События

Зимние шины для внедорожников

11 ноября 2008
≈ 51 минута
38 просмотров

В прошлом году в России было продано около 400 тысяч новых внедорожников всех мастей, а в этом году, если не помешает кризис, продадут на треть больше. Как правило, новые машины укомплектованы всесезонными («универсальными») шинами, однако большинство владельцев осенью ставят зимние покрышки. И правильно делают! Именно для них на финском заполярном полигоне был проведен очередной тест шин для кроссоверов. А попутно для тех, кто о сезонной смене задумается лишь после аварии, — если ее последствия не приведут к полной потере интереса и к автомобилям вообще, и к шинам в частности.

Как и три года назад, сравнительные испытания проходили шины размерности 235/65 R17. Из девяти комплектов шин шесть — с шипами: Continental Conti 4x4 IceContact, Goodyear Ultra Grip 500, Nokian Hakkapeliitta SUV 5, Pirelli Winter Carving Edge, Michelin Latitude X-Ice North и китайские Maxxis Presa Spike SUV, а три модели — без шипов: Bridgestone Blizzak DM-Z3, Continental CrossContact Viking и Nokian Hakkapeliitta R SUV.

Конечно, на рынке гораздо больше зимних шин, подходящих для кроссоверов. Однако из всего многообразия мы выбрали только шины так называемого скандинавского типа с мягким протектором, предназначенные для относительно суровых зимних условий. Но, как водится, мы не забыли оценить и поведение этих шин на асфальте. И все же основное внимание уделено их сцепным свойствам на льду и снегу. Кроме того, оценивалось влияние шин на комфорт и экономичность. То есть в целом подход тот же, что и к зимним шинам для обычных легковых автомобилей.

Похожей тактики придерживаются и производители: почти все зимние шины для внедорожников — клоны легковых моделей. Но это вовсе не значит, что если рисунок протектора похож и в производстве использованы те же технологии, то, например, «внедорожные» шины Nokian Hakkapeliitta SUV 5 в сравнении с конкурентами окажутся столь же успешными, как и «легковые» шины Nokian Hakkapeliitta 5. Дело в том, что шины класса 4х4 рассчитаны на большую нагрузку — они устанавливаются на автомобили, полная масса которых порой превышает три тонны. Чтобы выдержать такой «пресс», почти все современные модели зимних шин для внедорожников имеют усилители конструкции и, главное, не однослойный, а двухслойный каркас. Каркас — это своего рода скелет шины, который воспринимает как продольные нагрузки (при торможении, разгоне), так и поперечные (при движении в повороте).

http://img.autorambler.ru/images/journal/1948537ab4cbf55002c5962303fbb42e
Тест зимних шин для внедорожников. Фото с сайта autoreview.ru.

Мы начинаем с продольных нагрузок, причем очень небольших: низкий коэффициент сцепления на льду не требует от шин большого напряжения. Но каркас и здесь влияет на результаты испытаний, поскольку он формирует пятно контакта шины с дорогой и распределение нагрузок в нем. Хотя, конечно, на льду более существенное влияние оказывают рисунок протектора, его материал, тип шипов и их расположение.

Судя по результатам наших замеров, лучшую «формулу протектора» для езды по льду нашли финские шинники: покрышки Nokian Hakkapeliitta SUV 5 во всех дисциплинах — на первых ролях. И это не только разгоны и торможения, но и имитация аварийной ситуации — когда испытатель тормозит «в пол» и одновременно поворачивает руль на 180 градусов, объезжая виртуальное препятствие. Высока и оценка удобства управления автомобилем на извилистой трассе. Близки к «идеальной формуле» и шипованные шины Continental — с минимальным отрывом от лидера они в разных испытаниях стабильно занимают вторые места. Стабильны и результаты нешипованных шин Bridgestone — во всех тестах на льду они на последних строчках…

Теперь — те же разгоны, торможения, объезды «препятствий» и езда по извилистой трассе, но по укатанному снегу. Здесь уже нет бесспорных лидеров, хотя в трех из четырех видов испытаний победили шины Continental Conti 4x4 IceContact. Впору переименовать их в 4x4 SnowContact! Сменился и аутсайдер: хуже всех на снегу проявили себя китайские шины Maxxis.

В завершение зимней части испытаний эксперты оценили стабильность движения автомобиля на зимней дороге. Например, на шипованных шинах Continental кроссовер Kia Sorento игнорирует дефекты дорожного покрытия — оценка высокая. А на шинах Michelin или Maxxis отклоняется от прямой, требуя подруливаний, — оценка низкая. Попутно выставлялись и оценки за акустический комфорт. Здесь, само собой, преимущество за нешипованными шинами.

http://img.autorambler.ru/images/journal/d87b19236d55726898a7f11da0777096
Тест зимних шин для внедорожников. Фото с сайта autoreview.ru.

Далее следует асфальтовая часть программы. Вот где — сначала на мокром, а затем и на сухом асфальте — нагрузки на шины достигают предельных значений: в полную силу работает не только протектор, но и двухслойный каркас, но… Однако обеспечить высокую стабильность на асфальте не могут ни одни из представленных в тесте шин. Какие-то обеспечивают более эффективное торможение на мокром покрытии (Michelin Latitude X-Ice North), какие-то оказались лучше других с точки зрения управляемости (Pirelli Winter Carving Edge), третьи (Continental Conti 4x4 IceContact) неплохо работают на сухом асфальте... А в целом шины, созданные в первую очередь для снега и льда, «теряются» на асфальте. Особенно «потерянными» выглядят шины Nokian — как шипованные, так и без шипов. Прекрасно выступая на льду, эти шины заметно уступают конкурентам на асфальте. Это уже становится традицией, которая в очередной раз дает нам право рекомендовать шины Nokian для эксплуатации в северных районах, в Сибири, но воздержаться от покупки этих шин для использования в крупных городах, где зачастую и обитают самые «крутые» внедорожники. Лучшим выбором для жителей мегаполисов будут шипованные шины Continental Conti 4x4 IceContact. Они и в гололед уберегут от беды, и по асфальту позволят ездить быстро и безопасно. Хотя владельцев таких автомобилей, как, например, BMW X5 или Porsche Cayenne, этот вариант вряд ли устроит — для активной езды по асфальту не годятся ни одни из представленных в тесте шин. Если хотите и зимой получать удовольствие от управления своим быстрым и мощным кроссовером, выбирайте более жесткие зимние шины, предназначенные для центральноевропейской зимы. Сегодня такие шины класса 4x4 предлагают и Nokian, и Continental, и Michelin. Но помните: на скользкой дороге они работают хуже.

А универсальных шин не бывает. Во всяком случае, пока.

Continental Conti 4x4 IceContact - Общая оценка: 9,0

http://img.autorambler.ru/images/journal/d63d498cfa4099655167433079f4bd19
Continental Conti 4x4 IceContact. Фото с сайта autoreview.ru.

Старый конь борозды не портит. Как и три года назад, шины Conti 4x4 IceContact возглавили рейтинг зимних шин для внедорожников. Протектор, повторяющий рисунок шин Gislaved Nord Frost 3, за это время не изменился, а вот шипы стали другими — вместо «овальных» теперь применяются «бриллиантовые», как и на легковых шинах ContiWinterViking 2 и Gislaved Nord Frost 5.

К эффективности работы шипов на льду никаких претензий: хороший разгон, уверенное торможение, полностью предсказуемое поведение автомобиля на трассе управляемости. Такие же высокие результаты и на снегу.

Удивительно, но и на асфальте шины Conti 4x4 IceContact демонстрируют неплохие сцепные свойства. А по управляемости и на мокром, и на сухом покрытии они просто лучшие — во всяком случае, среди «мягких» зимних шин скандинавского типа.

Шины Conti 4x4 IceContact обеспечивают отличное сочетание высоких сцепных свойств на скользких покрытиях с уверенной работой на асфальте — их можно смело рекомендовать и для городской, и для загородной зимней эксплуатации. Правда, придется потратиться не только на отнюдь не самые доступные шины, но и на топливо: по сравнению с нешипованными шинами Nokian шины Continental приводят к увеличению расхода бензина или солярки на 2,5%.

Плюс: Сцепные свойства на льду и на снегу, управляемость на льду и на снегу, сцепные свойства и управляемость на сухом асфальте.

Минус: Повышенное сопротивление качению.

Лучшие шины для крупных городов средней полосы и их окрестностей

Pirelli Winter Carving Edge - Общая оценка: 8,8

http://img.autorambler.ru/images/journal/ce0eb3fa71a4964993a880e1a1a0cba2
Pirelli Winter Carving Edge. Фото с сайта autoreview.ru.

Шины Pirelli в этом тесте поднялись на второе место, оставив позади даже законодателя зимней моды — шины Nokian. Конечно, на льду финские шины предпочтительнее, но разница невелика. Испытателям было легко вести автомобиль на шинах Pirelli по трассе управляемости: реакции точны и предсказуемы, хотя скорость прохождения трассы чуть ниже, чем на шинах Nokian.

На снегу оценки за управляемость похожи, а за разгон и торможение покрышки Pirelli получили даже более высокие оценки, чем шины Nokian.

Но основные преимущества шин Pirelli стоит искать на асфальте: во всех видах испытаний итальянские покрышки показали высокие результаты. Исключение — тормозной путь на мокром асфальте: он на метр длиннее, чем на шинах Nokian. Но это не мешает рекомендовать шины Pirelli Winter Carving Edge для городской зимней эксплуатации — чувствуя себя уверенно на льду и на снегу, можно столь же уверенно ездить и по асфальту.

Плюс: Сцепные свойства на льду и на снегу, управляемость на льду и на снегу, управляемость на мокром асфальте.

Минус: Повышенное сопротивление качению, тормозные свойства на мокром асфальте.

Хороши в городе, надежны на зимней трассе

Nokian Hakkapeliitta SUV 5 - Общая оценка: 8,6

http://img.autorambler.ru/images/journal/95f41c97d15493b2977085725010ea9b
Nokian Hakkapeliitta SUV 5. Фото с сайта autoreview.ru.

Шины Nokian Hakkapeliitta SUV 5 просто нафаршированы технологиями, улучшающими сцепные свойства на льду. Тут и «квадратные» шипы, и специальные ребра жесткости на блоках протектора («медвежьи когти»), поддерживающие шипы в вертикальном положении. Протектор изрезан множеством сложносочлененных ламелей, а состав резины рассчитан прежде всего на езду по снегу и льду при низких температурах.

Эти шины и впрямь превосходно работают на льду, оставляя позади всех конкурентов, причем по голому льду можно ездить и безопасно, и с удовольствием.

На снегу сцепные свойства уже не такие выдающиеся, хотя придраться и здесь не к чему.

А вот на асфальте — провал: протектор «плывет» при торможении и в повороте. Автомобиль вяло тормозит, слишком рано срывается в скольжения на трассе управляемости. И шумят эти шины сильнее конкурентов.

Отличные шины. Но только не для крупных городов европейской части России. Они уместны в сельской местности, на Севере, в Сибири, где большую часть зимы асфальт скрыт под снегом или, что еще опаснее, под коркой льда.

Плюс: Сцепные свойства на льду и на снегу, управляемость на льду и на снегу.

Минус: Сцепные свойства на асфальте, управляемость на асфальте.

Лучшие шины для суровой зимы. Но для городских улиц подходят плохо

Goodyear Ultra Grip 500 - Общая оценка: 8,5

http://img.autorambler.ru/images/journal/67f32a4547df963df22cfe7be8bbbb3c
Goodyear Ultra Grip 500. Фото с сайта autoreview.ru.

Шины Goodyear Ultra Grip 500 — из ветеранов. И если в «легковой» линейке одноименная модель уже пару лет как уступила место шинам Ultra Grip Extreme, то в более консервативном внедорожном жанре… Впрочем, эти шины неплохо продаются и, как показал наш тест, имеют на то основания.

На льду шины Ultra Grip 500 немного уступают лучшим шинам с шипами, но на снегу грубоватый протектор работает отменно: лучшее время разгона. Если бы в программе испытаний были и тесты на проходимость, то шины Goodyear Ultra Grip 500 наверняка оказались бы в числе лидеров. Во всяком случае, похожие по рисунку протектора российские шины Cordiant Polar в наших тестах не раз демонстрировали свои «тракторные» способности.

Но на асфальте протектор с глубокими и широкими канавками — не лучший вариант. Если на мокром асфальте дела еще обстоят терпимо, то на сухом — проигрыш всем шипованным конкурентам, за исключением шин Nokian. На трассе управляемости автомобиль рано начинает скользить, а в ответ на сброс газа может провалиться в глубокий занос.

Goodyear Ultra Grip 500 — хорошие шины для сугробов и зимних путешествий в стиле off road, но для города они не годятся.

Плюс: Сцепные свойства на снегу, управляемость на снегу.

Минус: Сцепные свойства на сухом асфальте, управляемость на мокром и сухом асфальте.

Гроза сугробов! Но для городских дорог лучше выбрать что-то еще

Michelin Latitude X-Ice North - Общая оценка: 8,3

http://img.autorambler.ru/images/journal/fd2d7d9d9515207052b2eae0e390a38c
Michelin Latitude X-Ice North. Фото с сайта autoreview.ru.

Внедорожные шины Latitude X-Ice North, созданные на базе успешной легковой модели X-Ice North, в наших тестах выступили неважно. Казалось бы, и модель новая, и создавалась она с прицелом на суровые зимние условия, и полигон свой есть у фирмы Michelin в заполярной Финляндии, но на льду и на снегу именитые шины уступили основным конкурентам.

На трассах управляемости автомобиль спокойно и точно реагирует на повороты руля, но из-за ограниченных сцепных свойств скорость движения невысока.

На снегу шины Michelin демонстрируют сбалансированный характер поведения и в штатных, и в нештатных режимах. А главная проблема выявилась после езды по дорогам общего пользования — на неровной дороге с колеями автомобиль плохо держит прямую.

На мокром асфальте шины Latitude X-Ice North обнадежили минимальным тормозным путем, но в остальных асфальтовых тестах выступили средненько. При таких умеренных показателях остается тешить себя надеждой на хорошую «ходимость»: в ресурсном тесте зимних шин, описанном в прошлом номере Авторевю, шины Michelin Alpin A3 оказались в среднем на треть долговечнее конкурентов.

Плюс: Сбалансированные характеристики на разных покрытиях, тормозные свойства на мокром асфальте.

Минус: Средний уровень сцепных свойств на снегу и на льду, недостаточная устойчивость при движении по зимней дороге.

Весьма средний уровень, а на зимних дорогах с колеями — ниже среднего

Continental CrossContact Viking - Общая оценка: 7,3

http://img.autorambler.ru/images/journal/4821c3df8a123205035c7c26077887a7
Continental CrossContact Viking. Фото с сайта autoreview.ru.

В России Continental предлагает самую широкую гамму зимних шин для внедорожников — помимо шипованных шин Conti 4x4 IceContact есть еще четыре модели фрикционных шин. В их числе и шины CrossContact Viking, рассчитанные на суровые зимние условия. Конечно, на льду «викинги» уступают шипованным моделям, но среди шин без шипов они показали очень достойные результаты, почти не уступив новым финским шинам Nokian Hakkapeliitta R SUV. На трассе управляемости шины этих марок также получили одинаковые оценки — заработать более высокий балл покрышкам Continental помешали резковатые срывы в занос.

На снегу шины CrossContact Viking тоже хороши. Но основное преимущество над финскими конкурентами проявляется на асфальте: шины Continental лучше и на сухом, и на мокром покрытиях. Автомобиль уверенно тормозит, быстро и точно реагирует на повороты руля, демонстрируя в пределе небольшую склонность к заносу.

В итоге шины CrossContact Viking становятся лучшими в своем «нешипованном» классе — их смело можно использовать как в городе, так и «за околицей», но… Во всех тестах, в том числе и на асфальте, шины CrossContact Viking уступают своим шипованным собратьям Conti 4x4 IceContact, выигрывая лишь в акустическом комфорте. То есть, если безопасность (не только на льду, но и на асфальте) стоит выше комфорта, лучше выбрать шипованные ины Conti 4x4 IceContact.

Плюс: Сцепные свойства на снегу в классе нешипованных шин, сцепные свойства и управляемость на асфальте в классе нешипованных шин.

Минус: Средние сцепные свойства на льду.

Если отсутствие шипов во главе угла, то — лучший вариант. Но лучше — с шипами

Nokian Hakkapeliitta R SUV - Общая оценка: 6,9

http://img.autorambler.ru/images/journal/8266b38befc50d803d3c561503f08bed
Nokian Hakkapeliitta R SUV. Фото с сайта autoreview.ru.

Новые шины Hakkapeliitta R SUV, созданные с использованием тех же технологий, что и легковые шины Hakkapeliitta R, рассчитаны прежде всего на уверенное движение по скользкой дороге. На льду они обеспечивают лучшие в своем классе тормозной путь, время разгона и результат при объезде неожиданно возникшего препятствия. Мягкие реакции на повороты руля позволяют без напряжения вести автомобиль по трассе управляемости. Так же хорошо ведет себя автомобиль и на снегу.

Но на асфальте шины Nokian ожидаемо сдают позиции: мягкий протектор «размазывается» по дороге, мешая тормозить и реагировать на резкие повороты руля. Если в секторе торможения шины Nokian смогли опередить пару конкурентов, то при объезде препятствия, равно как и на трассах управляемости, они показали худшие результаты. Зато по сопротивлению качению и отсутствию шума оказались лидерами.

Вслед за шипованной моделью Hakkapeliitta SUV 5 мы отправляем в регионы с настоящей зимой и нешипованные шины Nokian Hakkapeliitta R SUV. В крупных городах средней полосы России им не место.

Плюс: Сцепные свойства на льду в классе нешипованных шин, низкое сопротивление качению, акустический комфорт.

Минус: Сцепные свойства на асфальте, управляемость на асфальте.

На Север, в Сибирь, в Заполярье! Но там, где дороги не только расчищают, но и чистят, ездить не рекомендуется

Maxxis Presa Spike SUV - Общая оценка: 6,9

http://img.autorambler.ru/images/journal/205388351468bc052aedff021f9510f7
Maxxis Presa Spike SUV. Фото с сайта autoreview.ru.

Многие владельцы подержанных внедорожников не могут позволить себе покупку комплекта новых зимних шин престижных марок и ищут более доступные варианты. Китайские шины Maxxis Presa Spike SUV — именно такой вариант: почти вдвое дешевле.

Конечно, по сцепным свойствам на льду шины Maxxis не в силах соперничать с грандами. Тяжело даются разгон и замедление, но самое неприятное отличие — в характере управляемости: на фоне мягких, предсказуемых реакций автомобиля, «обутого» в шины Nokian или Continental, на китайских шинах Kia Sorento будто и сам превратился в BYD или FAW: руля слушается плохо, резко срывается в скольжения…

На снегу — худшие результаты во всех дисциплинах. Причем худшие в «абсолюте», а не только среди шипованных шин. По всему видно, что китайские шинники не утруждают себя подбором рецептуры смеси, а «варят» зимние шины из тех же ингредиентов, что и всесезонные. Это, правда, помогает шинам Maxxis на асфальте — здесь они демонстрируют хорошие сцепные свойства и положительно влияют на управляемость. Особенно в критических ситуациях, когда нужно резко затормозить или увернуться от препятствия.

Maxxis Presa Spike SUV — условно приемлемый вариант зимних шин эконом-класса для эксплуатации в больших городах. Правда, в снегопад придется ездить так же осторожно, как и на всесезонных шинах.

Плюс: Сцепные свойства на асфальте Управляемость на сухом асфальте.

Минус: Сцепные свойства на снегу, управляемость на льду и на снегу, недостаточная устойчивость при движении по зимней дороге.

Оценивая последствия аварии, можно утешать себя тем, что удалось сэкономить на шинах

Bridgestone Blizzak DM-Z3 - Общая оценка: 6,4

http://img.autorambler.ru/images/journal/6abfa70de40cf77a22283234bbec0ef7
Bridgestone Blizzak DM-Z3. Фото с сайта autoreview.ru.

Будь в нашем тесте больше участников, шины Bridgestone Blizzak DM-Z3 могли бы составить им достойную конкуренцию, а так — лишь третье место среди шин без шипов и последнее в «абсолюте».

Теоретически шины Bridgestone должны иметь преимущества на льду — за счет микропористой резины (технология Multicell Compaund), которая впитывает воду с поверхности льда. Но в действительности шины-«губки» работают на льду хуже европейских моделей, изготовленных по традиционным технологиям. На японских шинах автомобиль вяло разгоняется, не так эффективно тормозит и хуже управляется. А на ледяной трассе мешают резкие и плохо прогнозируемые срывы в скольжения.

На снегу — похожая ситуация и примерно такое же отставание от лидеров в классе.

А на асфальте шины Bridgestone в целом выглядят предпочтительнее финских Nokian Hakkapeliitta R SUV, но, несмотря на микропористую «подошву», почему-то проваливают самое ответственное задание — торможение на мокром покрытии, проигрывая шинам Nokian более трех метров.

Впрочем, отставание от лидеров в какой-то мере компенсируется более низкой ценой — шины Bridgestone Blizzak DM-Z3 минимум на 15%, а то и на 30% (если сравнивать с Nokian) дешевле конкурентов.

Плюс: Акустический комфорт.

Минус: Управляемость на льду и на снегу, сцепные свойства на льду, тормозные свойства на мокром асфальте.

Тот случай, когда японские технологии уступают европейским, причем уступают сильно. Лучше не рисковать

Параметры Влияние на общую оценку Шипованные шины Нешипованные шины
Continental Goodyear Maxxis Michelin Nokian Pirelli Bridgestone Continental Nokian
Лед 40%
Тормозные свойства 10% 10 9 7 8 10 9 5 6 6
Разгонная динамика 10% 10 9 8 9 10 10 5 6 6
Аварийная ситуация (объезд препятствия с торможением) 10% 10 10 8 10 10 10 5 6 6
Надежность управления 10% 9 8 6 8 10 9 5 6 6
Снег 20%
Тормозные свойства 5% 10 10 5 9 9 10 7 8 8
Разгонная динамика 5% 10 10 5 9 9 10 7 9 8
Аварийная ситуация (объезд препятствия с торможением) 5% 10 10 5 9 10 10 8 9 8
Надежность управления 5% 10 9 6 8 10 9 7 8 8
Мокрый асфальт 15%
Тормозные свойства 5% 8 10 10 10 8 8 5 8 8
Аварийная ситуация (объезд препятствия с торможением) 5% 8 8 8 8 7 9 7 8 5
Надежность управления 5% 8 6 6 7 6 8 7 7 5
Сухой асфальт 10%
Аварийная ситуация (объезд препятствия с торможением) 5% 10 7 9 9 6 9 7 9 5
Надежность управления 5% 8 6 8 7 6 7 6 7 6
Экономичность и комфорт 15%
Акустический комфорт 5% 6 6 5 6 5 6 10 9 10
Стабильность движения по прямой 5% 9 8 7 7 8 8 8 8 8
Экономия топлива 5% 5 7 6 7 8 6 9 8 10
Итоговая оценка 100% 9,0 8,5 6,9 8,3 8,6 8,8 6,4 7,3 6,9
http://img.autorambler.ru/images/journal/3e7801aeb0bf5c086ff01dba2aee956c
Тест зимних шин для внедорожников. Фото с сайта autoreview.ru.

Материалы подготовил Олег Растегаев.

Источник: Газета АВТОРЕВЮ
Опрос
Стоит ли ввести конфискацию автомобиля за агрессивную езду?
Да
Нет
6 комментариев
ПДД онлайн Билет 20, вопрос 11
Можете ли Вы начать обгон грузового автомобиля в данной ситуации?
Да.
Нет.
Ответить