События

Топливный кризис заставит припарковаться

17 сентября 2012
≈ 12 минут
62 просмотра

Нефтяной клуб Петербурга обратился в Минэнерго в связи с перебоями на топливном рынке. Из-за профилактики на ряде НПЗ независимые продавцы рискуют остаться без необходимых для бесперебойной торговли запасов. Нервозная обстановка на оптовом рынке нефтепродуктов заставляет розницу повышать цены. Специалисты отрасли считают, что сентябрьская нехватка бензина будет ощущаться и в октябре.

Ситуацию с отсутствием на некоторых АЗС Петербурга популярных видов топлива Аи-92 и Аи-95 обсудили на экстренном совещании Нефтяного клуба. Заседание, по просьбе некоторых участников, как стало известно «Фонтанке», прошло в закрытом режиме. Однако его итогами стало публичное обращение игроков городского рынка нефтепродуктов в Минэнерго.

Как рассказал нашему изданию президент Нефтяного клуба Олег Ашихмин, принято решение доложить о ситуации на рынке топлива городскому правительству, а также обратиться в министерство энергетики. «Именно Минэнерго принимает оперативные решения по экспортным пошлинам на нефтепродукты, поэтому ведомство должно располагать данными о наличии бензинов внутри страны». Иными словами, участники Нефтяного клуба просят федеральные власти установить более высокие пошлины для нефтяных компаний, чтобы им было выгоднее торговать топливом внутри страны.

Между тем, по словам Ашихмина, коммерческий интерес вертикально интегрированных компаний в торговле нефтепродуктами на зарубежном рынке не является основной причиной нехватки топлива в Петербурге. «Этот кризис сильно отличается от того, что мы наблюдали в прошлом году. Дело в том, что нехватка бензинов сейчас вызвана профилактическими работами на ряде НПЗ, которые, в свою очередь, вызваны необходимостью перехода на выпуск бензина классом не ниже Евро-3», - заявляет специалист. По словам главы Нефтяного клуба, трудности с поставками бензинов будут наблюдаться, скорее всего, не только в текущем месяце, но и в октябре.

Под ударом из-за перебоев с бензином оказались независимые розничные продавцы. В Петербурге они занимают около 50% рынка. Участники нефтяного клуба констатируют, что сейчас запасы у независимых операторов есть, однако на свободном рынке все сложнее их пополнять. Оптовые продавцы, те самые ВИНКи, придерживают основные объемы топлива, так как опасаются дефицита.

Напомним, что впервые призрак топливного дефицита замаячил на горизонте во вторник, 11 сентября. АЗС «Киришиавтосервис» перестали отпускать в розницу бензин Аи-95. Однако, как пояснила компания «Фонтанке», отсутствие топлива было связано с логистическими трудностями, - бензин просто не успели вовремя доставить на заправки.

В компании сообщили, что уже со среды начали свободно отпускать бензин Аи-95. Кроме того подчеркивают, что запасов топлива хватает для обеспечения жителей Петербурга и Ленобласти.

«Киришиавтосервис» просит также не связывать образовавшийся дефицит бензина на АЗС с профилактическими работами, которые начались у поставщика - «Киришинефтеоргсинтез». Последний начал профилактику на прошлой неделе, в связи с чем приостановил отгрузку бензинов Аи-95 и Аи-92.

Тем не менее, негативная ситуация на оптовом рынке заставляет розничных продавцов увеличивать отпускные цены. Утром в четверг на АЗС ряда продавцов стоимость литра Аи-95 составила 31 рубль 50 копеек, цена дизельного топлива - 30 рублей 30 копеек.

На прошлой неделе специалисты Нефтяного клуба Петербурга предрекли рост розничных цен на бензин в районе 5 - 10% в ближайшие месяцы. С учетом того, что только за последние несколько месяцев цены на топливо уже поднялись на 6 - 8%, общий рост за полугодие может превысить 15 - 18%.

В прошлом году петербургские автомобилисты уже сталкивались с отсутствием бензина на АЗС. После того, как на летнюю профилактику закрылись часть НПЗ, возник серьезный дефицит нефтепродуктов в опте. В результате на заправках независимых операторов практически полностью исчезло из продажи топливо Аи-95, а альтернативное ему Аи-92 резко выросло в цене. У вертикально интегрированных компаний, которые могли снабжать свои заправки 95-м топливом, оно также подорожало. Также из продажи начало исчезать высокооктановое топливо Аи-98. Его отсутствие на АЗС вылилось в удорожание до 40 - 42 рублей за литр против 32 - 33 рублей.

Петербург не единственный регион, где в сентябре начались существенные трудности с высокооктановым бензином. На столичном рынке наблюдается та же нехватка популярных у автомобилистов нефтепродуктов, в результате чего некоторые продавцы уже заявили, что реальные отпускные цены составляют 33-34 рубля за литр Аи-95. Однако заправщикам приходится держать ее на уровне 30 рублей, чтобы продолжать конкурировать с ВИНКами. Впрочем, долго торговать топливом на грани рентабельности независимые АЗС едва ли смогут. Московские аналитики отмечают, что "заградительная пошлина" на бензин (90% от пошлины на нефть в $354.4 за тонну) уже не оказывает своего действия и ее необходимо вновь пересматривать в сторону повышения.

Текст: Маша Могилевская

Источник: Водитель Петербурга
Опрос
Американский хакер создал бесплатный автопилот для машин. Готовы ли вы протестировать его на своем автомобиле?
Да
Нет
0 комментариев
ПДД онлайн Билет 37, вопрос 15
Намереваясь продолжить движение прямо, Вы должны:
Проехать перекресток первым.
Уступить дорогу трамваю.
Ответить