Formula 1

Гран При Испании: Послесловие

14 мая 2009
≈ 19 минут
29 просмотров

Испанская гонка практически ни в чем не обманула ожиданий. Другое дело, что сенсаций от пятого этапа особенно и не ждали. Если после первых Гран При казалось, что привычный мир рушится, а ему на замену идет что-то непонятное и оттого пугающее, то теперь такая картина смотрится уже достаточно привычно, а после очередной гонки в нее лишь добавляются новые мазки.

На автодроме Каталунья такими стали, к примеру, заявление Рубенса Баррикелло о том, что он немедленно покинет команду Brawn GP, если только почувствует, что его там считают «вторым номером», или обострившиеся дискуссии о том, надо ли вводить в чемпионате «бюджетный» класс. Кроме того, в очередной раз не обошлось без размышлений о системе KERS.

Первая европейская гонка была ознаменована стартом нового сезона GP2 и очередными попытками FIA отыскать на трибунах злых расистов. А в первом квалификационном сегменте на хорошо знакомой трассе 15 лучших пилотов уложились в невероятные 0,7 секунды. И вот чем еще запомнятся соревнования близ деревеньки Монтмело.

1. Формула 1 вернулась в Европу – но почти все осталось по-старому

Сколько разговоров, сколько ожиданий и надежд было связано с пятым этапом чемпионата. Возвращение Европы, серьезное обновления машин (в отдельных случаях даже приведшие к замене официального названия модели), долгожданное появление на многих из них хитрых диффузоров. И что? Можно сказать, что ничего. Все сделали примерно одинаковый шаг вперед, так что общая картина едва ли изменилась.

И это говорит как минимум о двух вещах. Во-первых, автомобили Ф1 стали настолько сложными, что практически не поддаются капитальной переделке по ходу чемпионата. Исправить что-то в конструкции, где все элементы тесно взаимосвязаны, можно в сентябре предыдущего года на заключительной стадии проектирования, в самом крайнем случае – после первых январских тестов. Сейчас же даже «двухпалубный» диффузор, который явно сулит прибавку в скорости, нельзя просто взять и поставить на машину вместо обычного – требуется подкорректировать еще множество деталей.

А во-вторых, Росс Браун и его гонщики могут вздохнуть спокойно. Они не Калифы на час, а самые настоящие лидеры сезона. Разумеется, почивать на лаврах тоже рано – автомобиль нужно продолжать совершенствовать по всем возможным направлениям. Да и от обычного невезения никто не застрахован. Но теперь уже никто не имеет права говорить, что «эти выскочки оказались впереди случайно и ненадолго». Формула 1 получила нового полноценного фаворита.

2. Худшая трасса в календаре?

Накануне испанского этапа чемпионата мира у всех есть робкая надежда – на дождь, на стечение обстоятельств, на прилет марсиан, наконец. На что-то, что избавит Гран При на Каталунье от звания самого унылого этапа сезона. Здесь всегда много гостей, болельщиков, паддок буквально трещит по швам – но как только гонка отмеряет пять-шесть кругов и осядет пыль после стартовых баталий – в голову вновь и вновь непроизвольно приходит мысль, что лучше уж смотреть в неудобное время трансляцию из какой-нибудь экзотической страны, чем вот такое.

Спроектированный в конце 80-х автодром близ Барселоны решительно не подходит современным гоночным автомобилям. Причем малой кровью, увы, эту проблему не решить. Переделанные повороты и насыпные горы гравия в зонах безопасности – это здорово, но всего четыре обгона за 307 километров (двух из которых могло и не быть, если б в одной команде умели правильно рассчитывать количество топлива – об этом чуть ниже) – это явно не то, чего ждут миллионы болельщиков Формулы 1.

Разумеется, при подписании контракта с автодромами Берни Экклстоун не обращает внимания на подобные мелочи. Ну а нам приходится из года в год сдерживать зевоту и придумывать, что бы интересного можно отыскать в «паровозной» езде автомобилей по трассе. И почти полное отсутствие обгонов, которое еще можно простить Гран При Монако – самому знаменитому автомобильному соревнованию в мире – никак не красит этап на Каталунье.

3. Ferrari – посмешище паддока

Наверное, поклонникам Скудерии неприятно слышать в адрес своей любимой команды такие слова. Увы, но в данном случае выбранный нами вариант – еще не самый плохой. Ибо то, что в субботу и воскресенье говорили про команду сами болельщики, вообще не выдерживает решительно никакой цензуры.

В квалификации Кими Райкконен, потенциально имевший возможность побороться за попадание на второй-третий стартовый ряд, отказался от заключительного быстрого круга в первом сегменте – и остался только 16-м. Его партнер Фелипе Масса потерял в гонке заслуженное четвертое место и с трудом набрал хоть три очка за шестое, поскольку в баки его машины долили на пит-стопе слишком мало топлива.

Можно ли вообразить, что хотя бы одно из этих событий произошло в Ferrari времен Михаэля Шумахера? Конечно же нет! (И вовсе не потому, что квалификацию «на выбывание» ввели в Ф1 уже после ухода Красного барона) Всего несколько лет назад Ferrari была единым чётко работающим механизмом. А сейчас… Сейчас непросто приходится многим из недавних грандов. Но только чемпионы мира раз за разом допускают совершенно детские ошибки, растрачивая впустую даже те немногие возможности, что у них пока есть.

4. Марк Уэббер опередил Себастьяна Феттеля

Старая мудрость о том, что в драке двух соперников чаще всего побеждает третий, не утратила своей актуальности и в современной Формуле 1. Себастьян Феттель провалил старт, застрял за Фелипе Массой и вынужден был копировать тактику бразильца, чтобы иметь возможность отыграться. В это же самое время другой представитель Красных Быков, Марк Уэббер, вел гонку в одиночестве и по собственному графику.

До Гран При Испании австралиец не смог переиграть юного напарника еще практически ни разу по ходу сезона (разве что в Малайзии он выглядел чуть увереннее Феттеля). Однако на Каталунье Уэбберу удалось отвесить партнеру эффектный щелбан. Выехав на трассу после второго пит-стопа – вынужденно он получился куда более ранним, чем предполагал изначальный план, – немец стал терять на каждом круге около двух секунд из-за полного бака и сбросившего ход Массы.

Семи таких кругов вполне хватило, чтобы на подиум поднялся именно Марк. Любопытно, чем бы закончилась гонка, если бы в Red Bull не стали спешить со вторым пит-стопом Феттеля и провели его в соответствии с изначальной стратегией – но этого мы уже не узнаем никогда.

5. Авария на старте

Все началось с пустяка. Нико Росберг немного переборщил со скоростью на входе в первый поворот и не удержался в пределах «официальной» трассы. На его счастье, обочина тоже была закатана в асфальт – и немец продолжил движение. Правда, вырулив на траекторию, он оказался прямо ну пути у Ярно Трулли.

Итальянец мог и сбросить ход, но выбрал другое продолжение – дернул руль вправо. Теперь уже Toyota выскочила с гоночного полотна, причем в гравий. Попытка выправить ситуацию имела прямо противоположный результат – занос и полную потерю контроля над машиной. В этот момент аварии было уже не избежать – автомобиль Трулли выбросило прямо под колеса идущих следом гонщиков.

Итог хорошо известен – четыре разбитые машины и квартет сошедших пилотов, включая команду Toro Rosso в полном составе.

Только цифра: С момента основания чемпионата мира Ф1 уже девять раз одному из пилотов удавалось выиграть четырежды в пяти первых Гран При сезона. Дженсон Баттон может быть доволен – во всех без исключения случаях автор такого достижения становился затем чемпионом мира. Любопытно, что почти столь же хороший старт чемпионата – три победы и два вторых места – уже ничего не гарантирует.

И напоследок: Похоже, что «финская эпоха» в МакЛарене и впрямь завершится практически одновременно с уходом из команды ее бывшего босса Рона Дениса. Хейкки Ковалайнен уже в четвертый раз остался без очков, причем на Каталунье он провел один из худших своих этапов в составе «серебристых». Еще немного столь же «успешных» выступлений – и на рынке труда Ф1 появится весьма привлекательная вакансия.

Текст: А.Кабановский.

Источник: Журнал "Авто Спорт"
Опрос
Стоит ли ввести конфискацию автомобиля за агрессивную езду?
Да
Нет
6 комментариев
ПДД онлайн Билет 33, вопрос 6
Обязаны ли Вы уступить дорогу автомобилю «Скорой медицинской помощи» с выключенным проблесковым маячком?
Да.
Нет.
Ответить