Новости

Бензин закупят из-за границы

8 февраля 2013
≈ 12 минут
48 просмотров

Цены на топливо в этом году могут вырасти минимум на 17 процентов, рассчитали эксперты. И не исключают, что уже весной-летом этого года России придется ввозить более дорогое топливо из-за границы, а подорожание бензина продолжится и в последующие годы.

Возможно, есть смысл даже подумать о введении специальных дотаций на топливо для отечественных автомобилистов.

Неизбежность повышения цен на бензин признают даже чиновники. Их, прогнозы, правда, более оптимистичны. Рост цен на топливо в этом году в среднем составит 13-14 процентов, сообщил недавно глава Минэнерго Александр Новак. И призвал аграриев в регионах уже сейчас запасаться горючим.

"Равномерность формирования запасов поможет не допустить "горба" в период весенних либо осенних работ и резкого колебания цен", - сказал он. Рост цен министр объяснил повышением акцизов на бензин. Правда, нынешняя ситуация опасений у главы Минэнерго не вызывает. "Цены на бензин 92-го класса и дизтопливо даже ниже тех цен, которые были в октябре и ноябре прошлого года", - сказал Новак.

Но пока, в январе, прошло первое повышение акцизов, а на июль запланировано второе, уточняют эксперты. И считают, что на самом деле цены поднимутся выше, чем говорит министр. 7 процентов даст прирост акцизов, еще 6 процентов - прогнозируемая инфляция, объясняет исполнительный директор Российского топливного союза (РТС) Григорий Сергиенко. Этот рост добавит итоговой цене бензина в рознице еще около трех рублей.

На такую же сумму, кстати, подорожал бензин и в прошлом году. Повышение акцизов, напомним, было тоже семипроцентным. И если сейчас за Аи-95 автомобилисты в Москве платят 31,75 рубля, то к следующим новогодним праздникам выложат уже 35. Но это по минимуму.

Есть и еще один фактор подорожания, продолжает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев. Три-четыре процента в стоимости горючего "набегут" за счет уже состоявшегося запрета Евро-2 и перехода на Евро-3, а также постепенного внедрения Евро-4 и Евро-5.

"Для крупных компаний это может стать поводом поднять цены, чтобы использовать это в качестве козыря в переговорах с правительством о льготах при проведении модернизации НПЗ", - считает эксперт. В итоге цена на бензин может вырасти уже на 17 процентов.

Дефицита автотоплива из-за запрета низкокачественного бензина не будет, уверен Сергиенко. Но введение экологических требований без наращивания объемов производства топлива может частично оголить рынок, говорит он.

По сообщению министерства энергетики, производство автотоплива в этом году сократится почти на два миллиона тонн, рассказывает эксперт. И это с учетом реализации планов по модернизации НПЗ. Но спрос на бензин растет вслед за продажами автомобилей. И, не исключено, что уже весной-летом этого года его придется чем-то компенсировать, предупреждает Сергиенко.

Минэнерго планирует, что возможный вакуум может заполнить топливо из Белоруссии. Но если по каким-либо причинам этого не произойдет, то недостаток бензина в условиях рынка будет восполняться его импортом из других стран. А это возможно только при выравнивании внутренних и внешних цен.

Для сравнения - в нефтедобывающей Норвегии литр Аи-95 стоит 80 рублей, в Италии - 72 рубля, в Австрии - 57 рублей, в Бельгии - 68 рублей, в Люксембурге - 55 рублей, в Нидерландах - 74 рубля.

Между тем даже нынешнее повышение цен на бензин для многих граждан слишком обременительно. Некоторые наши читатели даже предлагают установить для отдельных категорий граждан социальный минимум бензина на месяц с минимальными ценами, а все что сверх того - продавать дороже.

Дотации на бензин, по мнению Танкаева, возможны. Крупные нефтедобывающие страны - Иран, Венесуэла, Эмираты, Саудовская Аравия - стараются держать стоимость бензина для своих граждан низкой, рассказывает он. В каждой стране это делают по-своему. В Иране дотируют семьи. В Саудовской Аравии введено административное регулирование розничных цен. Можно еще применять талоны, адресные компенсации.

Впрочем, пока наши граждане не очень чувствительно реагируют на изменение бензиновых цен, добавляет эксперт. Но есть и еще один важный момент. Цена на топливо стоит в начале всей инфляционной цепочки, и повышение цен на бензин, безусловно, потянет за собой подорожание всех товаров, напоминает Танкаев.

В цене готовой буханки хлеба, к примеру, стоимость бензина занимает чуть ли не половину себестоимости.

Но бензин будет дорожать не только в этом году, предвидит Сергиенко. Переход на топливо более высоких экологических классов уменьшит планируемые поступления акцизов в бюджет, потому что сборы на такое ниже, чем на низкокачественное.

Это скажется на наполнении дорожных фондов, может привести к сокращению финансирования дорожных работ.

"Компенсировать выпадающие доходы Минфин сможет только одним способом - вновь повысить акцизы в следующем году", - делает вывод Сергиенко.

Источник: Российская Газета
Опрос
Нужно ли ввести штраф в размере 300 тысяч рублей для тех, кто не пропускает скорую помощь?
Да
Нет
29 комментариев
ПДД онлайн Билет 10, вопрос 15
Вы намерены повернуть налево. Кому следует уступить дорогу?
Только легковому автомобилю.
Никому.
Только автобусу.
Ответить