События

За утилизацию старых авто владельцам будут платить

26 июня 2009
≈ 16 минут
27 просмотров

Автомобильный рынок Германии - один из немногих мировых рынков, который в нынешний кризис не страдает от существенного падения потребительского спроса. По итогам майских продаж объемы реализации автомобилей здесь выросли в сравнении с аналогичным периодом 2008 г. на 40% и составили около 390 000 единиц. В апреле в Германии также было отмечено увеличение процента проданных автомобилей: прирост составил 19,4%. К тому же и прогноз на 2009 г. здесь плюсовой: эксперты отрасли уверены в том, что объем продаж на германском рынке достигнет по итогам нынешнего года отметки в 3,5 млн. проданных авто.

Секрет немецкого успеха прост – потребительский спрос вовсю стимулирует государство, которое выделяет каждому покупателю нового авто субсидию в размере 2 500 евро (около 3 310 долларов). Такой помощью может воспользоваться любой автомобилист, который одновременно с покупкой нового авто сдает в утиль свой старый автомобиль. Получается двойная выгода: государство решает и проблему утилизации автомобильного хлама, и «двигает» вперед показатели продаж новых автомобилей, а покупатель получает весьма неплохую скидку на покупку «свежей» машины. Судя по статистике продаж, многие автомобилисты поспешили воспользоваться такой госпомощью, на предоставление которой немецкое правительство решило выделить 5 млрд. евро вместо 1,5 млрд. предусмотренных ранее.

Перенимаем опыт

Опыт Германии, вероятно, решили перенять и адаптировать к российским реалиям отечественные чиновники. В марте этого года в Тольятти прошло совещание, на котором премьер В. В. Путин выдал Минпромторгу, Минфину и Минэкономразвития поручение начать разработку стратегии дальнейшего развития авторынка России. В числе мер, направленных на оживление рынка, значились также и премии за утилизацию легковых авто возрастом более 10 лет.

О том, что проблема автомобильного хлама в России стоит достаточно остро, сказано уже немало. Статистика МВД России свидетельствует о том, что половина эксплуатируемых в стране автомобилей старше 10 лет, а количество брошенных на городских улицах, дворах и пустырях машин достигает по скромным оценкам 400 000 единиц. Доживающий свой век автомобильный хлам наносит сильный вред окружающей среде, загромождает улицы и занимает дефицитные стояночные места.

По сути, в России необходимость утилизировать автомобильное старье не волнует никого: владельцы автомобилей не всегда обременены совестью и законодательно не обязаны этим заниматься, а муниципалитет не хочет попросту связывается с этим трудоемким и муторным делом. В стране только недавно на правительственном уровне заговорили о необходимости заниматься утилизацией старых авто, была даже предложена к реализации целевая программа «Развитие авторесайклинга в России». Но, как говорится, воз и ныне там.

И вот в рамках выполнения поручения от премьера Путина, недавно и Министерство природных ресурсов и экологии РФ внесло свое предложения. Инициатива чиновников сводится к тому, чтобы выдавать автовладельцам, утилизировавшим свои старые автомобили, по 50 000 рублей. Безусловно, на руки такие суммы никто не получит, денежная премия будет выдаваться в виде сертификата, «ценностью» в 50 000 рублей.

Этот документ автолюбитель может использовать несколькими путями: либо при покупке нового авто, тогда сумма сертификата идет в зачет стоимости автомобиля, либо потратить его на приобретение «экологически чистого топлива».

Однако министерство предлагает действовать не только методом «пряника», но подключить еще и «кнут»: на согласование в правительство РФ поступили ряд мер, которые ужесточают ответственность автомобилистов за утилизацию автомобильного старья. Какого размера окажутся такие штрафы, если поправки Минприроды пройдут согласование в правительственных кабинетах, не данный момент пока не известно. Зато известно, кому будет дано право наделять брошенные авто статусом «безхозные» и затем, после снятия с регистрации, направлять их на утилизацию. Этим обязаны будут заниматься власти на местах.

Полумеры дадут полурезультаты

Со слов Министра природных ресурсов Юрия Трутнева, предлагаемые его ведомством решения позволят не только снизить вред, наносимый брошенными автомобилями окружающей среде, но и благотворно повлияют на оживление потребительского спроса на автомобильном рынке страны, а также создадут в России «мощную структуру по переработке АТС». Стоит отметить, что в других странах ресайклинг авто давно уже доведен до высокого промышленного уровня и является отнюдь не убыточным процессом, а приносящей доход государству отраслью экономики.

В России же ожидать такие масштабы можно будет через несколько лет, при условии того, что поправки не только будут приняты в ближайшее время, но и не сведутся к полумерам, а наоборот смогут заинтересовать российских бизнесменов вывести ресайклинг на уровень крупных производств. Кроме всего прочего, развитие это области потребует от правительства серьезных вложений. Так, по мнению директора «Экотехмаша» Юрия Бабенко, развитие в России инфраструктуры утилизации авто обойдется стране минимум в 25 млрд. рублей. Но мало просто найти деньги. Кроме того, не понятно, кому вменять в обязанность платить за создание «мощной структуры по переработке АСТ». Если автопроизводителю, то ответным шагом с его стороны станет увеличение стоимости производимых авто. Кроме финансирования здесь необходима также серьезная законодательная база, на создание которой потребуется время.

По поводу нововведения, предусматривающего выдавать денежные сертификаты на покупку нового авто после утилизации старого ТС, у автомобилистов различные мнения. Многие из них пророчат увеличение угонов поддержанных авто, а другие более «хозяйственные» говорят о том, что 50 000 рублей слишком маленькая сумма, так как авто в возрасте даже 10 лет можно продать за большие деньги. В любом случае, идея перенять опыт Германии, который уже применяется и в других странах Европы, а также в Японии, во многом позитивна. Ведь большое количество автомобилистов в России не могут найти деньги, чтобы купить взамен постоянно ремонтируемой старой машины новый автомобиль, пусть не самый дорогой и «навороченный».

Остается надеяться на то, что правительство не предпримет очередной подвох, например, будет предоставлять автомобилистам такие сертификаты и навязывать им при этом выбор нового авто только из ассортимента отечественных автопроизводителей. Если же данные меры не планируются как временные, то открытым остается и другой вопрос: кто будет платить за утилизацию автомобилей в России, если этот процесс все-таки выйдет на промышленные масштабы. Спорим, что автопроизводители, в первую очередь, отечественные компании в этом случае постараются остаться в стороне или в разы поднимут стоимость своих авто?

Текст: Сергей Василенков.

Источник: Carclub.ru
Опрос
Стоит ли ввести конфискацию автомобиля за агрессивную езду?
Да
Нет
7 комментариев
ПДД онлайн Билет 5, вопрос 12
Разрешено ли Вам поставить автомобиль на стоянку в указанном месте?
Разрешено.
Запрещено.
Разрешено, если при этом не будут созданы помехи для движения маршрутных транспортных средств.
Ответить