События

У водителей есть что отметить - 115 лет водительским правам

14 августа 2008
≈ 12 минут
91 просмотр

Что отличает автомобилиста от пешехода, думаете, наличие автомобиля? Нет, нет и еще раз – нет! По автомобильному признаку человечество делят пополам водительские права. Точнее – удостоверение. Разве шофер грузовика, который ездит на работу на трамвае, не автомобилист? А теща, которая любит «порулить», разве она водитель? А гаишник, который возвращается со смены на метро? Хотя, вам когда-нибудь доводилось увидеть гаишника в метро?

Но сейчас не об этом. Права – вот в чем все дело. На права сдают и на них молятся. Их выдают и отбирают. Их покупают и подделывают. Их обмывают и пропивают. Их, наконец, честно получают и ездят по ним всю жизнь.

Французы всему виной

Если знакомый инспектор за праздничным столом начнет вам вдруг рассказывать, что права вместе с порохом и компасом китайцы придумали еще в древности, что скифы чеканили их на золоте, а индейцы наносили в виде татуировок. Что в русском Новгороде их рисовали на бересте, а на Чукотке вырезали на коже – не верьте. До конца позапрошлого века ничего подобного не было, ибо «водителям кобылы» специальные документы были без надобности. История гласит, что первым выписывать «справки о способности управлять транспортным средством с механическим мотором» распорядился префект полиции Парижа Луи Лепин именно 14 августа 1893 года. А значит, сегодня исполняется 115 лет водительским правам.

Первые французские «справки» выдавались без сдачи каких-либо экзаменов, претендент просто демонстрировал умение управлять собственным автомобилем. Лишь весной 1899 года во Франции вышел декрет, учреждавший первый в истории экзамен на управление автомобилем. Желающие сесть за руль после обязательной проверки получали «Национальное удостоверение пригодности к вождению». Примерно в эти же годы аналогичные документы появились в США – в Бостоне.

В России первые права появились в 1900 году. Их ввел в обращение своим постановлением «О порядке пассажирского движения на автомобиле» градоначальник Санкт-Петербурга. Это была уже не просто справка, а фактически полноценные права – со всеми необходимыми данными шофера и даже его фотографией. И экзамен был куда более серьезным – нужно было не только продемонстрировать мастерство вождения, но и доказать знание географии города. А дальше, как в песне, закружило, понесло…

Хроника событий

В 1909 году Россия присоединилась к международной «Конвенции о передвижении автомобилей», и в стране была введена принятая за рубежом форма водительского документа.

В 1923 году уже новая власть - Совнарком - утвердила «Свидетельство на право управления экипажем», которое имело три категории. Высшая из них предполагала стаж вождения не менее шести лет, а также умение отремонтировать автомобиль. Новые документы выдавались местной администрацией и имели различную форму. Это приносило определенные неудобства: свидетельства, выданные в Питере, например, не признавались в Москве.

http://img.autorambler.ru/images/journal/351b4fbcee5e9fb1d87cf54144f6fa19
Довоенное удостоверение водителя мотоцикла. Фото с сайта KP.ru.

Лишь в 1936 году выдавать «права» стали органы внутренних дел, и они приобрели единую форму, а также новое название — «удостоверение шофера».

http://img.autorambler.ru/images/journal/c86c097ca105901747ad7b094dd01631
Удостоверение 1968 года. Фото с сайта KP.ru.

Через двадцать лет – в 1956 году – их разрешили отбирать. Постановлением Совета Министров РСФСР № 382 от 24 мая Госавтоинспекции Управления милиции МВД РСФСР предоставлено право лишать водителей прав сроком до 1 года за управление транспортом в нетрезвом виде и запрещать эксплуатацию автомобилей и мотоциклов личного владения, если владельцы управляют ими без водительских удостоверений.

В 1963 году СССР присоединился к Женевской конвенции об автомобильном движении, и в стране появилось международное водительское удостоверение. С 70-х годов появляется пять категорий водительских прав, каждая из которых обозначает право на управление определенными транспортными средствами.

http://img.autorambler.ru/images/journal/43fe72288c514a6b83fa07eda0b1126b
Права образца 1976 года. Фото с сайта KP.ru.

Современное води́тельское удостовере́ние, обязательное с 2002 года, представляет собой пластиковую карточку размером 54x86 мм (до этого была пластиковая карточка СССР 1980-х «Пермис де кондьюр»), на которой в левой части помещена фотография водителя, а справа указаны:

серия и номер удостоверения, а также разрешённая категория;

фамилия, имя и отчество (фамилия и имя также продублированы латиницей);

дата и место рождения;

место жительства;

дата выдачи и срок действия, а также штамп выдавшего отдела ГИБДД;

подпись владельца;

особые отметки.

http://img.autorambler.ru/images/journal/9f9fb1e3bd11928f9bcab01adc96f4ac
Современное удостоверение. Фото с сайта KP.ru.

Кстати

Гаишники готовятся к авралу: в этом году истекает 10-летний срок действия водительских удостоверений, впервые выданных взамен документов союзных республик образца времен СССР. Та замена была массовой, и все эти люди выстроятся в очереди у отделов ГИБДД. Гляньте, на всякий случай, на дату выдачи ваших.

http://img.autorambler.ru/images/journal/f281dfa1c97eab4fd9be11b8b22661c1
Водительское удостоверение для стран Евросоюза. Фото с сайта KP.ru.

Источник: KP-AVTO.RU
Опрос
Стоит ли ввести конфискацию автомобиля за агрессивную езду?
Да
Нет
6 комментариев
ПДД онлайн Билет 29, вопрос 4
Разрешено ли водителю поставить грузовой автомобиль на стоянку в этом месте указанным способом?
Нет.
Да.
Да, если разрешенная максимальная масса автомобиля менее 3,5 т.
Ответить