Новости

Автомобилистов призовут к порядку с помощью чипов

3 ноября 2015
≈ 14 минут
57 просмотров

Первые автобусы, оснащенные специальными устройствами, измеряющими среднюю скорость и фиксирующими соблюдение водителями общественного транспорта ПДД, выехали на улицы Татарстана. Новация была разработана по поручению Дмитрия Медведева, предложившего еще в 2013 году профильным ведомствам подготовить предложение по оснащению автомобильных номерных знаков в России микрочипами. И вот уже сегодня тульский научно-технический холдинг «Взгляд» представил новую разработку, призванную усилить контроль над соблюдением водителями ПДД.

Испытания новинки сначала прошли на полигоне Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). А в начале года в Казани выехала на маршруты первая тысяча городских автобусов со специальными RFID-метками, каждый из которых оснащен тремя чипами, прикрепленными в верхней части лобового стекла, а также в переднем и заднем номерных знаках.

Нужно ли выходить из машины к инспектору и садиться в машину ДПС.

Вслед за автобусами электронной системой считывания данных с номерного знака планируется оснастить и частные легковые автомобили. Установленные на автодорогах устройства сканирования будут идентифицировать марку, модель, государственный знак авто и сведения о собственнике и передавать эту информацию не привычным светоимпульсным оптическим способом, а при помощи радиочастот. Главный плюс, который видят чиновники в так называемой единой платформе для интеллектуальной транспортной системы, это возможность отслеживания средней скорости каждого водителя (как частного, так и общественного транспорта) в городе и соблюдение им ПДД.

Насколько введение этой инновации соответствует нормам защиты конституционных прав рядовых автомобилистов — большой вопрос. Ведь статей Конституции РФ (N23,24), гарантирующих россиянам право на неприкосновенность частной жизни, недопущение сбора, хранения, использования информации о частной жизни лица без его согласия, никто не отменял. А значит, обязательное чипирование номерных знаков автомобилей и официальный карт-бланш на слежение за передвижениями граждан не могут быть введены как минимум без проведения референдума в стране.

Отмечу, что одновременно с Россией аналогичную систему микрочипов, встроенных в автомобили, планируют вводить и в США. Власти американского штата Коннектикут уже рассматривают возможность внедрения радиоидентификационных микрочипов в регистрационные знаки автомобилей. Будет ли реализована эта идея на практике, неизвестно. Например, несколько лет назад полиция Нью-Йорка, выступившая с предложением отслеживать каждый автомобиль, въезжающий на Манхэттен, с помощью сканирования номерных знаков, уже потерпела фиаско. Инициатива вызвала протест со стороны ряда правозащитных организаций, которые заявили, что тотальная слежка нарушает фундаментальное право американцев на неприкосновенность личной жизни.

Устройства сканирования будут идентифицировать марку, модель, государственный знак авто и сведения о собственнике и передавать эту информацию не привычным светоимпульсным оптическим способом, а при помощи радиочастот.

Смерть мотору: греть или не греть современный двигатель.

Россиян же наверняка не меньше, чем вмешательство в личную жизнь, заинтересует финансовая сторона вопроса. Ведь в планах чиновников — взвалить обязательства по установке чипированных номеров на плечи автовладельцев. Не ясно и то, кто возьмет на себя затраты по установке радиочастотных антенн, которые будут передавать информацию с номерных знаков в органы контроля над дорожным движением. По предварительным оценкам специалистов, установка радиочастотной антенны только на одну дорожную полосу обойдется как минимум в 1 млн рублей. Не говоря уже о том, что новация материализует самый страшный кошмар российских автовладельцев: по идее чиновников «умная» система не только сможет получить доступ к электронным кошелькам и банковским картам их владельцев, но и начнет списывать с них деньги на оплату штрафов автоматически.

Не стоит забывать и о российских «умельцах», которые непременно найдут способы обходить «умную» систему. Остается под вопросом и то, каким образом будут оплачивать штрафы те автовладельцы, у которых нет банковских карт, или те, кто приехал на своих авто с нечипированными номерами из других стран. Также необходимо учесть все возможные риски получения доступа к персональным данным автовладельцев мошенников, которые, например, могут начать воровать средства со счетов автомобилистов. Непонятно и то, как будут разбираться со штрафами «умных» систем каршеринговые, таксомоторные или лизинговые компании, поскольку деньги за нарушения ПДД будут списывать именно с них.

Вопросов и сложностей в реализации идеи чипирования номерных знаков остается пока много. Непростое экономическое положение страны сейчас объективно не располагает к массовому внедрению дорогостоящей и не проверенной в работе системы. Как инструмент борьбы за безопасность на дорогах новация выглядит, безусловно, перспективно, но в Европе низких показателей аварийности научились добиваться и более дешевыми методами, ко всему прочему не ущемляющими права и свободу граждан — профилактикой и контролем над качеством дорожного покрытия, гибкой системой штрафов, современной системой подготовки водителей в автошколах. Возможно, и российские чиновники, подумав и просчитав рентабельность проекта, придут к выводу, что сейчас не лучшее время для внедрения подобной системы в России. Установка на авто программного обеспечения, которое самостоятельно станет списывать деньги со счетов автовладельцев за допущенные нарушения, при имеющемся несовершенстве организации дорожного движения и законодательства будет не чем иным, как очередным способом «честного» отъема денег у населения. Оспорить выписанные «умной» системой штрафы будет значительно сложнее, чем например, те, которые выписывают сотрудники ДПС или работники эвакуационных служб.

Источник: Российская Газета
Опрос
Стоит ли досрочно пускать за руль лишенных прав водителей?
Да
Нет
3 комментария
ПДД онлайн Билет 4, вопрос 1
Проезжая часть данной дороги имеет:
Три полосы для движения.
Две полосы для движения.
Одну полосу для движения.
Ответить