События

Водители и пешеходы имеют право гибнуть с оптимизмом

13 августа 2009
≈ 14 минут
36 просмотров

Власти строят грандиозные планы относительно городских программ, которые должны способствовать улучшению ситуации на дорогах. Однако за руль пока пускают кого попало, качество трасс оставляет желать лучшего, а ответственность остается лишь абстрактным понятием. Количество дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадали люди, в Петербурге и Ленобласти за год сократилось на пять сотен. Соответственно, меньше стало и погибших. Об этом сообщила начальник 5-го отдела Управления Госавтоинспекции по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Татьяна Зыбина на круглом столе в «Росбалте», посвященном сокращению аварийности на дорогах.

Еще один повод для оптимизма — городская программа, которая предусматривает сооружение подземных переходов, установку ограждений проезжей части, особенно в тех местах, где на дорогу выскакивают дети, совершенствование светофорной сети, приведение в порядок дорожной разметки. Однако, как подчеркнул главный специалист городского Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Владимир Малеткин, этими в достаточной степени стандартными пунктами программа не ограничивается. Куда более солидно звучит, например, разработка автоматизированной системы управления дорожным движением. А куда более конкретно — увеличение штатной численности сотрудников ГИБДД на 150 человек, с перспективой, что в недалеком будущем их станет еще больше. А нарушать правила на глазах у инспектора водители остерегаются.

Не предотвратит автопроисшествий, но должен сделать их менее трагичными еще один программный пункт, предусматривающий дополнительное финансирование в размере 3 млн руб. учреждений здравоохранения, работающих с пострадавшими в результате ДТП.

Свою лепту в перечисление достижений внес начальник отдела эксплуатации и сохранности дорог Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству Санкт-Петербурга Сергей Малинин.

Оказывается, если в 2003 году в городе только 30% дорог соответствовали нормативам, а в 2008-м — 68%, то в нынешнем — уже 72%. Хотя ремонтные работы и создают дополнительные сложности для водителей, но без них добиться такого результата вряд ли удалось бы. Беда в том, что приведенными выше цифрами и фактами современную ситуацию на дорогах не охарактеризуешь — картина получится неполная.

Статистика ГИБДД свидетельствует: за 7 месяцев нынешнего года на дорогах погибли 270 жителей Петербурга. Как отметил руководитель фракции «Справедливая Россия» городского Законодательного собрания Олег Нилов, примерно столько ленинградцев сложили головы в ходе всей афганской войны, и столько же петербуржцев погибли за все годы проведения контртеррористической операции в Чечне.

Если брать среднестатистические показатели, в странах Западной Европы ДТП «на душу населения» фиксируется в десятки раз меньше, чем на территории России. Опыт соседей вроде бы перенимается, в программные документы вносятся соответствующие пункты, средства расходуются. И что от того?

Как отметил председатель Межрегионального общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов» Александр Холодов, уже упоминавшаяся городская программа включала пункт, предусматривающий выделение средств на разработку новых критериев допуска к управлению автомобилем. Три запланированных для этой цели миллиона израсходованы, а за руль пускают по-старому. Обещаны были и новые научно обоснованные подходы к состоянию здоровья инвалидов, получающих права, которых тоже нет.

Между тем, 90% всех ДТП происходят по вине водителей. То есть главным является человеческий фактор, который, по сути, игнорируется. Еще одна сторона проблемы — процесс подготовки автомобилистов. Упреки по этому поводу нередко адресуются ГИБДД. Но, как подчеркнула Татьяна Зыбина, автошколы относятся к сфере образования, которая за безопасность на дорогах никакой ответственности не несет. Впрочем, возможность «договориться» с инспектором ГИБДД и тем самым избежать законной ответственности за допущенные нарушения — тоже человеческий фактор, безопасности дорожного движения не способствующий.

Сами дороги тоже оставляют желать лучшего. Александр Холодов, в частности, обратил внимание, что они до настоящего времени сооружаются по нормам 1989 года, когда автомобилей и нагрузки на дорожное полотно было куда меньше. Вопрос, адресованный представителю ГИБДД: «А был ли случай, когда сотрудники автоинспекции закрыли дорогу, опасную для проезда?» — был парирован достаточно легко. Оказывается, в компетенцию госинспекции это не входит — ГИБДД может только направить представление владельцу (то есть местным властям) без права на какие-либо санкции. Так сказать, в порядке информации.

Справедливый упрек прозвучал и в адрес отсутствовавших на круглом столе застройщиков: из соображений экономии они исключают сооружение тротуаров, ведущих к новым жилым зданиям, из перечня работ. В результате люди и автомобили вынуждены пользоваться одной и той же дорогой, обочины которой нередко заполнены припаркованными авто. Наверное, в этом случае ответственность со строителями вполне могли бы разделить должностные лица, новые дома принимающие.

Олег Нилов обратил внимание, что при обилии законов, инструкций, программ и рекомендаций в России вообще наблюдается явный дефицит ответственных. То есть ответственные-то есть, но это либо водители, либо пешеходы.

С тем, кому действительно можно сидеть за рулем, а кому это категорически не рекомендуется, разобраться так и не удалось. Подготовка водителей превратилась исключительно в коммерческое мероприятие, организаторы которого никакой ответственности за свой «продукт» не несут. Низкое качество дорог вообще вошло в поговорку, и отечественные водители еще долго будут вынуждены к ним приспосабливаться. Как и к отсутствию пешеходных дорожек в некоторых спальных районах.

Потому программы и распоряжения вполне могут быть. Но почва для дорожно-транспортных происшествий все равно останется. А значит, останутся и сами происшествия.

Текст: Анатолий Наумов

Источник: Росбалт
Опрос
Стоит ли ввести конфискацию автомобиля за агрессивную езду?
Да
Нет
6 комментариев
ПДД онлайн Билет 5, вопрос 11
Можете ли Вы после опережения грузового автомобиля продолжить движение по левой полосе?
Нет.
Да.
Ответить