Спорт Моторов

IRC Ралли Монте-Карло: Итоги гонки

30 января 2009
≈ 29 минут
41 просмотр

Через два года ралли Монте-Карло отмечает столетний юбилей. Так что нет ничего удивительного в том, что это соревнование давно стало самодостаточным, вне зависимости от того, этапом каких серий и чемпионатов оно является в данный момент. Конечно, гонку по узеньким альпийским серпантинам за последнее время мы уже привыкли видеть дебютным этапом мирового первенства. Но можно вспомнить 1989 год, когда сезон WRC стартовал в Швеции, или 1996-й – тогда в окрестностях княжества состязались экипажи на 2-литровых автомобилях Формулы-2.

Ну а героями 77ème Rallye Automobile de Monte-Carlo, как официально именовалась нынешняя гонка, стали участники серии IRC. С одной стороны – это не позволило выйти на старт звездам чемпионата мира, занятым подготовкой к собственным соревнованиям в Ирландии, с другой – гарантировало почти равный уровень техники у лидеров, показ почти половины гонки в прямом эфире и возвращение знаменитых ночных прохождений Col de Turini.

Последний факт вынудил организаторов гонки пойти на особые меры – поскольку программа гонки включала двойное прохождение спецучастков при свете Луны и «люстр», было объявлено, что к старту двух заключительных секций допустят лишь 60 быстрейших экипажей их тех ста, которые – как ожидалось – выйдут на старт. По этой же причине в Монте-Карло отказались от использования СупеРалли.

http://img.autorambler.ru/images/journal/e50a9818153f22ad99a4c14fe02954d2
Col de Turini. Фото с сайта auto-sport.ru

Однако действительность вернула всех с небес на землю – желание выйти на старт выразили всего 58 пилотов и штурманов, некоторые из которых на техническую комиссию так и не прибыли. Впрочем. в числе лидеров потерь почти не было – все главные «игроки» IRC отправились покорять 14 спецучастков общей протяженностью 362 с четвертью километра.

Три с половиной производителя

Хорошо известно, что устроители первенства Intercontinental Rally Challenge очень горды собственной придумкой – заявку на участие подают не пилоты или команды, а производители. Также ни для кого не секрет, что разные компании видят свое участие в серии по-разному. Peugeot и Abarth построили автомобили категории Super 2000, выставили заводские команды (порой – даже не одну) и борются за победы в гонках и титулы чемпионов. Именно на «двести седьмых» и Grande Punto в Монте-Карло стартовали главные фавориты – действующий чемпион Николя Вуйоз, призеры этапов WRC Фредди Лойкс и Тони Гардемайстер, трехкратный победитель знаменитой гонки Дидье Ориоль, чемпион Европы Лука Россетти, действующий победитель J-WRC Себастьен Ожье и экс-обладатель этого титула Крис Мик и многие другие.

http://img.autorambler.ru/images/journal/2982aae6103444b5131bf15f68bd554f
Skoda Fabia S2000. Фото с сайта auto-sport.ru

По такой же «полноценной» схеме планируют действовать дебютанты IRC из Шкоды – новенькую Фабию S2000, созданную специалистами из Млады-Болеслава при участии самого Карлоса Сайнса, усердно обкатывали перед гонкой пилоты Юхо Хяннинен (Juho Hanninen) и Ян Копецки (Jan Kopecky). Чехи уже заявили, что планируют проехать больше половины этапов сезона.

В другой ситуации находится Mitsubishi. У «Трех бриллиантов» официальной команды нет, но без участия марки не обошлась еще ни одна гонка IRC (да и вообще, наверное – ни одна серьезная раллийная гонка последнего десятилетия). Племя «лансероводов» столь многочисленно, что японская марка регулярно набирает очки на этапах, а год назад в Китае и вовсе стала сильнейшей, хотя N-групповые машины и уступают по скорости автомобилям Super 2000.

http://img.autorambler.ru/images/journal/4c511d3e02b29b9efaaf38175e463eb6
Экипаж Ник Уэст и Крис Меллинг. Фото с сайта auto-sport.ru

Что же касается Хонды и Фольксвагена, то их участие в серии пока остается больше номинальным. Японская марка в Монте-Карло не была представлена вовсе, а честь немцев защищал один лишь британец Ник Уэст на 1400-кубовом «Полике». Кстати, он смог добраться до финиша – и даже не самым последним, хотя и уступил победителю почти два часа.

День за днем

Разумеется, в самом Монте-Карло никаких гонок не было – тут и трехкилометровой формульное кольцо умещается с трудом, что уж говорить о длинных спецучастках. В княжество располагался лишь парк сервиса, а основное действо развернулось на дорогах Франции – в окрестностях небольшого городка Валанс. Главная сложность спецучастков состояла даже не в том, что всего один из них был короче 20 км – допы проходили на разной высоте над уровнем моря, и потому покрытие дороги менялось в калейдоскопическом темпе.

В этой ситуации было крайне важно не ошибиться с выбором шин, ибо порой на одном комплекте экипажам приходилось ехать сначала по сухому асфальту, а затем – по укатанному снегу. В такой ситуации две «запаски», лежащие в багажнике, становились важным тактическим инструментом – ведь с их помощью экипаж мог между допами «переобуть» хотя бы одну ось автомобиля в более подходящий тип резины. Правда, порой менять колеса приходилось и на самой трассе спецучастка – узкие альпийские дорожки требовали от гонщиков филигранной точности управления, а любой контакт со скалой или каменным парапетом мог обернуться проколом.

Первый день гонки должен был стать днем Peugeot, но стал днем Шкоды. Николя Вуйоз начал новый сезон по-чемпионски, победив на СУ1. Следом отличился Стефан Сарразен, способный ехать по асфальту быстро на любом автомобиле – от Subaru WRC до спорткара Peugeot 908 HDi FAP. Наконец, на финальном допе лучшие секунды показал дебютант IRC Крис Мик. Однако по сумме трех очень разных отрезков быстрейшим оказался Юхо Хяннинен. В руках вице-чемпиона PC-WRC и триумфатора Ралли Россия бело-зеленая Fabia смотрелась очень здорово.

http://img.autorambler.ru/images/journal/f0c8740085fe639b557b36a838ea23ea
Экипаж Николя Вуйоз и Николя Клингер. Фото с сайта auto-sport.ru

"Условия были очень сложными, но мне невероятно помогла информация, переданная нашими экипажами-"разведчиками", - сказал гонщик. - Благодаря ей я чувствовал себя уверенно и мог давить на "газ" даже там, где лежал снежок, поскольку знал, что у колес будет сцепление с трассой. Кроме того, я старался ехать безопасно и избегал радикальных решений при выборе шин и настроек. Похоже, сегодня это был верный подход".

Так что настроение в чешской команде царило приподнятое, и слегка испортил его разве что Ян Копецки, откатившийся далеко назад из-за поломки рулевого усилителя. Куда хуже пришлось двум другим участникам ралли. Уже на первом допе, поскользнувшись на ледяной корочке в повороте, разбили машины Лука Россетти и Дидье Ориоль. Любопытно, что накануне старта сезона оба сменили автомобили. Итальянец пересел с Peugeot на Abarth, а француз – наоборот. Но это не помогло ни тому, ни другому, а Россетти, помимо всего прочего, еще и влетел, проломив ворота, в гараж почтенного французского пенсионера, немало напугав того.

http://img.autorambler.ru/images/journal/4aebcfb3bb090473869da806f83c9308
Юхо Хяннинен. Фото с сайта auto-sport.ru

Второй день гонки должен был стать днем Шкоды, но стал днем Peugeot. С самого утра Хяннинен помчал так, что отрыв от соперников – которые еще и наделали ошибок – возрос с 12 секунд до полутора минут. Юхо выиграл три допа из первых пяти, однажды смог отличиться и Ян Копецки. Тем временем выбыл из борьбы Вуйоз. Для чемпиона день не заладился с самого начала – прокол, проблемы с тормозами, а на СУ7 Peugeot француза налетел на камень. Поскольку еще два пилота «Львов» - Сарразен и Мик – также не избежали ошибок, казалось, что день закончится уверенным доминированием Фабии над «двести седьмыми».

Но не тут-то было! На заключительном спецучастке в первый раз с самого старта ошибся Хяннинен. Юхо повредил колесо и вынужден был 15 километров добираться до финиша на трех оставшихся. Потеря времени составила две минуты и отбросила финна на третье место. А новым лидером гонки неожиданно стал француз Себастьен Ожье. 25-летний гонщик, победивший в 2008-м в молодежном чемпионате мира, изначально вообще не планировал стартовать в Монте-Карло. Но именно его по опросу национальной прессы признали главным кандидатом место за рулем Peugeot, которую на некоторых этапах IRC в рамках программы поддержки пилотов заявляет шинная компания BFGoodrich.

Ожье, который незадолго до этого был назван пилотом молодежной команды Ситроена в WRC, от предложения не отказался, там более что обслуживать машину должна была команда Kronos – та самая, в составе которой в 2006-м чемпионом мира стал Себастьен Лоэб, а Николя Вуйоз первенствовал в сезоне-2008 в IRC. Впервые сев за руль «двести седьмого» за девять дней до старта, Себастьен-младший удивительно быстро освоился с техникой S2000. В гонке он ехал осторожно и поначалу не входил в число лидеров, но постепенно поднимался все выше в протоколах, поскольку сам ошибок практически не допускал.

"Сегодня мы избрали для Фредди Лойкса и Криса Мика весьма рискованную шинную стратегию, а для Ожье остановились на консервативном варианте", - объяснил причины успеха молодого пилота босс Кроноса Марк Ван Дален (Marc Van Dalen). Впрочем, впереди пилотов ждал финальный соревновательный отрезок, который обещал стать самым сложным.

Третий день гонки мог стать днем Абарта, но также стал днем Peugeot. Начался же он с катастрофы для Шкоды. Полный желания отыграться, Юхо Хяннинен доехал лишь до первого поворота стартового допа, где и разбил машину. «Я так хотел отыграться, что просто нажал на «газ» слишком сильно», - признался сокрушенный гонщик. На этом же СУ в аварию попал и Крис Мик. Причем случилось это в тот момент, когда британец мчался на пятой передаче. Как итог – пять оборотов Peugeot вокруг своей оси и частично приведенный в негодность мост. Экипаж не пострадал.

После этого отрыв Ожье возрос почти до двух минут, однако француза явно собирался догнать вышедший на второе место Тони Гардемайстер. Финн, оставшийся без работы после свертывания проекта Suzuki WRC, ехал в этот раз на частном Grande Punto, подготовленном командой Astra. И ехал неплохо. Более того, в первой десятке расположились еще четыре экипажа на Абартах, а то время, как марка Peugeot была представлена там лишь тремя автомобилями.

http://img.autorambler.ru/images/journal/60ee384d8d3e32d9a197c6beacc64adb
Автомобиль экипажа Тони Гардемайстера и Томи Туоминена. Фото с сайта auto-sport.ru

Однако четыре ночных допа позволили «Львам» наголову разбить «Скорпионов». Поломка распределителя зажигания на машине Гардемайстера и отказ сцепления на заводском Абарте Антона Алена вывели двух финнов из борьбы. Особенно обидно должно быть последнему, ведь его машина замерла на обочине уже по пути с финального допа в парк сервиса.

Ну а гонщики Peugeot праздновали тройную победу. Ожье никому не отдал победу, Фредди Лойкс стал вторым, а Стефан Сарразен, который все три дня чередовал победы на допах и вылеты с трассы, занял третье место. Лишь затем в итоговом протоколе расположились представители Шкоды, Абарта и Mitsubishi. Благодаря большому числу сходов пробиться в первую восьмерку смог даже Лука Бетти на 2-литровом Renault Clio – хотя очков в зачет IRC он, конечно же, не получил.

http://img.autorambler.ru/images/journal/3c7d2c935ce14db771d39d490488cb16
Себастьен Ожье и Жюльен Инграссиа. Фото с сайта auto-sport.ru

Быть может, эти результаты не слишком показательны, если говорить о раскладе сил в масштабах всего сезона. Ведь победителем стал пилот, который оказался самым аккуратным и осторожным. Виденное ли дело – Ожье выиграл самую престижную раллийную гонку на свете, победив при этом всего на одном допе (том самом, который проходит почти у дверей его родного дома). Да и участвовать в дальнейших этапах он не планирует, так что борьбу за титул поведут другие пилоты.

Впрочем, Rallye Automobile de Monte-Carlo во все времена оставалась вещью в себе – именно за это болельщики во всем мире и любят эту гонку.

P.S.: накануне старта мы провели опрос – попросили посетителей нашего сайта сравнить значимость дебютных этапов IRC и первенства мира. Поначалу в борьбе за зрительские симпатии лидировало Ралли Ирландия, но затем расклад сил начал меняться, и в итоге победа осталась за Монте-Карло – 210 голосов против 172, при 123 «воздержавшихся».

P.S.2: среди гостей гонки была и многочисленная делегация из России. Представители администрации Выборга и отечественные автоспортивные специалисты посетили соремнования для получения опыта, который должен помочь повысить уровень отечественного этапа IRC - Ралли Россия, - который по традиции пройдет в первой половине июля.

Текст: А.Кабановский.

Источник: Журнал "Авто Спорт"
Опрос
Стоит ли ввести конфискацию автомобиля за агрессивную езду?
Да
Нет
6 комментариев
ПДД онлайн Билет 38, вопрос 16
Подъехав к трамваю попутного направления, остановившемуся у посадочной площадки, расположенной на проезжей части посередине дороги, Вы должны:
Остановиться и продолжить движение только после закрытия дверей трамвая.
Остановиться и продолжить движение только после начала движения трамвая.
Уступить дорогу пешеходам, идущим к трамваю или от него.
Ответить