Новости

Белая лошадка

20 октября 2009
≈ 27 минут
43 просмотра

"Дженсон Баттон: плейбой, который нашел формулу успеха", - с таким заголовком, наряду со многими другими британскими газетами, вышла 19 октября The Daily Mirror. Британцам можно позавидовать - второй год подряд чемпионом Формулы-1 становится подданный Елизаветы II. И если в прошлом году корону лучшего гонщика завоевал Льюис Хэмилтон - пилот несомненно быстрый, но странный за пределами трассы, то в сезоне-2009 личность чемпиона устроила всех. Дженсон Баттон - симпатичный молодой человек с открытой улыбкой и живым характером - стал именно тем, в ком так нуждалась оскандалившаяся в последние годы Формула-1.

В Великобритании был уже поздний вечер, когда в Бразилии заканчивался предпоследний Гран-при сезона, и не было, наверное, на островах ни одной семьи, которая не прильнула бы в этот момент к экрану телевизора. Трансляция "Би-би-си" отсчитывала круги: вот Баттон шестой, расчетливо ведет машину к финишу, вот он проносится мимо барахтающегося в боксах напарника - у Рубенса Баррикелло под конец гонки случился прокол, вот он уходит на последний круг, приковывая к себе все внимание телеоператоров.

Режиссер прямого эфира, казалось, забыл про победителя гонки, которым всего второй раз в жизни стал Марк Уэббер. Баттон и только Баттон! От внимания телекамер не ушла практически ни одна секунда из жизни нового чемпиона мира и его окружения: как при цейтраферной съемке Дженс вылез из болида, победно вскинул руки, на автомате обнял Рубенса Баррикелло и бросился к своей команде. В нескольких шагах от безудержного ликования механиков утирали слезы великий Росс Браун, имя которого дало название команде-победителю, и отец новоиспеченного чемпиона, бывший гонщик Джон Баттон.

Бразильская гонка стала, пожалуй, самой длинной и самой важной в их жизни. Впрочем, и для болельщиков других команд "Интерлагос" подарил незабываемое состязание, которое войдет в историю Формулы-1.

Весь уикенд в Сан-Паулу шел дождь. С тех пор как бразильская гонка "переехала" в календаре чемпионата с весны на осень, капризная погода ежегодно становится головной болью для команд и настоящим праздником для болельщиков. На сей раз погода сыграла злую шутку над всеми.

http://img.autorambler.ru/images/journal/557623579b242da20c31448666a52484
Себастьян Феттель на пит-лейн во время квалификации. Фото Bridgestone Media

Квалификация, которая обычно идет не больше часа, в эту субботу затянулась почти на три часа. Непрекращающийся дождь превратил трассу в намыленный склон, на который из боксов один за другим соскальзывали пилоты. Первым не удержался Джанкарло Физикелла, развернувший свою Ferrari поперек первой "эски". Судьям пришлось выбрасывать красные флаги, чтобы убрать заглохший болид итальянца. После этого возобновление сессии затянулось - маршалы сомневались в безопасности трассы. В итоге, когда квалификация все же продолжилась, первый сегмент отсеял тогда еще действовавшего чемпиона мира Льюиса Хэмилтона и другого соперника Баттона в погоне за титулом - Себастьяна Феттеля.

Баттон выбыл из квалификации чуть позже - во втором сегменте, начавшемся с 20-минутным опозданием. И снова на трассе появились красные флаги - на сей раз из-за аварии Тонио Льюцци, расколотившего свою Force India в первом повороте. После этого трассу закрыли аж на полтора часа, в течение которых скучающий оператор снимал представителей бразильской фауны, в изобилии живущих в окрестностях трассы.

Третья часть квалификации прошла без приключений и принесла поул-позицию местному герою Рубенсу Баррикелло, который к тому моменту также еще не потерял шансы на чемпионский титул. На одном ряду с ним квалифицировался Марк Уэббер, опередивший Адриана Сутиля и Ярно Трулли. Баттон показал лишь 14-е время.

http://img.autorambler.ru/images/journal/62ed30dbdd4e454343594d805d4f5dfa
Старт Гран-при Бразилии. Фото Bridgestone Media

Старта бразильской гонки хватило бы на несколько Гран-при. Сперва внимание телекамер было приковано к Кими Райкконену, который благодаря KERS вырвался с пятого на третье место. Чисто пройти Сутиля финну не удалось - между ними был контакт, но чемпион мира 2007 года сумел удержать свой болид впереди немца. Затем Кими попытался атаковать идущего вторым Марка Уэббера, но не рассчитал собственную скорость и сломал переднее антикрыло о Red Bull австралийца.

Потерявшая скорость Ferrari невольно притормозила Сутиля, которого тут же бросился атаковать Трулли. Места для двоих на прямой не осталось: правые колеса болида Ярно попали на сырую после дождя траву, его занесло, и он выбил Force India. Немец, отлетевший на обочину, решил тут же вернуться на трассу - и в него на полной скорости влетел Фернандо Алонсо. На этом гонка для всех троих закончилась, причем Трулли пришел в такую ярость, что бросился с кулаками на Сутиля. Позже вспыльчивого итальянца оштрафовали за это на 10 тысяч долларов.

Между тем первый круг продолжался, и позади пелетона произошел еще один инцидент - Хейкки Ковалайнен наткнулся на болид Себастьяна Феттеля, после чего его развернуло. Из-за этого болид финна оказался поврежден, и он медленно поехал к боксам. На пит-стоп он заехал одновременно со своим соотечественником из Ferrari - и тут разыгралась драма. Ковалайнен слишком рано стартовал с пит-стопа, вырвав шланг из заправочной машины, и, ничего не подозревая, покатил по пит-лейн, оставляя за собой бензиновый шлейф. Сразу за ним в этот момент выехал Райкконен, которому просто некуда было деваться от разбрызгивающего топливо McLaren. Несколько капель попали на Ferrari финна и его шлем, после чего вспыхнул пожар. К счастью, он почти сразу же погас, не причинив серьезного вреда ни болиду Кими, ни ему самому, однако после гонки Райкконен жаловался, что глаза у него побаливают.

Оба пилота продолжили гонку, которая в этот момент шла в режиме пейс-кара из-за стартовых инцидентов. В итоге Кими финишировал шестым, а Ковалайнен девятым. После гонки ко времени пилота McLaren добавили 25 секунд штрафа за происшествие на пит-стопе, и он откатился на 12-е место.

После ухода с трассы автомобиля безопасности гонка возобновилась в более спокойном, но не менее интересном режиме. Пилоты стали бороться более корректно, причем одним из самых активных на автодроме был... Дженсон Баттон, несколькими красивыми маневрами отыгравший проваленную квалификацию. Единственным серьезным препятствием для лидера чемпионата стал молодой японский дебютант Toyota Камуи Кобаяси, заменивший травмированного на "Сузуке" Тимо Глока. Кобаяси несколько кругов сдерживал грозный белый Brawn Баттона, пока наконец тому не удалось просунуть вперед передний спойлер своего болида. После финиша Камуи удостоился нескольких нелестных эпитетов от Дженсона, что было ожидаемо, но не вполне справедливо.

Тем временем после первых пит-стопов в гонке сменился лидер - Рубенс Баррикелло оказался позади Марка Уэббера, которому не составило труда довести дело до победы. Невезучему паулисте не удалось даже зацепиться за подиум - под финиш его обогнал Хэмилтон, а затем он был вынужден совершить внеплановый пит-стоп из-за прокола. В итоге, он стал восьмым - и этого было более чем достаточно, чтобы помочь Brawn GP досрочно выиграть Кубок Конструкторов. Вкупе с пятым местом Баттона одно очко Баррикелло вознесло британскую конюшню на недосягаемую для Red Bull Racing высоту, сделав гонку в Абу-Даби пустой формальностью.

http://img.autorambler.ru/images/journal/9f3dc4a1eae2f2ccd40f9080a482e3af
Победа Марка Уэббера оказалась в тени пятого места Дженсона Баттона. Фото Bridgestone Media

Феттель сделал для своей команды все что мог. Однако даже его четвертого места не хватило, чтобы оттянуть схватку за чемпионский титул на последний этап - математика в этот день работала на Дженса. После финиша Баттона спросили, с каким настроением он поедет на первый в истории Ф1 Гран-при в Эмиратах. "Задайте мне этот вопрос перед гонкой. Мне не интересно сейчас говорить об Абу-Даби - я только что стал чемпионом мира. Именно этим я собираюсь наслаждаться сегодня вечером".

Между тем в начале сезона мало кто ожидал, что Баттон не то что выиграет чемпионат - вообще сумеет выйти на старт. Удар в спину собственному пилоту нанесли японские боссы Honda, поставившие под сомнение целесообразность владения формульной конюшней в тяжелую кризисную годину. Счастливое спасение нашлось неожиданно - Росс Браун, работавший техническим директором в чемпионских Benetton и Ferrari, а затем ушедший под крыло Honda, самостоятельно выкупил команду, дав возможность и Баттону, и Баррикелло провести еще один сезон в Формуле-1.

Перед первой гонкой в Австралии никто не знал, чего ждать от этих ребят в белоснежной от отсутствия спонсоров форме. Однако у самой необычной в истории автогонок "темной лошадки" были на руках все козыри: волшебник Браун - тот самый человек, который привел Михаэля Шумахера ко всем его семи чемпионским титулам, а также абсолютно новая машина, работа над которой началась еще в середине 2008 года.

Brawn смогли лучше всех вписаться в новые правила. Особенно хорошо им удалось совладать с противоречивым "двойным диффузором", о который в начале сезона было сломано немало копий. Победы сыпались одна за другой: Австралия, Малайзия, Бахрейн, Испания, Монако, Турция - шесть побед Баттона в первых семи гонках. Такого ошеломляющего успеха Формула-1 не видела со времен Шумахера - и у автогоночного мира возникло подозрение, что исход чемпионата предрешен. Однако после этого Баттона как отрезало - ни одной победы и всего один подиум.

Тем не менее, Дженсон стабильно набирал очки, показав себя мудрым тактиком. За десять лет в Формуле-1 он научился очень многому. Например, как, проиграв несколько гонок, выиграть весь чемпионат. Однако, если оглянуться на карьеру британца, невольно возникают параллели с нынешним сезоном - такой же неровной и удивительной она получилась.

20-летний парень из Сомерсета попал в Формулу-1 в 2000 году почти случайно - Фрэнку Уильямсу нужен был пилот, который мог бы сменить уволенного из команды Алекса Занарди. Первый сезон выдался очень удачным - дебютант заработал 12 очков и стал восьмым по итогам года. Следующий год стал для перешедшего в издыхающий Benetton Баттона провальным: 2 очка и 17-е место в чемпионате.

После того как Benetton купил концерн Renault, дела у Баттона пошли немного лучше, и ему удалось закрепиться около подиума. По итогам сезона он опередил своего напарника Трулли и ушел в BAR после того, как Флавио Бриатторе не нашел ему места в своей команде. Бриатторе, как и многие другие, не поверил в способности британца, поставив на него штамп вечного середняка.

Следующие три года в BAR прошли под девизом "то густо, то пусто": девятое место в 2003 году, третье (!) в 2004-м и снова девятое в 2005-м. Через год, уже после того как BAR выкупила Honda, к Баттону наконец пришла первая победа - в суматошном венгерском Гран-при. Затем был подиум на последней гонке сезона-2006 в Бразилии - и все. За два следующих года Дженсон заработал в сумме ничтожные девять очков и был близок к тому, чтобы распрощаться с Формулой-1, но тут на помощь пришел Росс Браун.

http://img.autorambler.ru/images/journal/e5decbae51472ac94b4ca66ffd6e6e07
Поцелуй чемпиона. Дженсон Баттон и Росс Браун. Фото с сайта f1-live.com

Росс стал ангелом-хранителем Баттона, позволив своему соотечественнику воплотить его детскую мечту - стать лучшим гонщиком на планете. Однако это не умаляет заслуг самого Дженсона - у него ведь была та же самая машина, что и у Баррикелло, но чемпионом все же стал он, а не бразилец.

Не закончившийся пока чемпионат мира 2009 года еще раз доказал, что Формула-1 - непредсказуемая штука. Кому как не чемпиону 1964 года Джону Сертису знать об этом - перед началом сезона он сказал британским журналистам: "Посмотрите на Баттона - честно говоря, я бы на месте команды не продлевал с ним контракт. Если ты не выкладываешься на 100 процентов, даже когда машина не так хороша, ты должен быть уволен".

Текст: Ярослав Загорец.

Источник: auto.lenta.ru
Опрос
Стоит ли досрочно пускать за руль лишенных прав водителей?
Да
Нет
3 комментария
ПДД онлайн Билет 29, вопрос 13
Вы намерены повернуть налево. Ваши действия?
Выполните маневр без остановки на перекрестке.
Выехав на перекресток, остановитесь у стоп-линии и, дождавшись зеленого сигнала светофора на разделительной полосе, завершите маневр.
Ответить