События

Руль вправо?

28 августа 2009
≈ 18 минут
31 просмотр

В четверг, 27 августа, газета "Ведомости" сообщила о том, что правительство РФ решило не устанавливать запрет на ввоз в Россию автомобилей с правым рулем и вычеркнуло соответствующий пункт из финальной версии проекта нового технического регламента "О безопасности колесных транспортных средств". Итоговый вариант документа уже получил одобрение Минюста и теперь находится на рассмотрении правительства.

Предполагается, что новый техрегламент будет принят уже в сентябре, а для его вступления в силу не потребуется никаких законодательных инициатив - достаточно постановления правительства.

Что еще изменилось в этом документе по сравнению с майской версией, опубликованной на сайте Минпрома? По данным "Ведомостей", в нем остался запрет на ввоз в Россию автомобилей, оснащенных "кенгуринами" (металлическими конструкциями, разработанными для защиты автомобиля при столкновении с животными), а также требование об обязательной подготовке ввозимых из-за границы автобусов и спецтранспорта к установке навигационных систем "ГЛОНАСС".

Наконец, с 2011 года бортовые компьютеры импортируемых машин в обязательном порядке должны быть русифицированы. Не ясно пока, правда, коснется ли это требование всех ввозимых автомобилей или затронет только новые машины.

Фокус-покус

Опубликованный Минпромторгом еще в мае для "публичного обсуждения" проект нового технического регламента стал первым официальным документом, в котором был четко прописан запрет на ввоз в Россию машин с правым рулем. А именно, в разделе "Требования безопасности к объектам технического регулирования" первым же пунктом шла следующая фраза: "Расположение органов управления выпускаемых в обращение транспортных средств должно соответствовать условиям правостороннего дорожного движения, установленного в Российской Федерации".

Правда, понимая, какую реакцию может вызвать подобная формулировка среди любителей машин с правым рулем, правительство оставило себе возможность для маневров - пункт о запрете праворульных автомобилей должен был утверждаться отдельным постановлением правительства и сроки его вступления в силу на тот момент никто не называл.

Но уже после первого обсуждения этого проекта правительственной комиссией по техническому регламенту, ее руководитель - первый вице-премьер Игоря Шувалов - заявил, что никакие административные запреты на эксплуатацию в России машин с правым рулем вводиться не будут. А в вопросе правил ввоза праворульных автомобилей Шувалов пообещал придерживаться требований, которые существуют в странах с левосторонним движением. "Мы понимаем, что в странах с правым рулем, таких как Япония, Австралия или Великобритания, нет ограничения административного характера на ввоз и эксплуатацию автомобилей с левым рулем, мы будем придерживаться аналогичных требований", - заявил вице-премьер в интервью "Российской газете".

Вместо запрета Шувалов предложил увеличить стоимость ОСАГО для машин с правым рулем при помощи специального повышающего коэффициента, посчитав, что такие автомобили являются более вероятными источниками дорожно-транспортных происшествий.

На том, похоже, чиновники и порешили - из техрегламента исчезла "неполиткорректная" формулировка, а идея с повышением ставок ОСАГО для "праворулек", похоже, отправилась на обсуждение в соответствующие ведомства как наиболее разумный компромисс между полным запретом и бездействием властей в вопросе повышения уровня безопасности на дорогах. При этом ни у страховщиков, ни у ГИБДД до сих пор нет данных, подтверждающих повышенную опасность машин с правым рулем, зато обнаружился 2,3-миллионный автопарк праворульных автомобилей, на повышении стоимости страховки для которых можно неплохо заработать.

К тому же, как оказалось, с задачей по защите российского автомобильного рынка и отечественного автопрома от дешевых машин из Японии и других неугодных стран неплохо справляются заградительные таможенные пошлины, действующие с января 2009 года. За первые шесть месяцев импорт японских автомобилей в Россию по сравнению с прошлым годом сократился в 16 раз! С января по май через дальневосточные порты было ввезено всего 4,9 тысячи подержанных машин - это в 24 раза меньше, чем годом ранее.

Мера оказалась настолько действенной (с точки зрения сокращения количества ввозимых подержанных машин), что правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле рекомендовала правительству РФ продлить срок действия повышенных таможенных ставок еще на девять месяцев - до 1 июня 2010 года. По сведениям этой комиссии, благодаря высоким пошлинам производство автомобилей в России впервые стало преобладать над импортом, снизились темпы сокращения рабочих мест на заводах в стране, а поступления в бюджет от таможенных сборов в этом году выросли по сравнению с 2008 годом на 2,7 миллиарда рублей.

И не важно, что ни "АвтоВАЗу", ни "ГАЗу" повышение пошлин фактически не помогло: спрос на машины Волжского автозавода по итогам семи месяцев упал на 44 процента, а в июле продажи "Лад" снизились вдвое по сравнению с началом года. Ведь главная цель достигнута - российский рынок теперь надежно защищен от подержанных иномарок. А то, как сложившейся ситуацией воспользуется или не воспользуется российский автопром - это уже вопрос к руководству отечественных автозаводов.

Счастье есть?

Удивительно, но сообщение об отказе правительства от идеи запретить ввоз автомобилей с правым рулем вызвал положительную реакцию у многих владельцев "праворулек". На профильных форумах в интернете часто можно встретить фразы типа "наконец-то позитивная новость от нашего правительства", или "ура, праворульки не запретят!". Однако другие, более разумные автомобилисты понимают, что в нынешней ситуации "позитивная" инициатива чиновников ничего не изменит: никто не может гарантировать, что заградительные пошлины в 2010 году не продлят еще на девять месяцев или на девять лет. В этом случае "дешевых и качественных автомобилей" из Японии, как их характеризуют сами владельцы "праворулек", и Дальний Восток, и остальная Россия рискуют не дождаться никогда.

К тому же, избежать очередных волнений среди автомобилистов путем вычеркивания непопулярного запрета из техрегламента у правительства вряд ли получится - ведь поводов для пикетов и акций протеста у приморцев по-прежнему хоть отбавляй - неподъемные пошлины, обязательный санитарный контроль ввозимых машин, возможное удорожание ОСАГО…

Представители общественной организации "ТИГР" уже пообещали провести осенью несколько акций протеста, самая массовая из которых будет запланирована на 12 октября - день, когда должны прекратить свое действие заградительные таможенные ставки. Но что такое недовольство нескольких тысяч автомобилистов, когда у правительства есть куда более насущные проблемы: например, 95-миллиардный долг "АвтоВАЗа", на котором трудится больше ста тысяч человек, или судьба 700-тысячного Тольятти, большинство жителей которого так или иначе связаны с автозаводом.

Да и справиться с кучкой недовольных автолюбителей куда проще, чем с целым городом, оставшимся без работы и средств к существованию.

Текст: Михаил Цымбал.

Источник: auto.lenta.ru
Опрос
Стоит ли ввести конфискацию автомобиля за агрессивную езду?
Да
Нет
6 комментариев
ПДД онлайн Билет 9, вопрос 8
Кто должен уступить дорогу?
Водитель, намеревающийся остановиться у тротуара.
Водитель, намеревающийся начать движение от тротуара.
Ответить