Разрешено ли Вам в этой ситуации использовать задний ход, чтобы затем продолжить движение налево?
Да.
Нет.
Ответить