События

Сборная солярка: история отечественного легкового дизеля

25 мая, 10:20
≈ 10 минут
104 просмотра

Отмечая юбилей легкового дизеля, вспоминаем его отечественную историю. Небогатую, но по-своему интересную.

Citroen Rosalie с дизелем показали на парижском автосалоне в 1936 году. Серийным он не стал.

Немцы очень любят юбилеи. Особенно те, к которым непосредственно причастны. А в автомобильной истории таковых немало. Например — рождение первого серийного легкового дизельного автомобиля, случившее ровно 80 лет назад.

Конечно же, дебютировавший в 1936 году Mercedes-Benz 260 D не был первым дизельным автомобилем. Грузовики с моторами на тяжелом топливе выпускали в Германии уже с 1924 года. Американцы в 1929‑м в качестве эксперимента пристроили дизель Cummins на поезженный Packard, а в 1935‑м с помпой презентовали солидный Auburn Model A с шестицилиндровым 6,2‑литровым дизелем той же фирмы Cummins. Правда, в стране дешевого бензина и фанатичной любви к огромным машинам и мощным моторам серийные дизельные легковые автомобили появились лишь через четыре десятилетия.

Самые сумасшедшие самодельные внедорожники

В Европе интерес к дизелям был куда активнее. В 1936‑м в Париже на международном автосалоне показали Citroen Rosalie с 40‑сильным мотором. Но до серийного производства легковой дизельный автомобиль первыми довели немцы. Двухлитровый Mercedes-Benz 260 D мощностью 45 л.с. при 3000 об/мин развивал скорость 90–94 км/ч и стоил 6800 рейхсмарок. Он был почти на две тысячи дороже бензиновой 55‑сильной модификации Mercedes-Benz 230. Однако расчетливые немцы, особенно таксисты, быстро прикинули, сколько пфеннигов и даже марок можно сэкономить на топливе.

Первый американский автомобиль с дизелем Cummins — открытый Auburn, 1935 год.

Через год, опять же в Германии, в серию пошел второй дизельный автомобиль — 35‑сильный Hanomag Rekord Diesel 1.9. И конечно, немцы не были бы немцами, если бы не установили несколько рекордов скорости для дизельных машин. В 1939 году на автобане Берлин — Лейпциг дизельный Hanomag с особым аэродинамическим кузовом развил на пятикилометровом отрезке со стартом с хода скорость 155,94 км/ч.

В 1950‑е годы дизельную модификацию запустила компания Peugeot. Дальше стали подтягиваться другие, а вот наши заводы в этом деле не преуспевали.

Китайцы создали мотор без распредвала

Теоретически дизель мог появиться еще на Победе! Среди тех, которыми в середине 1940‑х занимались в немецких институтах, работавших под руководством Советской военной администрации, числился и дизель для ГАЗ-М20. Но, судя по имеющимся данным, до железа дело не дошло. Стране было не до этого. Даже дизель для грузовика, создававшийся в 1930‑е годы в одной из шарашек осужденными конструкторами и названный Коджу (Коба Джугашвили, если кто забыл, — он же Иосиф Сталин), до производства так и не довели. После войны благодаря использованию американской конструкции и оборудования появились ярославские дизели. А уж делать дизель для легкового автомобиля при отсутствии конкуренции, относительно дешевом бензине и ворохе куда более насущных забот никому и в голову не приходило. Вспомним, кстати: бензиновые грузовые «газоны» и ЗИЛы сняли с производства уже в перестроечные времена!

С 1960 года серийно производили 48‑сильный дизельный Peugeot 403. Двигатели этой марки прописались и на нескольких советских моделях.

Но в конце 1950‑х наши Волги и Москвичи неожиданно (кажется, даже для руководства автопрома) стали неплохо покупать за рубежом. Для увеличения спроса моделям, главным козырем которых была низкая цена, явно не хватало модификаций с двигателями на тяжелом топливе.

 

Читать далее

Источник: Журнал "За Рулем"
Опрос
Стоит ли ввести конфискацию автомобиля за агрессивную езду?
Да
Нет
10 комментариев
ПДД онлайн Билет 34, вопрос 9
Разрешен ли Вам разворот в этом месте?
Не разрешен.
Разрешен.
Разрешен, если не будет создано помех движению маршрутных транспортных средств.
Ответить