События

Великая Подколесная

27 апреля 2009
≈ 18 минут
38 просмотров

Стенд BMW на шанхайском автосалоне был самым ярким. У всех машины черные, темно-синие и серые, а у баварцев — сплошные цвета радуги. Наблюдая, как посетители стоят в очереди, чтобы сфотографироваться на их фоне, Виланд Брух из мюнхенского офиса BMW радостно потирал руки: «Стратегия работает». Еще недавно немцы предлагали китайцам в основном машины черного цвета — на них в развивающихся странах самый большой спрос. Но продажи шли неважно: темные машины покупали чиновники, а бизнесмены ассоциироваться с ними не хотели. BMW обновил палитру, и дела пошли в гору: в 2008 году жители Поднебесной купили 80 000 машин. Брух надеется, что в этом году цифра удвоится.

На высокие продажи в Китае теперь уповают все крупные автопроизводители. В США, Европе, Японии и России спрос упал, и на этом фоне Поднебесная выглядит настоящим оазисом. По данным Китайской ассоциации автопроизводителей, с января по апрель этого года продажи выросли на 3,9% — всего было продано 2,68 млн авто. Продажи в Штатах за тот же период упали на 38% (2,2 млн). Получается, что в первом квартале этого года китайский авторынок впервые стал крупнейшим в мире.

Международный автосалон в Шанхае заканчивается 28 апреля, но по итогам первых дней уже успел войти в «большую пятерку» автошоу, вытеснив оттуда другого азиата — Токио. До этого шанхайский автосалон считался второсортным. Но теперь он преобразился — 170 000 кв. м выставочных площадей, 1500 производителей машин и комплектующих, 13 мировых премьер — такого не было еще никогда. Некоторые именитые бренды — Nissan, Mercedes-Benz и Porsche — из-за кризиса отказались участвовать в салонах в Детройте, Женеве, Токио и Франкфурте, но с размахом выступили в Шанхае.

Для мировых автогигантов Китай перестал быть просто развивающимся рынком — теперь это их главный шанс на выживание. «Центр гравитации двигается на восток», — озвучил общее мнение глава концерна Daimler AG Дитер Цетше. «Еще недавно главным полем битвы крупных автопроизводителей были США, теперь это Китай», — поддержал немецкого коллегу руководитель Honda Motor в Китае Атсуеши Хиого.

От кризиса Китай пострадал меньше других стран Запада и БРИК (Newsweek писал об этом в №14, 2009). Кроме того, правительство предприняло ряд эффективных антикризисных мер, направленных на повышение внутреннего потребления. На автопрограмму государство выделило колоссальные средства — $277 млрд. Они пошли в основном на стимулирование покупательского спроса посредством налоговых льгот, субсидий и скидок для сельских жителей. «Это сразу подстегнуло продажи недорогих малолитражек, — говорит Бьорн Хаубер, глава отдела продаж китайского представительства Mercedes-Benz. — Но и на машины премиум-класса есть спрос. Страна так быстро развивается, что производители не успевают удовлетворять потребительский голод».

По данным ООН, сегодня из 1000 жителей КНР только 40 имеют машину. В США этот показатель равняется примерно 760, в ЕС — 380, в России — 210. «В Китае 85% покупателей приобретают машину первый раз в жизни, — говорит Нориаки Ямада, глава китайского отделения Mazda. — Перед ними не стоит выбор — купить новую или еще поездить на старой. Им срочно нужны колеса, и кризис на это никак не повлияет». Согласно исследованию Boston Consulting Group, 75% китайцев намерены увеличить свои расходы в 2009 году, в том числе и за счет приобретения авто. Шанхайский автосалон посетили более 700 000 человек, и очень многие пришли, чтобы выбрать автомобиль. Посетители делились на две категории: бизнесмены в строгих костюмах с портфелями и секретаршами и молодежь — в сумасшедших нарядах в стиле японского аниме. 29-летний фармацевт Дай Чанг (в мятой шляпе и галстуке с розовыми черепами) специально приехал из пригорода, чтобы посмотреть на недорогие модели Geely и Chery, но в итоге полдня проторчал около стенда Porsche.

Легендарный немецкий производитель спорткаров представил в Шанхае свой первый четырехдверный седан — Panamera. Мировой дебют новой модели Porsche впервые состоялся не в Европе и не в США. «Мы хотели показать, насколько важен для нас сейчас китайский рынок», — объяснил исполнительный вице-президент компании Клаус Бернинг. Собирать новый Porsche, по его словам, тоже будут в Китае. Еще одну новую модель в Шанхае представила немецкая Daimler AG: обновленный седан Mercedes-Benz S65 AMG. 612 лошадок за 4,4 секунды разгоняют эту машину до 100 км. На него уже есть несколько сотен заказов. Всего же китайцы за первые три месяца 2009 года купили 11 000 «Мерседесов» — на 30% больше, чем за тот же период прошлого года. Кроме люксовых моделей, немцы впервые показали китайцам Smart. Бьорн Хаубер полагает, что он им понравится: «В Европе и США многие смущаются из-за его скромных размеров, но здесь это не проблема». А BMW представил миру удлиненную на 14 см модель 760Li. «Еще год-два назад мировая премьера новой люксовой модели в Китае была бы невозможной, — говорит Виланд Брух из мюнхенского офиса BMW. — Сейчас Китай как земля обетованная. Все стремятся сюда». Китайцы называют баварские машины «бао ма» — «лошадки, перевозящие сокровища». «Мы надеемся, что наши “лошадки” скоро будут в “конюшнях” всех обеспеченных китайцев», — шутил в Шанхае Брух. Подойти к новой «семерке» было нереально: посетители выставки обступили ее со всех сторон. «До недавнего времени у китайцев просто не было возможности иметь частный автомобиль, теперь они нагоняют упущенное», — объяснял немец посетительский ажиотаж.

Самый большой стенд из всех иностранных производителей был у Volkswagen. На днях стало известно, что немецкий концерн вышел на первое место в мире по продажам и обогнал прежнего лидера Toyota. Дело в том, что основные рынки Toyota — США и Япония — сократились более чем на треть из-за кризиса. А у Volkswagen половина продаж приходится на страны, чьи правительства стимулируют спрос на новые автомобили: Германию, Бразилию и Китай. В Китае у Volkswagen давнее партнерство с компанией Shanghai Automotive Industry Corporation, налаженное производство и сбыт. Все шанхайские таксисты ездят на VW Santana 3000.

Местные бренды — BYD, Geely, Chery, Roewe, Great Wall, Brilliance — не так привлекают китайцев, как иномарки. Большая часть китайских новинок на автосалоне отчаянно напоминала европейские модели; в том числе долгожданный люксовый седан GE от Geely — первый китайский лимузин — сложно было отличить от Rolls-Royce Phantom. Стилизация под Запад не очень помогает продажам: в прошлом году лишь 25% китайских покупателей предпочли местные автомобили иностранным. «Я бы очень хотел купить Volvo или Saab. Мне нравятся “шведы”, но они дорогие, — вздыхал фармацевт Чанг. — У меня всего $5000, хватит максимум на Geely». Молодой человек еще не знает, что легендарные скандинавские бренды скоро могут стать китайскими. Volvo и Saab на грани банкротства, и к ним приценивается фирма Chongqing Changan Auto. «Чем дольше будет длиться кризис, тем больше шансов, что многие европейские и американские производители уйдут с рынка или сократят производство, — заявил в Шанхае президент этой китайской компании Ху Лиупинг. — А это в значительной степени улучшает шансы китайских производителей».

На шанхайском стенде Volvo уже устали отвечать на вопрос, когда же компания перейдет китайцам. «Мы сами толком ничего не знаем, может, все еще обойдется», — с надеждой в голосе говорил один из представителей марки. «Я бы не стал торопиться с выводами», — призывает Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент». По его словам, не каждая страна согласится продать китайцам свою марку автомобилей по причине «элементарной гордости». Впрочем, китайские автоэксперты, оккупировавшие стенд шведов на автосалоне, говорили о сделке уже чуть ли не в прошедшем времени.

Источник: Журнал "Русский Newsweek"
Опрос
Стоит ли ввести конфискацию автомобиля за агрессивную езду?
Да
Нет
7 комментариев
ПДД онлайн Билет 22, вопрос 20
Что требуется для возврата водительского удостоверения после истечения срока лишения права управления, назначенного за оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся?
Проверка знания водителем Правил дорожного движения и медицинское освидетельствование его на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством.
Проверка знания водителем Правил дорожного движения и уплата наложенных на него штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения.
Только проверка знания водителем Правил дорожного движения.
Ответить