Новости

900 обманутых в год

17 июня 2008
≈ 16 минут
35 просмотров

Институт страхования построен так, что дает широкий простор для маневра мошенников-страховщиков. Компании часто пытаются сэкономить на выплате страхового возмещения или найти способ, чтобы вовсе не платить потерпевшему клиенту. Какие схемы используют мошенники и что в этой ситуации делать автовладельцу, узнал наш корреспондент.

Жертвы собственной невнимательности

С 2007 года судебный департамент стал подсчитывать количество гражданских дел о взыскании страхового возмещения, которые рассмотрели районные и мировые суды. За 12 месяцев прошлого года в Петербурге районные суды разрешили 467 споров между страховщиками и их клиентами, а мировые суды города - 447. Всего свыше 900 дел за год. Причем, как правило, суды выигрывают клиенты страховых компаний. Подавляющее большинство обманутых - автовладельцы.

Оказывается, «продинамить» клиента можно нехитро, нагло и даже используя его собственную невнимательность. Правила страхования содержат массу условий, оговорок и исключений. Невыполнение одного из условий грозит клиенту отказом в выплате. Покупая полис КАСКО, многие автовладельцы, поглощенные изучением цены вопроса, забывают заглянуть в правила страхования. Исключения из страхового покрытия и другие важные нюансы остаются неведомыми вплоть до наступления страхового случая.

К примеру, возвращаясь поздно с работы, водитель решил зайти в круглосуточный магазин. Пока совершал покупки, машину угнали. Заявил в милицию, пришел в страховую компанию. А ему отказывают, ссылаясь на условия полиса, где прописано, что в ночное время машина пребывает на охраняемой автостоянке. Так что, если вы любите по ночам ездить за хлебом, лучше не рисковать, а исключить из договора указанное ограничение, заплатив за страховку чуть большую сумму.

Внимательнее надо отнестись и к списку людей, допущенных к управлению автомобилем. Если автовладелец решил посадить за руль жену, а она врезалась в столб, то компания может отказать компенсировать убыток. На том основании, что за рулем был человек, не указанный в полисе.

Психологическая обработка

У петербуржца Андрея Андреищева угнали BMW Х5. Одна из питерских страховых компаний отказала ему в выплате страховой суммы - клиент, по словам страховщиков, не сдал один из двух брелоков от противоугонной системы. По правилам страхования, клиент должен был сдать полный пакет ключей от систем. А если он что-то потерял, то должен был сообщить об утрате. В суде Андреищев настаивал, что брелок сдавал и что в правилах, которые читал он, такого пункта не было. Судебные заседания длились одно за другим. В итоге через год последнее решение судебной коллегии областного суда удовлетворило исковые требования Андреищева - он получил: 1 015 200 рублей - страховая премия, 43 800 - проценты и 2000 - компенсация морального вреда.

- При возникновении страхового случая, если вам будут «впаривать», что ничего не положено и вы сами во всем виноваты, - не верьте! - дает совет Андрей Андреищев другим автовладельцам. - В подавляющем большинстве случаев это психологическая обработка, направленная на то, чтобы подавить вашу волю к победе.

Кроме того, страховые компании стараются занизить выплаты. Сами оценивают нанесенный ущерб, а когда клиент обращается к независимому эксперту, то оценка получается гораздо выше. Однако доводам «посторонних» страховщики не внемлют.

Пауза – не к добру

Один из самых действенных способов «умыть руки» и не платить деньги - выдача липовых полисов. Автовладелец получает вполне официальные бланки ОСАГО, заключает договор с человеком, представившимся представителем страховой компании, а при страховом случае вдруг выясняется, что «продавец ОСАГО» никаких договоренностей с компанией не имел и деньги автовладельца в страховую компанию не дошли.

Компании часто прибегают к тактике задержки выплаты. Затягивание сроков может означать, что компания не собирается выполнять своих обязательств перед предстоящим банкротством или отзывом лицензии. В некоторых компаниях сроки выплат задерживаются до четырех месяцев (по закону страховщик обязан произвести выплату или направить потерпевшему мотивированный отказ в течение 15 дней). Например, страховые компании в провинции используют такой прием. Сотрудник отдела урегулирования убытков берет у заявителя все необходимые документы, а затем все якобы направляется для решения в головной офис. Потерпевшему приходится ждать ответа месяцами. При этом сотрудники компании пеняют за задержку на головной офис. Или говорят, что на выплату уже образовалась очередь и надо подождать.

Угрозой довести дело до суда страховые компании не напугаешь. Судебные дела могут длиться годами, а выплаты за просрочку страхового возмещения настолько ничтожны, что вряд ли потревожат финансовое состояние этих фирм.

Справка «ТС»

Ждать, чтобы не платить Предпочитают страховые компании, вступая в сговор друг с другом

Одна из самых распространенных уловок страховщиков - игра на разнице в сроках исковой давности нормативных актов, связанных с компенсацией ущерба от ДТП. Фишка в том, что страховая компания имеет право требовать от виновника аварии возмещения ущерба своему клиенту в течение 3 лет с момента ДТП. А cо страховой компании виновника - только 2 года.

Изворотливые страховщики придумали такой ход. Происходит, скажем, ДТП, в котором виновник имеет ОСАГО, а потерпевший КАСКО. Страховые компании обоих договариваются между собой и ждут два года с лишним, в течение которых оба участника ДТП ни о чем плохом даже не догадываются. Потерпевший спокойно ремонтирует свою машину за деньги от КАСКО, а виновник живет себе припеваючи, полагая, что его страховая компания возместила ущерб другой стороне за счет ОСАГО.

Ничего подобного! Проходят 2 года, и виновник давно забытого им ДТП получает повод удивиться. Ему приходит требование от компании-страховщика другого участника аварии, из которого становится понятно, что договор ОСАГО, который у виновника был во время того ДТП, его страховая компания почему-то не использовала - выждала отведенные законом 2 года, чтобы страховщик потерпевшего имел возможность взыскать сумму ущерба не с нее, а с клиента. Нигде не написано, что страховая компания потерпевшего обязана взыскивать ущерб со страховой компании виновника именно в течение двух лет, пока действует полис ОСАГО.

Как правило, суды Петербурга, следуя букве закона, в подобных ситуациях встают на сторону страховщиков. Исключения крайне редки. Например, прошлым летом федеральный суд Калининского района отказал особо изворотливой страховой компании, которая пыталась таким образом взыскать 27 тысяч рублей с автолюбительницы за ДТП почти 3-летней давности.

Источник: Фонтанка.ру
Опрос
Стоит ли досрочно пускать за руль лишенных прав водителей?
Да
Нет
8 комментариев
ПДД онлайн Билет 9, вопрос 17
Разрешается ли перевозка людей в прицепе-даче?
Разрешается при наличии места для сидения.
Разрешается.
Не разрешается.
Ответить