Новости

Автокредиты от государства никому не нужны

14 апреля 2009
≈ 15 минут
29 просмотров

Российский авторынок, благодаря «мерам по поддержке» со стороны Правительства, оказался на грани вымирания. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), по итогам марта объем реализации и легкого, и коммерческого транспорта снизился в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 47%. Результаты продаж в первом квартале 2009 г. также идут со знаком «минус» - падение составляет 40%.

Негативное воздействие на объемы автомобильных продаж оказывали и оказывают сейчас снизившаяся доступность кредитов, высокие ставки автокредитования. Запущенная программа льготного автокредитования как раз и должна, по мнению чиновников, нивелировать такие негативные факторы и восстановить спрос на российском рынке.

Узкий круг избранных

Льготное автокредитование распространяется на небольшой список автомобилей, который был утвержден Минпромторгом. При первом же рассмотрении данного перечня понятно, что составлен он для интересов и в интересах российского производителя АвтоВАЗ, так как в данный список был включен весь модельный ряд компании. Кроме этого, здесь значатся и такие российские «иномарки» как Fiat Albea , Ford Focus , Kia Spectra , Renault Logan и Skoda Fabia, а также модели Chevrolet Niva и Hunter . Основными критериями выбора стала цена автомобиля, которая не должна превышать 350 000 рублей, а также «происхождение» - льготное авто непременно должно быть выпущено в России.

Не обошлось и без коллизий. В первую версию перечня Минпромторг не включил такие очевидно доступные модели как «тагазский» Hyundai Accent и базовые комплектации новой Volga Siber , чем очень «огорчил» Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Случившиеся «разборки» между двумя структурами на тему предвзятости в выборе моделей – «мол, почему Минпромторг не включил в список дешевые модели «Автотора» и «ТагАЗа» - хоть и получили широкую огласку, но больше походили на инсценировку того, как пристально ФАС следит за работой госструктур и не допускает расцвета монополизма. Впрочем, те покупатели, которые надеялись приобрести по льготному автокредиту модель VW Jetta, могут расстаться с такими планами, так как ФАС добился своего, и автомобиль вычеркнули из списка «льготников». Основным поводом для этого стала невозможность удешевить модель до требуемых 350 000 рублей.

http://img.autorambler.ru/images/journal/64af20a9db8d9c685f0c7cbfef5e4b21
Иллюстрация с сайта carpark.ru

Ну, да ладно: Accent и дешевый Chevrolet Lacetti трудами Антимонопольной службы в список избранных возможно и попадет, по крайней мере, ФАС на этом настаивает. Хотя главное для того условие – заключение соглашения о промсборке «Тагазом» и «Автотором» - пока не выполнено.

Не менее избранный круг покупателей

Стоит отметить, что шанс приобрести автомобиль по льготному автокредиту выпадет не каждому желающему. И в первую очередь потому, что доступность такого кредита относительна. Ведь при покупке автомобиля в рамках такой кредитной программы необходимо внести немалые деньги – 30 % от стоимости автомобиля. А полностью рассчитаться по кредиту, взятому в этом году, нужно до конца 2011 года. Но это еще не все условия, так как для получения льготного кредита от физлица требуется предоставить официальную НДФЛ-2 (справка о доходах), и необходимым условием ставится наличие у претендента на кредит денежного дохода, в три раза превышающего размер ежемесячного взноса по кредиту. Очень актуальное требование в стране, население которой продолжает лишаться рабочих мест.

Государство при такой покупке рефинансирует две трети процентной ставки Центробанка (ее средний размер составляет 17-25%), в итоге приобрести авто в кредит можно с годовой ставкой в 8,6%. И хотя не хочется во всех решениях правительства видеть стремление монополизировать рынок автокредитования, где за последние шесть месяцев ставки увеличились в 2-2,5 раза и где объем кредитных авто сократился до 10-15% в сравнении с прошлым годом, нельзя не отметить принцип «избранности». Пока лишь три банка в России имеют возможность предоставить такой льготный кредит: Сбербанк, Россельхозбанк и ВТБ. Их эффективные ставки по кредиту «странным» образом разнятся и составляют соответственно 6,33%, 9,33% и 10,4% годовых.

Довольно громкие слова правительства о необходимости стимулирования активности потребителей на авторынке выразились весьма скромными вливаниями в данную программу – лишь 2 млрд рублей, что поможет российским покупателям прибрести в общей сложности не более 150 000 автомобилей. И как правомерно замечает директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков, финансирование со стороны государства должно быть увеличено не менее чем в три раза, для того чтобы по льготному кредиту можно было продать от 400 000 до 500 000 единиц автомобилей. А сумма меньшего размера для активизации авторынка – «как мертвому припарка».

Дилеры решают по-своему

Мало того что претендентов на льготный автокредит априори ограничили, (2 млрд рублей – сумма ведь не резиновая), плюс к этому покупателям, предпочитающим, согласно многочисленным опросам, а также показателям продаж на авторынке, иномарки, а не отечественные авто, предоставили почти безальтернативный список льготных моделей, где преимущественная часть – модели АвтоВАЗа. Но даже это – полбеды, остальная половина – отношение дилеров к программе льготного автокредитования. А отношение это, судя по «оперативной сводке», у автопродавцов особенное.

Напрасно многие покупатели обрадовались тому, что по льготам можно будет приобрести, к примеру, вполне качественную Jetta , которую, увы, вычеркнули из списка, или Lacetti . В салонах дилеров попросту отсутствуют модели из льготного списка, о чем пишут в своих статьях многие журналисты. Более того, дилеры говорят, что программы льготного автокредитования, несмотря на то, что банки уже начали принимать соответствующие заявки, не действуют, так как нерешенными остаются многие нюансы. А нюансы эти сводятся, скорее всего, к определению расценок на дополнительные опции, которые, конечно же, будут предлагаться на льготные модели.

Положительный эффект, который пророчат российскому авторынку после внедрения системы льготного кредитования, вызывает сомнения у многих экспертов: «не тот масштаб денежных вливаний», - говорят они. И склоняются к мнению о том, что, по сути, эффекта не будет никакого.

Текст: Сергей Василенков.

Источник: Carclub.ru
Опрос
Стоит ли досрочно пускать за руль лишенных прав водителей?
Да
Нет
3 комментария
ПДД онлайн Билет 10, вопрос 8
По какой траектории Правила разрешают Вам произвести поворот налево?
По любой.
Только по Б.
Только по А.
Ответить