События

Типы автоматических КПП

3 октября 2008
≈ 20 минут
56 просмотров

Бесспорно, оснащение машин автоматической коробкой передач привело к резкому снижению нагрузок, возлагаемых на водителя. Из преимуществ подобных механизмов сразу можно назвать следующие пункты: увеличение комфортности вождения из-за отсутствия педали сцепления, плавное переключение передач самим устройством, предохранение двигателя и ходовой части автомобиля от перегрузок, выбор как ручной, так и автоматической работы КПП. В принципе, это известно почти всем автолюбителям, но ведь ассортимент автоматов настолько богат, что порой даже и не знаешь, что выбрать. Попробуем более тщательно рассмотреть все типы автоматических КПП и отразить все их плюсы и минусы. Ну и начнем с классики жанра.

Бесспорно, оснащение машин автоматической коробкой передач привело к резкому снижению нагрузок, возлагаемых на водителя. Из преимуществ подобных механизмов сразу можно назвать следующие пункты: увеличение комфортности вождения из-за отсутствия педали сцепления, плавное переключение передач самим устройством, предохранение двигателя и ходовой части автомобиля от перегрузок, выбор как ручной, так и автоматической работы КПП. В принципе, это известно почти всем автолюбителям, но ведь ассортимент автоматов настолько богат, что порой даже и не знаешь, что выбрать. Попробуем более тщательно рассмотреть все типы автоматических КПП и отразить все их плюсы и минусы. Ну и начнем с классики жанра.

Классическая гидравлика. Особенность таких устройств в том, что в них полностью отсутствует связь двигателя автомобиля с колесами. Крутящий момент передается через рабочую жидкость с помощью двух турбин - ведомой и ведущей. Но в процессе технической эволюции такими коробками научили управлять специальные электронные устройства. В результате гидромеханические трансмиссии имеют спортрежим, зимний режим, программу экономичной езды, а также возможность ручного переключения передач. Полуавтоматы (коробки с функцией перехода на ручное управление) у каждого производителя называются по-своему. Самое распространенное название Tiptronic (он же Autostick и Steptronic), что, к слову, реализуется далеко не на всех автомобилях с электронной системой управления АКПП.

http://img.autorambler.ru/images/journal/760cc0585688e8eb2987fbb19d0025b6
Рычак управления автоматической коробкой. Фото Mazda.
Данный режим является скорее полуавтоматическим, нежели ручным, так как трансмиссионный компьютер не перестает работать при включении данной системы и все равно контролирует работу автомобиля. К примеру, он не позволит вам резко тронуться с повышенных передач и будет четко отслеживать градацию оборотов. Но самая изюминка системы в том, что, как только рычаг переключения коробки оказывается в положении m/s (Manual Select), он превращается в джойстик. Если толкнуть его вперед, то включится последующая передача (например, после первой - вторая), а сам джойстик вернется в исходное срединное положение. Толкнул назад - и после второй передачи вновь включится первая, а рычаг снова вернется в нейтральное положение. В этом и есть суть системы Tiptronic (Autostick, Steptronic).

Разумеется, помимо гидравлики существует еще и другие системы устройства КПП. Рассмотрим вариатор: большой плюс вариаторных трансмиссий в том, что они плавно изменяют крутящий момент. То есть на классической гидравлике мы можем видеть по тахометру и слышать, как именно работает коробка. А вариатор же работает очень степенно и постоянно подхватывает момент переключения, когда это необходимо, сохраняя при этом баланс скорости. Основной недостаток вариатора - акустический. Автомобиль как бы постоянно работает в одной тональности, как троллейбус. Но эту проблему уже пытаются решить инженеры. Однако преимущество вариатора неоспоримо - потребление топлива у автомобиля с такой коробкой передач значительно меньше, нежели у классики (тем более если в ней еще и ручное управление присутствует). Плюс механизм вариатора и весит меньше.

Следующий подтип автомата - роботизированная механика. По своей начинке она действительно больше подходит под термин "механика", но по управлению - чистый автомат. Собственно, манера езды здесь та же, что и на автомате, а расход топлива гораздо меньше, чем на механических коробках. Самый большой минус такой системы заключается в том, что роботизированная коробка лояльно реагирует лишь на спокойный режим езды. Стоит только вдавить педаль газа в пол, как сразу же переключение скоростей становится болезненно ощутимым. Вы как будто чувствуете толчок сзади при каждой смене скорости. Изначально может показаться, что дело в водителе-новичке, но на самом деле это просто специфичная работа коробки. Но есть и свои преимущества такого механизма: коробка не тяжела, стоит недорого, а также вполне экономична по расходу топлива, что уже упоминалось.

Не стоит забывать и о таком типе, как роботизированная трансмиссия с двумя сцеплениями. Долго расписывать технические аспекты данной системы мы не будем, разъясним лишь основное. Принцип работы здесь заключается в наличии двух дисков сцепления, один из которых управляет четными передачами, а другой - нечетными. Работа такой коробки проходит гораздо мягче, нежели обыкновенного робота. Единственное, что может вас покоробить, - цена. Механизм и впрямь дорогостоящий, но и используется он в основном в спортивных целях. А уж для тех, кто решится управлять спорткаром, сразу можно советовать кулачковую коробку передач.

http://img.autorambler.ru/images/journal/e25743e8857c361cdfe04b0cbaca9601
Рычак управления автоматической коробкой. Фото Citroen.
Этот тип трансмиссии все же больше относится к механике, но пользуются ею исключительно на старте. Дальше переключаться можно, не выжимая сцепление, - как на мотоцикле. Преимущество этой коробки заключается в возможности переключить передачу за 0,15-0,20 секунды. Для спортсменов очень важный параметр. К недостаткам можно отнести очень высокую стоимость, шумность и полное отсутствие комфорта при переключениях. Но на то она и спортивная.

Теперь, когда наш читатель просвещен в вопросах разнообразия АКПП, стоит немного упомянуть о рекомендациях по использованию таких коробок. Несмотря на лояльную работу механизмов, некоторые нарушения все же могут вывести их из строя.

Как правильно начинать движение автомобиля с АКПП?

Перед началом движения всегда следует нажать на педаль тормоза, перевести РВД в нужную позицию, не нажимая при этом на педаль управления дроссельной заслонкой. После легкого толчка можно отпустить педаль тормоза и начать движение, воздействуя для этого на педаль управления дроссельной заслонкой.

Допускается ли буксировка прицепа автомобилем, оборудованным АКПП?

Допускается. Но надо помнить, что чем выше нагрузка, тем больше выделение тепла в гидротрансформаторе. Если вам часто приходится ездить с прицепом, то советуем рассмотреть идею установки дополнительного радиатора в систему охлаждения АКПП. Кроме того, в случае длительного буксирования прицепа использование повышающей передачи нежелательно. Лучше это делать на диапазонах "3" или "2".

Как буксировать автомобиль с АКПП?

Автомобили с трехскоростной АКПП можно буксировать со скоростью 40 км/ч на расстояние 25 км, а с четырехскоростной АКПП - со скоростью 72 км/ч на расстояние до 160 километров. И все же, какая бы машина ни была, в случае неисправной трансмиссии предпочтительнее эвакуатор. Дело в том, что в АКПП смазка осуществляется принудительно, то есть масло подводится к каждой паре трения под давлением. Если трансмиссия неисправна, значит, нет уверенности в наличии смазки. Буксировку же осуществляйте при работающем двигателе и установке РВД в положение "N".

Что такое кикдаун (kickdown)?

Если во время движения нажать до упора педаль газа, то в коробке передач произойдет переключение на одну или две передачи вниз. Этот режим рекомендуется использовать для получения более высоких значений ускорения, что бывает полезным, например, во время обгона. Обратное повышающее переключение в этом случае может произойти только при достижении двигателем максимальных оборотов. Если отпустить педаль управления дроссельной заслонкой, то коробка передач перейдет в штатный режим работы.

Следует иметь в виду, что на скользкой дороге во время принудительного понижения передачи, ведущие колеса могут начать буксовать, что может привести к возникновению заноса.

Ну и последний часто задаваемый вопрос: нужно ли переводить рычаг выбора диапазона в "N" при остановке у светофора?

Имеет смысл только при длительных остановках в уличных пробках в жаркую погоду для снижения тепловыделения и предотвращения перегрева масла в коробке. В остальных случаях этого делать не рекомендуется.

Текст: Виктория Лебедкина.

Источник: Автоутро
Опрос
Стоит ли ввести конфискацию автомобиля за агрессивную езду?
Да
Нет
6 комментариев
ПДД онлайн Билет 35, вопрос 3
Какие знаки разрешают движение со скоростью 60 км/ч?
Б и В.
Только Б.
Ни один из знаков.
Ответить