События

Штрафы нефтяникам не остановят роста цен на топливо

25 июня 2009
≈ 9 минут
22 просмотра

В среду Московский арбитраж отклонил иск «ЛУКойла» о признании недействительным решения Федеральной антимонопольной службы (ФАС) в отношении компании. Это означает, что нефтяникам придется заплатить штраф за нарушение закона о конкуренции.

Претензии «большой четверке» – «Роснефти», «ЛУКойлу», ТНК-ВР и «Газпром нефти» – ФАС предъявила еще осенью прошлого года. Служба обвинила их в необоснованном повышении цен летом 2008 года, компаниям были выписаны штрафы в размере от 1,1 млрд до 1,5 млрд рублей. «ЛУКойлу» было предписано заплатить 1,443 млрд.

«Газпром нефти» в феврале удалось добиться отмены штрафа в 1,3 млрд рублей, впрочем, ФАС тут же опротестовала решение суда. Окончательного решения по этому делу так и не вынесено.

ТНК-ВР удалось отстоять свою «дочку» уже в двух инстанциях: 23 июня Омский арбитражный апелляционный суд решил в пользу компании дело об осеннем иске ФАС на 1,1 млрд руб. Но здесь тоже наверняка суды будут продолжаться, так как ФАС от своих намерений отступать не собирается.

Случай с «ЛУКойлом» пока единственный, когда суд первой инстанции встал на сторону ФАС. Но юристы не сомневаются, что дело в отношении «ЛУКойла» также не закончено, компания будет подавать апелляцию.

Пока по «осенним» делам не было никакого судебного решения только в отношении «Роснефти» (ей выписан штраф в 1,5 млрд рублей).

ФАС радуется первому успеху. По мнению замглавы службы Анатолия Голомолзина, решение суда в отношении «ЛУКойла» – серьезный сигнал всем нарушителям антимонопольного законодательства.

Но эксперты считают, что в итоге всем нефтяникам, в том числе «ЛУКойлу», скорее всего, удастся отстоять свою правоту. «Внутренние цены зависят от внешних цен», – напоминает президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша. Летом прошлого года мировая цена барреля нефти была рекордной – $147,5, максимальных уровней достигли и пошлины и налог на добычу полезных ископаемых, так что нет ничего удивительного в том, что компании поднимали цены на бензин соответственно росту стоимости барреля нефти.

Впрочем, после того, как цены на мировом рынке пошли вниз, внутренние не устремились вслед с той же скоростью. Нефтекомпании оправдывались тем, что правительство пересматривает экспортные пошлины на нефть раз в два месяца, а потому они вынуждены платить их исходя из высоких цен, тогда как в реальности цены уже ушли вниз. Все это приводит к убыткам. Правительство прислушалось к жалобам нефтяников: с января 2009 года пошлины решили пересматривать раз в месяц, чтобы быстрее реагировать на колебания мировых цен на нефть.

Эффект это дало: цены на бензин стали снижаться, но опустились они не в три раза, как на нефть на мировом рынке. Если в декабре 2008 года бензин марки Аи-80 на московских заправках стоил в среднем 18,58 рубля за литр, то в конце июня – 16,56 рубля, Аи-92 подешевел за это время с 21,38 до 18,91 рубля, Аи-95 – с 23,37 до 20,99 рубля за литр.

Теперь ФАС грозит штрафовать нефтяников за «неснижение» цен. Глава службы Игорь Артемьев заявил 22 июня, что «большая четверка» будет оштрафована за то, что не снизила цены на топливо. «Штрафные санкции за второе дело будут выше, чем штрафы, назначенные в первый раз», – сказал Артемьев.

Но, учитывая счет в противостоянии ФАС с нефтяниками, не стоит надеяться, что цены на бензин действительно понизятся. Более того, они вновь пошли вверх. По данным МТА, за неделю, предшествующую 22 июня, ДТ подорожало на 12 копеек, Аи-80 – на 24 коп., Аи-92 – на 36 коп., Аи-95 – на 32 копейки.

И у нефтяников опять есть оправдания: пошлины растут. Если в январе, когда цена барреля колебалась около отметки $40, пошлина на вывоз тонны нефти была $119, то с июля (цена барреля около $70) правительство обещает ее на уровне $210–212. И это при том, что июньская пошлина была $152.

Текст: Алексей Топалов.

Источник: Газета.ru
Опрос
Стоит ли ввести конфискацию автомобиля за агрессивную езду?
Да
Нет
6 комментариев
ПДД онлайн Билет 3, вопрос 16
Кто из водителей нарушил правила остановки?
Оба нарушили.
Только водитель легкового автомобиля.
Только водитель грузового автомобиля.
Ответить