Самые-самые

Из воды на сушу: на чем можно ездить и плавать

16 августа, 12:00
≈ 14 минут
4 394 просмотра

Не так давно мы рассказывали об автомобиле-амфибии ВАЗ-2122, который 40 лет назад проектировали в Тольятти по заказу военных. В целях конспирации – шпионы не дремлют, не болтай! - этот проект на заводе назвали «автомобилем для охотников и рыболовов». Сами же охотники и рыболовы пытались построить такие машины подручными средствами. Серийных амфибий «для гражданских» почти никто не делал и не делает до сих пор

Самые серийные

Одна из первых – знаменитая лоханка Volkswagen Typ 166 (Schwimmwagen) на агрегатах армейского «Кюбельвагена». Последний, в свою очередь, был создан на базе «Жука». Плавающий автомобиль делали во время войны и успели произвести во внушительном количестве – больше 14 тыс штук!

У нас водоплавающие автомобили для армии производили или хотя бы предлагали свои разработки несколько заводов. Правда, все это – в послевоенное время. Помимо ВАЗ-2122, замечательного тем, что в нем невозможно было даже угадать плавающую машину, такая техника была у ГАЗа, ЗИЛа (например, знаменитая «Синяя Птица», мы о ней рассказывали), УАЗа и даже ЛуАЗа.

 На ГАЗе делали две основные модели. ГАЗ-011 (он же МАВ-67, малый автомобиль водоплавающий) был разработан в НАМИ. Автомобиль имел вал отбора мощности на гребной винт, водяной руль, трюмный насос и кабестан – вертикальную швартовочную лебедку также с приводом от двигателя. По суше он мог разогнаться до 90 км/ч, а по воде – до 10 км/ч.

Затем на заводе сделали экспериментальную машину со сложным кузовом типа катамаран, но в серию она не пошла. И уж потом на конвейер встал ГАЗ-46 (МАВ-69) на базе 69-го «газона». Самая интересная штуковина – экспериментальный ГАЗ-69Г с подводными крыльями. Машина могла глиссировать по воде со скоростью до 30 км/ч. Еще бы! Ведь на нее поставили мотор от «Чайки», форсированный до 200 л.с.

БАВ-485, как можно догадаться, - это большой водоплавающий автомобиль. Его производили в разные годы в Днепропетровске, в Москве и в Брянске. Если МАВ был нужен разведке, военным инженерам или небольшим группам десанта, то БАВ – серьезная техника, например, для высадки десанта с кораблей или для перевозки солдат и артиллерии. Как и МАВ, БАВ во многом копировали с заморских машин, приходивших к нам по ленд-лизу во время войны. Первый – с Ford GPA, второй – с GMC DUKW-353.

Интересно, что когда Ford GPA сняли с вооружения, машины начали через аукционы продавать гражданским лицам. Австралиец Бен Карлин на доработанном Ford GPA (удлиненный нос, поднятые борта) за восемь лет совершил кругосветное путешествие по суше и по морю-океану!

Вряд ли такой фокус можно было проделать на единственной массовой амфибии для обычных людей – немецком Amphicar. Его предлагали покупателям в 60-х годах прошлого века. Для поездок по дорогам машина была не то чтобы очень красивой из-за своей явной «водоплавающей» внешности. К тому же игрушка была дорогой, а для передвижения по воде, естественно, от владельца требовались специальные водительские права. Тем не менее, своих хозяев за семь лет производства и продажи нашли почти 4 тысячи «Амфикаров».

Самые несерийные

В СССР вряд ли можно было купить Amphicar. А вот сделать самому… Самоделкой-«звездой» у нас, пожалуй, оказался «Тритон». Как и «Панголина» Кулыгина, «Тритон» москвича Дмитрия Кудрячкова стал символом автомобилистов-самодельщиков. Потому что был, безусловно, красивым и технически сложным. По сути, Дмитрий сделал не плавающий автомобиль, а глиссирующий катер, способный выезжать на дороги общего пользования! Шестиместная каюта, рубка, камбуз, «волговский» двигатель – это все про «Тритон». Максимальная скорость по воде – до 50 км/ч, по суше – до 120 км/ч.

«Ихтиандр». Логика названий, как видим, похожа – самодельщики ищут «земноводные» имена. Эту машину сделали Игорь Рикман и Алексей Ревякин. В отличие от «Тритона», «Ихтиандр» больше похож на автомобиль (с утопленными в арки колесами), чем на лодку. Двигатель – от ВАЗ-2103, коробка передач – от ЗАЗ-966 (мотор стоит сзади). Еще через десять лет был построен «Ихтиандр-2», внешне совершенно другой и на иных агрегатах.

Примерно с такой же идеей, как у «Тритона» построен американский Dobbertin Hydrocar. Только с выходом на сушу он становится похож не на минивэн, а на суперкар.

На самом деле, плавающих автомобилей и способов их передвижения по воде очень много – от гусеничных конструкций до вездеходов на шинах низкого давления и даже машин на надувных (!) гусеницах. А бывают фантастические штуковины с сумасшедшим дизайном! Например, английский Scamander, который проектировал Питер Уиллер, бывший до 2004 года главой марки TVR. Как и многих суперкаров этого бренда, под капотом Scamander стоит двигатель Ford.

Наконец, самое удивительное: вы никогда не видели плавающие автобусы? Смотрите – эти машины возят туристов, например, в Голландии и в Калифорнии.

Автор: Сергей Бибиков

Нравится Авторамблер? Подпишитесь на нас ВКонтакте и на Facebook.

Опрос
Стоит ли ввести конфискацию автомобиля за агрессивную езду?
Да
Нет
6 комментариев
ПДД онлайн Билет 37, вопрос 8
Кто должен уступить дорогу при взаимном перестроении?
Водитель легкового автомобиля.
Водитель грузового автомобиля.
Ответить