События

Редкая «Чайка» с берегов Волги

23 июня 2009
≈ 14 минут
135 просмотров

ГАЗ-13С именовался санитарный универсал. Естественно, санитарные ГАЗ-13С не были предназначены для «простых смертных», так как изготавливали машины по заказу 4-го Главного управления Минздрава, обслуживавшего высоких партийных и государственных чиновников.

В 50-х годах американский автопром, оживший после мировой войны, задал быстрый и стильный темп. Дизайнеры и инженеры ведущих автомобильных компаний США экспериментировали с формами и технологиями. СССР не хотел отставать, и автомобильные заводы принялись за свои эксперименты. В конце 1955 года НАМИ были приобретены два американских автомобиля производства Packard. Конструкторы ГАЗ и ЗИЛ совместно с инженерами НАМИ принялись за доскональное изучение автомобилей.

В итоге Горьковский автомобильный завод в 1957 году разработал люксовую модель с индексом ГАЗ-13 и названием «Чайка». Автомобиль, созданный с применением множества новейших на тот момент технологических решений, пришёл на смену устаревшему ГАЗ-12 «ЗИМ». Изучение американского Packard Caribbean не прошло незамеченным, и внешне «Чайка» очень похожа на американского прародителя.

«Чайка» была нестандартной как по дизайну, так и по обилию технических новшеств. Большинство конструктивных решений этой машины стали новаторскими в отечественном автомобилестроении. Двигатель автомобиля объемом 5,5 литра и мощностью 195 л.с. был верхнеклапанный двухрядный и имел V-образное расположение цилиндров. Даже полностью нагруженная машина легко разгонялась до 160 км/ч и расходовала на сто километров пути всего 21 литр горючего. Силовой агрегат ГАЗ-13 продемонстрировал немалые возможности отечественного моторостроения – в несколько изменённом виде эти моторы устанавливались впоследствии даже на бронетранспортеры.

http://img.autorambler.ru/images/journal/cc2170fe033fd73e398b77a6559e55e0
ГАЗ-13С "Чайка". Фото Антона Завирохина и Александра Горбань с сайта carclub.ru

Конструкторы применили множество новых технологий в процессе создания «Чайки»: автоматическая коробка передач (расположенная на рулевом колесе), гидроусилитель рулевого управления, а также вакуумный усилитель тормозов. По количеству технических новинок автомобиль превзошел все предыдущие отечественные модели. Несущим элементом «Чайки» стала Х-образная рама без боковых лонжеронов. На ней, через резиновые подушки, в шестнадцати точках крепился кузов. Дизайн и конструкция автомобиля ГАЗ-13 «Чайка» были отмечены в 1958 г. Гран-при на Всемирной выставке в Брюсселе.

Всего за период с 1959 года по 1981 выпустили чуть менее 3 200 автомобилей ГАЗ-13 «Чайка», из которых всего несколько десятков были особых модификаций, а остальные – стандартными четырёхдверными седанами. Индексами «А» и «Б» маркировались «Чайки» в кузовах лимузин и кабриолет соответственно. ГАЗ-13С именовался санитарный универсал, один из которых сейчас и обитает в городе Волжском.

http://img.autorambler.ru/images/journal/0d2084d4b3fd59f7a1cad958176b912f
ГАЗ-13С "Чайка". Фото Антона Завирохина и Александра Горбань с сайта carclub.ru
http://img.autorambler.ru/images/journal/c5ef7532ec62e9e744274dcdf5598ec0
ГАЗ-13С "Чайка". Фото Антона Завирохина и Александра Горбань с сайта carclub.ru

Санитарные версии «Чайки» производились мелкосерийно по следующей схеме: готовые автомобили из Горького отправляли под Ригу, в Елгаву, на завод РАФ. Там «Чайкам» удлиняли крышу (она состояла из трёх частей), устанавливали сбоку по одному дополнительному окну, дверь в задней части машины, перегородку за водительским сиденьем, а за левой задней дверью размещали запасное колесо. Также устанавливали ложемент для носилок, сами носилки и необходимое медицинское оборудование. Плюс ко всему этому усиливали на два листа задние рессоры. Из-за того, что ГАЗ-13С производились мелкосерийно, все машины имели некоторые отличия между собой. По разным данным всего было изготовлено от 11 до 20 таких автомобилей (данные разнятся). Модификаций 13С было несколько, отличающихся друг от друга крышами, боковыми окнами и некоторым оснащением.

Естественно, санитарные ГАЗ-13С не были предназначены для «простых смертных», так как изготавливали машины по заказу 4-го Главного управления Минздрава, обслуживавшего высоких партийных и государственных чиновников.

http://img.autorambler.ru/images/journal/c10715f4d17ff995cef4781b2031a930
ГАЗ-13С "Чайка". Фото Антона Завирохина и Александра Горбань с сайта carclub.ru

Универсал 13С, обитающий в Волжском, был куплен местным коллекционером Геннадием в 2004 году в Санкт-Петербурге. Изначально данная «Чайка» числилась за министром обороны СССР в 1987-1991 гг. Дмитрием Язовым, но позже её закрепили за Спортивной Школой при МВД. Там машина долгие годы использовалась в хозяйственных целях, и никто не подозревал о ценности данного экземпляра. Но к моменту продажи автомобиля волжскому коллекционеру 13С заинтересовались разные реставраторы, в том числе из Прибалтики. Продавцы уже понимали, что машина, которая стоит у них под навесом, – не просто старый универсал. У Геннадия уже была отреставрированная стандартная «Чайка» в коллекции, но версию 13С упускать не хотелось. В итоге, опередив иностранных конкурентов, наш коллекционер заполучил желаемый автомобиль и привёз его в Волжский.

Машина оказалась в хорошем состоянии: оригинальная краска, большая часть хромированных деталей была на своём месте, родной мотор и функционирующая АКПП. У машины не хватало некоторых молдингов, занавесок и носилок в салоне, было потёрто переднее сидение и недоставало некоторых мелких деталей. Сейчас машина почти в оригинале – за исключением разве что покрышек.

http://img.autorambler.ru/images/journal/bbee929337b3479e7f2cf9353a4995cc
ГАЗ-13С "Чайка". Фото Антона Завирохина и Александра Горбань с сайта carclub.ru
http://img.autorambler.ru/images/journal/5f47726d4810d796f2ce763f29b217f4
ГАЗ-13С "Чайка". Фото Антона Завирохина и Александра Горбань с сайта carclub.ru

Волжская «Чайка» 13С не стоит постоянно в гараже – периодически машину обкатывают. Волгоградцы могли наблюдать ГАЗ-13С на шоу «Автоэкзотика» летом 2008 года и на ретро-параде 15 мая этого года у Дворца Спорта.

Текст: Михаил Дий.

Источник: Carclub.ru
Опрос
Стоит ли ввести конфискацию автомобиля за агрессивную езду?
Да
Нет
6 комментариев
ПДД онлайн Билет 31, вопрос 2
Какие знаки информируют Вас о приближении к началу участка дороги со встречным движением?
Только А и Б.
Все.
Только А.
Ответить