Новости

Более миллиона посетителей собрал Женевский автосалон

11 марта 2010
≈ 28 минут
25 просмотров

Европа любит Женевский автосалон. Тут все по-честному, среди своих, без предвзятости и заведомого обожания по национальному признаку. В Швейцарии своего автопрома нет, поэтому все гости на равных.

А вообще Женева сильно изменилась. Стала бедней и злее. Лет 10 тому назад в такси здесь служили либо Mercedes S-класса, либо Lexus. Таксистами работали сами швейцарцы, они охотно принимали кредитные карты и любую валюту, вплоть до рублей, вежливо извиняясь за незнание курса. Сейчас такси в Женеве — всякие дешевые “японцы”, включая вовсе непонятный в этой роли Prius, а таксисты, вжав голову в плечи, извиняются за свой арабский акцент и пугающую внешность, деньги берут только наличными и исключительно в местных франках. В Швейцарии лицензия на такси во многом похожа на американскую — в ее роли выступает так называемый именной жетон, выкупаемый у государства. И вот коренные швейцарцы пресытились извозом, сдав свои жетоны в аренду арабам. Отсюда и недостойные автомобили, странность в повадках и языковые трудности. А еще в Женеве перестали пропускать пешеходов. Невероятно? И тем не менее пешеход, не успевший на свой мигающий зеленый пересечь всего одну полосу до безопасного тротуара, так и остался на разделительном пунктире среди машин, поскольку коренные швейцарцы ни на секунду не притормозили и на свой разрешающий сигнал решительно двинулись со светофора. А дело в том, что замешкавшийся пешеход был с явными признаками азиатчины. Единственная, кто сжалилась и пропустила его, — негритянка на старой Toyota.

Увидел — купил

В прошлом году на Женевском автосалоне были аккредитованы почти 5000 журналистов. Посетителей около полумиллиона. Показатели этого года — 10 000 акул пера и миллион зрителей. В прошлом году люди не очень знали, разумно ли тратить деньги на автомобиль, может, пригодятся на что-то более важное? Но на основных рынках Европы кризисом так и не запахло, а в показательной Германии 2009 год и вовсе стал самым успешным за десятилетие, и поэтому в 2010-м народ массово проявил интерес к новинкам, прекрасно понимая, что неприятности позади и пора опять жить на широкую ногу. Приятная особенность Женевского автосалона в том, что это не абстрактная выставка, где лишь смотрят. Это шоу-рум, где выбирают свою машину и, насмотревшись на нее здесь, тут же идут оформлять покупку к дилеру. Женева — площадка максимально конкретного сближения предложения и спроса.

Подоплека нынешнего, уже восьмидесятого по счету автосалона — экологичность транспорта. Гибриды, электромобили и дизельные моторы показали даже фирмы, от которых такого подвоха никто не ожидал. Но европейская истерия достигла должного градуса, и производители решили ответить на запрос общества своими предложениями. При этом они прекрасно знают, что гибриды, и уж тем более электрические машинки, — это полный тупик и всерьез развивать данное направление бессмысленно. И среди посетителей тоже немало умных людей, знающих правду. Но раз есть социальный заказ, на него уже готов ответ, на который можно было вдоволь поужасаться именно в Женеве.

Гибридная паранойя

Принято считать, что впереди всех в вопросах гибридизации находится Toyota. Ее Prius не только первый серийный, но и первый коммерчески успешный. Но дело в том, что уникальная технология гибрида Prius — покупная. Как и полагается, придумали ее американцы. И зная, что это тупиковая технология, спокойно кинули патент в свободную продажу. И как это и было испокон веку, японцы схватили идею и довели ее до конвейера. Правда, позабыли воздать должное авторам и, проиграв два суда, отныне платят американским правообладателям с каждого проданного гибрида. На Женевском автосалоне Toyota окрасилась в чистый белый цвет и выкатила целое гибридное стадо. Публика не очень радовалась этому изобилию, а специалисты, подразумевая политику заимствования тупиковых идей, тихо хихикали в кулуарах, спрашивая, что там Toyota еще прикупила на этот раз? Хотя красный концепт, обещающий стать новой Celica, народ разглядывал с интересом. И пока “Тойота” делала чистое лицо, остальные производители притащили с собой на выставку кучу собственных гибридов и прочей сомнительной техники, прекрасно осознавая, что все это лишь для галочки.

Хотя такие галочки стоят огромных денег, поскольку отрабатывать социальный заказ и приплясывать перед публикой, зараженной параноидальным экологическим стремлением к чистоте среди легковых автомобилей, приходится с убедительным размахом. Притом что бьющаяся в припадке публика не воспринимает экологическую угрозу автобусов, самосвалов, тракторов, экскаваторов, асфальтоукладчиков, самолетов и прочих могучих моторных средств. Но эконапряжение в обществе таково, что плясать приходится с максимально искренним выражением лиц. Ведь иначе не поверят. Тут все как с расизмом. Швейцарцы, на светофоре готовые задавить китайца, полагают себя политкорректными и воспитанными и очень обидятся, если им ткнуть в нос чуть не погибшего пешехода. Фирмы знают о человеческом лицемерии и старательно готовят одну-две модели, которые успокоят народ и подтвердят, что производитель честно соблюдает правила игры. Зато все остальные машины у них нормальные, и именно их и будут покупать (а китайца при случае обязательно задавят).

Но это заигрывание все равно получилось ошеломляющим. Самый чудовищный пример — гибридная Ferrari. Это так же нелепо, как троллейбус Alfa-Romeo. Хотя как раз такой троллейбус выпускался после войны, то есть существовал на самом деле. Так ведь и гибридная Ferrari — вполне настоящая. И хотя смотреть на нее разрешалось издалека, на расстоянии, не позволяющем разглядеть детали и подробности, заявка сделана, и обществу предъявлено нечто, про что старательно рассказывают пресс-релизы, но почти ничего не говорят факты.

Такими же сомнительными выглядели родственные дебютанты салона: гибридный Volkswagen Touareg и Porsche Cayenne. Модные, но бестолковые.

На Opel Ampera, даже несмотря на подробный макет с проводками и батарейками в неожиданных местах, поглядывали с прозекторским любопытством — без потребительского вожделения. Как-то не смогли производители убедить людей, что те несколько километров, которые машина в состоянии самостоятельно проехать на электротяге, — это невиданное достижение и повод для обоюдной гордости. Понять можно и покупателей, и американских автопроизводителей. Последние вовремя спохватились и срочно собрали из готовых технологий Chevrolet Volt по заказу властей, иначе им бы вместо выгодного банкротства пришел прозаический конец. Ну а уж европейский филиал, щелкнув каблуками и взяв руку под козырек, охотно согласился взять в эту руку готовую машину и тем самым спокойно отработать социальный заказ.

Пусть завтра не наступит никогда

С электромобилями организаторы салона поступили более откровенно. Те из них, кто оказался под защитой концернов, так уж и быть, тихо прятались среди полноценных машин. А беззащитные, сделанные одичавшими энтузиастами, порывистыми студентами и изобретательными неудачниками, были загнаны в темный чулан под лестницей, чтобы там, в полумраке, народ не очень массово падал в обморок, не вскрикивал в испуге и не метался в панике.

Короче говоря, выглядит наше общечеловеческое электромобильное будущее ужасно. Если на таком нам придется ездить в светлом завтра, то пусть оно наступит как можно позже. Страшенные трепыхалки с неубедительными потугами на самостоятельное передвижение, глядя на которые вспоминается фраза из Аркадия Аверченко: “Это же не девушка, это какая-то каменоломня из сна пьяного дворника”. Единственный приличный автомобиль, оказавшийся в комнате ужаса, оказался Detroit 1916 года выпуска. Он смотрелся как благообразный джентльмен в строгом сюртуке среди уродов на лужайке парка юрского периода. Возможно, даже ему было страшно видеть своих идеологических потомков. Ведь он дожил до того самого времени, которое в год его рождения виделось светлым, радостным и безобидным будущим.

Россия в минусе

Первые два дня автосалона — дни прессы и общения специалистов. То есть знатоков, профессионалов и понимающих тему людей. Поэтому вокруг ненормальных машин никто особо не задерживался, обращая внимание на нормальную технику, концепты и интересно преподнесенные решения и технологии. И почти на каждом стенде можно было запросто пообщаться с первыми лицами — президентами корпораций, председателями советов директоров, генеральными директорами. Но только в том случае, если вы не из России. Спад интереса к нам, как к уважаемым и достойным собеседникам, наметился еще в прошлом году, но сейчас стал очевиден. Первые лица удивляются, как это русским удалось, имея такой огромный потенциал, колоссальный неудовлетворенный спрос в несколько миллионов, миллиарды государственной помощи, тем не менее катастрофически провалить рынок. К тому же в Европе немного иначе знают и воспринимают сделку с фирмой Opel, по-другому смотрят на русское участие в Spyker, не упускают из виду русские выходки в Ницце и той же Женеве, в курсе наших экономических, политических и уголовных новостей и поэтому на желание пообщаться отвечают отказом. Не всегда заботясь о вежливости.

…В остальном праздник автомобиля в Женеве состоялся. С размахом, масштабом, помпой, шиком, радостью и премьерными моделями, которые представляли лично руководители концернов. Кризиса нет и в помине, ожидается рост по всем статьям, и к этому европейский автопром уже готов.

Citroёn Survolt

Самый яркий концепт выставки — Citroёn Survolt. Дизайнеры, создавшие его, соединили две плохо сочетаемые особенности: спорт и женский аксессуар. Задача этого электромобиля — спровоцировать желание покрасоваться за рулем, изящно культивируя небрежные позы постоять перед публикой рядом с ним, а потом резко умчаться вдаль, оставив за собой шлейф восхищения, вожделения и негаснущей страсти.

KIA Sportage

Весьма подходящая и понятная нам премьера — новейший KIA Sportage. На волне нового дизайна все машины этого подразделения могучего концерна превращаются из неказистых в красивые, и Sportage третьего поколения наконец-то вышел в люди в приличном виде. Учитывая нашу реальность и пока еще не запредельную стоимость корейских автомобилей, правильней всего позицию новинки определит такая вот формула: Sportage — это Kuga по цене Qasqai.

BMW 5

Еще одна машина, которую почти никто не купит, но без которой нам не жить, — BMW 5. Было странно смотреть, как на стенде фирмы разворачивается весьма интеллигентное действо, как вокруг собирается публика с умным выражением лиц, как аккуратно и сдержанно машину обступают приличные во всех отношениях люди. Образ европейского потребителя BMW разительно контрастирует с привычным.

Ford Focus III

Ford показал европейское лицо модели Focus третьего поколения. (Остальное “тело” демонстрировали зимой в Америке, но лицо там было только для местного рынка.) А чтобы избавить публику от неизбежного, но одностороннего интереса, в комплекте к лицу предъявили и зад — от универсала Focus III. Лицо спорное, американцам явно досталось что получше, а зад удался, спору нет.

Peugeot SR-1

Самый красивый стенд на Женевском автосалоне выстроила Peugeot, на котором показала важнейший в своей современной истории концепт SR-1. Машина заявляет новый облик всех последующих моделей фирмы. Эпоха зверского оскала, нелепых граней и страшных плоскостей заканчивается. Теперь Peugeot возвращается в стилистику французской утонченности, а заодно и к здравому смыслу.

Opel Meriva

Для нас это просто интересный автомобиль, а для Европы — одна из самых ожидаемых премьер. Под грудой любопытствующих тел почти не было шансов сфотографировать новинку. Особенно европейцев взволновали задние двери, распахивающиеся против хода, как у Rolls-Royce Phantom. Многих это завораживало.

Volvo S60

Наконец-то Volvo получила в гамму достойного игрока в классе D — новую S60. Главная интрига состояла в том, удалось ли инженерам добыть жизненное пространство для задних пассажиров. Прежняя S60 была одним из немногих в мире автомобилем с четырьмя дверьми, но двумя посадочными местами. Сзади здесь взрослые люди не помещались. Ура! Удалось! Теперь это нормальная четырехместная машина со всеми удобствами для четверых.

Текст: Сергей Асланян

Источник: Московский комсомолец
Опрос
Нужно ли ввести штраф в размере 300 тысяч рублей для тех, кто не пропускает скорую помощь?
Да
Нет
44 комментария
ПДД онлайн Билет 28, вопрос 15
Вы намерены развернуться. Кому Вы должны уступить дорогу?
Только грузовому автомобилю.
Только легковому автомобилю.
Обоим транспортным средствам.
Ответить