Formula 1

Тони Парнелл: "FIA не может отступить от своих целей..."

13 мая 2009
≈ 29 минут
29 просмотров

Основной темой разговоров в дни Гран При Испании была вовсе не захватывающая борьба, которая идет на трассах чемпионата, а вероятность ухода команд из Формулы 1 - участники чемпионата открыто высказывают недовольство перспективой введения бюджетного лимитирования.

Toyota и Red Bull публично подтвердили, что не собираются подавать заявки на участие в чемпионате мира 2010-го года, если правила не будут изменены. Другие команды высказали аналогичные намерения в кулуарах.

Несмотря на общее недовольство, именно ограничение бюджетов можно считать наилучшим средством, как сокращения расходов, так и привлечения в Формулу 1 новых сил.

В Барселоне, где команды продолжали переговоры с представителями FIA, журналисты британского Autosport взяли интервью у технического советника федерации Тони Парнелла. Основная тема беседы – бюджетное лимитирование. Он объяснил, почему FIA пошла по этому пути, в чем его достоинства, и как будет развиваться ситуация.

Вопрос: Можете ли вы объяснить, в чем заключалась ваша роль во всей этой истории с бюджетным лимитированием?

Тони Парнелл: Моя роль менялась с течением времени. Более двух лет назад FIA сильно озаботилась расходами команд. Формула 1 сама по себе представляет огромную ценность, но при этом есть предел экономически обоснованных затрат, и создавалось впечатление, что мы эту черту перешли.

Начались всевозможные дебаты на эту тему, и Макс Мосли попросил меня по-настоящему заняться этой проблемой.

Формула 1 – это уникальный сплав спорта и бизнеса, и так было всегда. Спортивный аспект предполагает два элемента: соревнование между толковыми инженерами и состязание исключительно талантливых гонщиков. Все просто.

Если говорить об экономической стороне, то Формула 1 должна быть прибыльной. Когда этот бизнес процветает, у людей будет желание им заниматься. Мы стали смотреть, сколько новых команд претендует на участие в чемпионате? Где у нас новые Фрэнки Уильямсы и Россы Брауны? FIA хочет, чтобы в спорт пришли свежие таланты.

Макс попросил предоставить расчет по снижению расходов, и с самого начало было ясно, что есть два базовых подхода. Если вы хотите сократить расходы, вы должны либо ограничить приток денег, т.е. нанести удар в сердце проблемы, либо вводить ограничения технического характера, сократив сами возможности для инвестиций: я бы назвал это процессуальными ограничениями, поскольку они касаются применяемых методов и технологий. В конечном итоге это приведет к стандартизации.

FIA требовала введения бюджетного лимитирования еще год назад, и эта идея получила широкую поддержку команд, но возникли проблемы политического свойства. Причем, дело было не в самом подходе, а в правильном уровне лимита. Он был либо слишком высок для половины команд, либо наоборот, слишком низок.

Потом появилась FOTA (Ассоциация команд Формулы 1), и мы оказались вовлечены в дискуссию с этой организацией. В ней работают хорошие люди, отличные инженеры, но было понятно, что в душе они не поддерживают идею самоограничения, и лишь делают то, что им сказали делать.

Тогда Макс поставил вопрос так: в чем заключается природа Формулы 1? Что в ней главное? Необходимо поощрять соревнование технологий, идти по инновационному пути, например, внедряя такие системы, как KERS.

Сегодня мы видим, что не все используют KERS, но это тоже связано с техническими трудностями. Некоторые команды предложили действительно хорошие разработки, но надо ли видеть проблему в том, что уровень сложности задачи был настолько высок, что кто-то с ней просто не справился? Лично я в этом проблемы не вижу. Плохо ли, что мы получили целый спектр различных решений? Нет, это просто здорово.

Но вот что нас поразило: после того, как мы объявили о внедрении KERS, на наших глазах начали динамично развиваться такие компании, как Flybrid Systems, продукцию которой мы пока даже не видели. Но Формула 1 послужила своего рода катализатором этих процессов.

Специалисты BMW, Mercedes и Magneti Marelli добились успехов в разработке KERS, причем в один голос говорят, что это помогло лучше понять технологии, чрезвычайно важные для автомобильной промышленности. Теперь они с энтузиазмом занимаются внедрением таких технологий в серийном производстве.

А еще можно вспомнить Williams, которая сделала ставку на инновационное решение, вызывающее стойкий интерес, хотя эта команда тоже пока не использует KERS. Но опыт внедрения систем рекуперации кинетической энергии стал подтверждением наших идей о том, что Формула 1 – это, прежде всего, технические инновации.

В свое время многие из нас полюбили Ф1 именно за это …

Итак, оказавшись перед выбором, мы решили отказаться от стандартизации. И тогда вернулись к теме бюджетного лимитирования. Оно может стать стимулом для развития настоящей конкуренции, потому что в Формуле 1 должен побеждать самый умный, и это заложено в природу нашего спорта. Кроме того, оно позволит дать большую техническую свободу, и это будет отражено в регламенте, так что можно ждать появления новых технологий, подобных KERS.

Кроме того, мы получим возможность уделять больше внимания вопросам устойчивого развития спорта. Финансовый кризис породил новые проблемы: если мы не изменим имидж Формулы 1, если в глазах публики она не будет актуальной в технологическом отношении, если она не будет экономически стабильной и экологически дружественной, мы столкнемся с действительно серьезными проблемами.

FIA полагает, что мы должны представить новую машину Формулы 1, которая оставалась бы актуальной в течение следующего десятилетия. Но как этого добиться, если автомобильная промышленность переживает кризис? Если вы поговорите с представителями автоиндустрии, они скажут, что наступила настоящая депрессия.

В прошлом десятилетии, когда вводились новые двигатели, по сути это означало, что мы обращались к руководству автоконцернов со словами: «Будьте добры, выделите несколько сот миллионов на наши нужды!» Не думаю, что кто-либо дерзнет сделать это сегодня.

Но если мы создадим некую среду, основанную на принципе финансового контроля, тогда все это станет возможным. Мы можем изменить облик Формулы 1, можем способствовать ее развитию: суть Ф1 – это прогресс.

Если мы сможем сделать Формулу 1 привлекательной для предпринимателей, они будут инвестировать в наш спорт, и те, кто хорошо справится с делом, добьются многого.

Думаю, нам под силу изменить имидж Ф1 так, чтобы уйти от принципов, отлично работавших в прежние времена, но уже утратившим актуальность и перспективность. И многие согласны, что это именно то направление, в котором хотелось бы двигаться.

Даже беседуя с сомневающимися, мы понимаем, что им нравится наше видение ситуации. Они говорят: мы не против того, что вы пытаетесь делать, но мы опасаемся трудностей переходного периода.

Вопрос: И вы считаете, что действовать надо немедленно, заранее предвидя финансовые проблемы, связанные с кризисом, которые, возможно, окажутся серьезнее, чем можно себе представить?

Тони Парнелл: В одном из ведущих агентств, занимающихся вопросами спонсорства, мне недавно сказали: не обращайте внимания на слова тех, кто говорит, что снижение расходов отпугнет спонсоров. Спонсорство – это абсолютная ценность. Формула 1 по-прежнему будет привлекать их интерес. Наоборот, есть целая группа потенциальных спонсоров, которых Ф1 очень привлекает, но их не устраивает свойственное ей расточительство.

Чтобы проводить реформы, требуется смелость, решительность и правильное руководство. И вот тут начинаются разногласия. Все заботятся только о собственном благе, однако здесь нужны люди, которые в состоянии мыслить более широко, которые могут забыть о своих интересах. Это именно то, чем занимается Макс Мосли.

Вопрос: Еще в прошлом году FOTA предложила федерации ввести бюджетное лимитирование, но тогда речь шла не о 40 миллионах фунтов. Т.е. команды не против самой идеи, но проблема в уровне лимита. Вы можете объяснить, откуда взялась эта цифра?

Тони Парнелл: Сначала мы выяснили, каков минимальный бюджет, который позволит выставить машину на старт чемпионата при действующих правилах.

Затем мы ушли немного в сторону и посмотрели, как обстоят дела в таких сериях, как Le Mans, A1GP, GP2, и так далее. Во что там обходятся программы подготовки и модернизации машины? Абсолютный минимум был на уровне 30 млн. фунтов.

Мы огласили эту цифру, и тут же получили реакцию от многих потенциальных кандидатов на участие в чемпионате мира: намерения некоторых из них, насколько нам известно, весьма серьезны.

После этого началась интенсивное лоббирование, как всегда бывает в подобных случаях, и, кроме того, мы понимали, что предложили действительно минимальный бюджет. Нам же хотелось, чтобы технологии расцветали, чтобы технический прогресс развивался. Поэтому бюджет должен несколько превышать этот минимум, и, по-моему, десяти дополнительных миллионов для этого будет достаточно. Т.е. мы взяли базовую цифру и добавили 10 миллионов на доводку машины и стимулирование инженерной конкуренции.

Вопрос: А вы допускаете, что большой заводской команде будет сложно перейти с бюджета в 150 миллионов фунтов, которым она располагает в этом году, на 40 миллионов, – причем, уже через 6 месяцев? При этом новые команды могут и не придти, если эта цифра заметно вырастет...

Тони Парнелл: Да, найти правильный баланс очень сложно. Мы хотим привлечь новые команды, и я чувствую, что число их сильно сократится, если мы будем поднимать планку. Когда мы подняли лимит бюджета с 30 млн. до 40, их уже стало меньше. Так что цель – в привлечении новых команд, и мы должны это помнить.

С другой стороны, автоконцернам необходимо серьезно снижать расходы. Поскольку FIA является своего рода регулятором, мы должны видеть картину во всей полноте. Попробуйте попросить кого-нибудь рассмотреть вопрос о приобретении команды Формулы 1 сейчас, когда все главные автоконцерны переживают глубокий кризис.

Если вы руководите такой компанией, то в нынешних экономических условиях думаете об изменении структуры и уровня расходов. А что обходится автоконцернам дороже всего? Формула 1.

Настало время принимать трудные решения. Да, большим командам будет трудно, их ждут серьезные испытания, и любые наши действия сопряжены с риском. Но бездействовать – это риск недопустимый.

Вопрос: А как вы оцениваете опасность того, что в чемпионате появятся два класса машины, что, как считают многие, разрушит Формулу 1?

Тони Парнелл: Это все связано с переходным периодом. Думаю, есть немало журналистов и экспертов, кто говорит, что наши идеи весьма привлекательны. Но как попасть из точки А в точку В? В среднесрочной и долгосрочной перспективе мы полагаем, будет достигнуто единство. Разумеется, если все команды-члены FOTA считают, что чемпионат, состоящий из двух классов, – это неправильно, то мы всех приглашаем объединиться – и проблема будет решена.

Вопрос: В прошлый уик-энд вы обсуждали ситуацию с несколькими командами. Какова была их реакция?

Тони Парнелл: Больше всего их беспокоит проблема перехода: не можем ли мы растянуть этот период на три года? Переход всегда сопряжен с трудностями. Мы предлагаем свой путь, и он заложен в регламенте. Нам представляется, что мы поступаем правильно, и FIA не может отступать от своих целей.

Либо мы добьемся их, действуя смело и решительно, либо позволим втянуть себя в поиск компромиссов, который закончится искажением сути реформ.

Вопрос: Вы верите в то, что в ближайшие три недели вам удастся договориться с заводскими командами по проблемам переходного периода?

Тони Парнелл: Мы не теряем оптимизма. Любые трудности можно преодолеть – при условии, что все правильно понимают ситуацию.

Вопрос: Т.е. вы не видите особой проблемы в том, что команды не готовы принять идею чемпионата, состоящего из двух классов: вы просто хотите заставить их согласиться с введением бюджетного лимитирования?

Тони Парнелл: Я оптимист. Какие бы изменения ни предлагались в прошлом, команды кричали, что настает конец света: так было, когда вводили принцип «закрытого парка», когда объявляли мораторий на доработку двигателей, когда переходили с V10 на V8, когда внедряли KERS…

Всегда находились те, кто предрекал распад Формулы 1. Теперь FIA спокойнее относится ко всем проявлениям истерии. Люди не любят перемен.

Вопрос: Т.е. основной вопрос не в самом принципе бюджетного лимитирования, а лишь в том, как преодолеть трудности переходного периода?

Тони Парнелл: Основной вопрос в том, чтобы сделать этот переход максимально приемлемым для всех. Поэтому мы предлагаем выбор.

Текст: Андрей Лось.

Источник: F1News.Ru
Опрос
Стоит ли ввести конфискацию автомобиля за агрессивную езду?
Да
Нет
10 комментариев
ПДД онлайн Билет 14, вопрос 19
Как влияет длительный разгон транспортного средства с включенной первой передачей на расход топлива?
Расход топлива уменьшается.
Расход топлива увеличивается.
Расход топлива не изменяется.
Ответить