Военные машины СССР, рожденные за недели

Институт НАМИ, разработавший еще в 20-х годах прошлого века первую советскую легковушку, и во время Великой Отечественной войны продолжал удивлять интересными конструкциями.

Помимо разработок новых двигателей, в это страшное время институт отчитался разработкой и запуском в серию мотоцикла М-72. Казалось бы, история умещается всего в одну строчку. На деле все было гораздо сложнее. Еще в 30-е советское руководство поняло, что будущая война станет «войной моторов». Мотоциклы, как предполагалось, получат в сражениях одну из главных ролей. Для этого на наших заводах по заказу военных предстояло срочно налаживать выпуск современных машин. Как и автопроме, решили копировать иностранную конструкцию. После проведенных перед войной испытаний полутора десятков самых разных мотоциклов остановились на модели BMW R-71 – мотоцикле с коляской, рассчитанном на троих седоков. Мало того, что он отличался простотой и надежностью. В конструкции BMW было множество решений, которые в СССР тогда не применялись: предполагающий низкий центр тяжести машины оппозитный двигатель, дуплексная рама, ножное переключение передач, кардан, телескопическая вилка, свечная подвеска заднего колеса.

Инженеры надеялись с освоением новинки подстегнуть развитие собственных заводов. За исключением увеличенного топливного бака, других изменений в конструкцию не вносили. Коляска также была важнейшим требованием: ведь на нее можно установить пулемет, миномет или аппаратуру связи. Короче говоря, «разработкой» М-72 назвали тщательное копирование немецкой машины. Под большим секретом и при личном участии товарища Молотова в Швеции купили пять мотоциклов. Их разобрали не то что до последнего винтика, а до молекул! Именно сотрудники НАМИ (тогда он назывался НАТИ, автотракторный институт) исследовали материалы, из которых были изготовлены немецкие детали, и подобрали для каждой марки стали отечественную замену. Кроме того, инженеры НАТИ попытались одеть весь мотоцикл в бронелисты.

М-72

Дальше начали готовить грандиозное производство! Моторы должен был поставлять ЗИС и Киевский мотозавод, коробки передач – завод имени КИМ, ГАЗ – колеса, карданы и коляски, Харьковский велозавод – заготовки для мотоциклетных рам. А саму сборку мотоциклов должны были вести несколько предприятий по всей стране: в Москве, в Ленинграде, в Харькове и в Таганроге. Запуск конвейеров запланировали на июнь 1941 года… Какое-то количество машин все же успели собрать, а дальше началась эвакуация. Заводы из Харькова и из Ленинграда уехали в город Горький, а Московский – на Урал, в Ирбит. Так что, как и почти все уральские и сибирские предприятия, Ирбитский мотоциклетный завод своим созданием обязан военной эвакуации. Предприятия по производству комплектующих, естественно, также раскидали по всей стране. Огромное количество инженеров и технологов призвали на фронт. Планы выпуска срывались, а качество машин страдало. И все равно за время войны армия получила почти 17 тысяч таких мотоциклов! Интересно, что еще десять лет после войны М-72 считался исключительно военным мотоциклом, и лишь потом его разрешили продавать «гражданским». Кстати, все «Уралы», которые производятся и сейчас, происходят от того же М-72-го. А на их армейские версии ставят пулеметы и противотанковые ракетные комплексы.

Я-11: тягач с мощью танка

Для транспортировки по полям сражений несметного количества пушек нужны были артиллерийские тягачи. Именно их в РККА и не хватало. В 1942 году НАМИ разработал легкий артиллерийский тягач, который начали производить в Ярославле под индексом Я-11. Понятно, что за несколько месяцев такую технику не сделаешь «с нуля». Поэтому Я-11 стал гибридом - с шасси от танка Т-60 и спаренной силовой установкой (в сумме – чуть больше 70 л.с.) от грузовика ГАЗ-ММ. Дальше произошла известная история: в июне 43-го Горьковский автозавод серьезно бомбили. Предприятие пострадало настолько, что поставлять моторы в Ярославль уже не могло.

Я-11

Практически разрушенный ГАЗ восстановили уже через три месяца. Но к тому времени на ярославские тягачи стали устанавливать 4,7-литровые 110-сильные дизели GMC «Screaming Jimmy» (водители с развитым воображением говорили, что он орал, как свинья), которые поставлялись к нам по ленд-лизу. Эту версию  разработали буквально за пару недель, назвав машину Я-12. Также существовали версии Я-13 и -13Ф: как альтернативу ленд-лизовским дизелям – мало ли, что случится с поставками - для артиллерийского тягача спроектировали компоновку с 73-сильным мотором и коробкой передач от ЗИС-5. Для версии «Ф» этот же мотор форсировали до 95 л.с. Очевидно, что машины с такими бензиновыми двигателями не могли тащить пушки столь же эффективно. Если Я-12 был рассчитан на 8 тонн на буксире, то Я-13 и -13Ф – лишь на 5 тонн груза.

Я-12

Конечно, во время войны институт НАТИ занимался не только мотоциклами и тягачами. Здесь же спроектировали первый легкий армейский внедорожник, гусеничное шасси для «Катюш», полугусеничные грузовики на шасси ЗИС-5, самоходные установки и мотосани. А уже в 1944 году НАМИ/НАТИ начал серьезно работать над будущей послевоенной техникой – грузовиками и тракторами. Обязательно расскажем об этих машинах в следующем материале.

Опрос
Стоит ли ввести конфискацию автомобиля за агрессивную езду?
Да
Нет
6 комментариев
ПДД онлайн Билет 24, вопрос 20
Разрешено ли давать пострадавшему, находящемуся в бессознательном состоянии, лекарственные средства?
Запрещено.
Разрешено в случае крайней необходимости.
Разрешено.
Ответить