События

Поездки за город в майские каникулы обернулись пробками

11 мая 2015
≈ 35 минут
88 просмотров

Труднее всего сегодня утром было садиться за руль тем, кто вчера вернулся с дачи. Пробки. Для жителей больших городов это переселение за город на выходные и майские каникулы — великое испытание на выдержку и терпение. Пробки!

Корреспонденты «Российской газеты» несколько дней следили за двумя трассами в Московской области — М-4 «Дон», где есть платные участки, и за Ярославским шоссе, где их нет. После первых майских выходных в соцсетях стоял стон, что именно пункты оплаты на «Дону» создавали затор на дороге. И это правда. Но не вся.

Ситуация, действительно, в выходные дни бывает близка к критической. Обычное время для пробок из Москвы (как, впрочем, и любого мегаполиса) — это поздний вечер пятницы и первая половина дня субботы. Последний пик их был накануне Первомая.

На трассе «Дон» будет меньше пробок.

А если складываются вместе время и хорошая погода, то в пятницу в ожидании можно провести довольно много времени. Особенно в праздничные дни.

Но из Москвы ехать проще. Ведь в область на дачу и просто на природу едут в разное время, а возвращаются в одно — вторая половина дня в воскресенье. Или в понедельник, как вчера.

Достаточно долго мы смотрели, как работают пропускные пункты платного участка «Дона». Водитель фуры с дагестанскими номерами, с которым удалось поговорить после проезда касс, сказал, что «обычно здесь больше 5 минут не стоишь». Ездит он и в выходные, и в будни.

А вот его коллега все-таки обратил внимание на проблемы.

— Бывают пробки! И еще неувязки есть!

— Какие? — оживились мы. Ведь действительно, не может же все быть отлично в час пик на такой популярной магистрали!

— Вот от того моста собираются машины! — машет рукой наш собеседник на эстакаду метрах в двухстах от пропускного пункта.

— И сколько приходится стоять? — решаем уточнить.

— 15-20 минут! — ставит водитель точку в этом вопросе.

Но добавляет, что лично его коснулась проблема компьютеров, которые «перегружаются и в результате нельзя проехать по уже оплаченной специальной карточке».

Хотя вполне возможно, что этот случай — не такой частый. На наших глазах автомобили, водители которых имели карты для такого проезда, без проблем двигались мимо шлагбаума по двум специально выделенным для этого рядам.

Всего их для проезда — 18, делится со мной информацией человек из руководства пропускными пунктами. «Часть из них работает в реверсивном режиме и это позволяет нам регулировать потоки в случае возникновения заторов. В классическом понимании этого слова их здесь все-таки не бывает», — уверяет он. Но об этом потом.

Еще три участка федеральных трасс станут платными.

Всего на трассе «Дон» шесть платных участков. И только один в Московской области, но он самый напряженный
Пока мы были на территории пропускного пункта, лишний раз убедились в том, что причиной заторов часто является не только большое количество машин, а именно человеческий фактор, психология.

Посудите сами! Во второй половине дня пятницы, когда по пассажирам видно, что они уже едут на дачу, обычно около одного окошка оплаты не скапливается больше 3-5 машин. Отчего может возникнуть затор? Причины всего три.

Во-первых, часто водители не готовят заранее мелочь. Для легковых проезд с 7 утра до полуночи стоит 30 рублей (ночью так вообще 10 рублей). Если каждый будет давать по крупной купюре, то кассир тратит время на набор сдачи. Вот вам и затор!

Во-вторых, срабатывает стадное чувство. Сам был свидетелем, когда водители едут не к свободному пункту оплаты, а становятся в хвост уже ждущих своей очереди машин. Почему так? Психология!

И, наконец, третья причина — невнимательность. Часто водители не обращают внимания на указательные знаки и заезжают с наличными деньгами на те полосы, которые предназначены для проезда обладателей бесконтактных карт.

В результате им приходится пятиться обратно задним ходом, тормозя поток. Или, бывает, легковушки встают в очередь за фурой и автобусом. Пока еще они проедут! А в это время за частником пристраивается еще несколько машин (смотри пункт «во-вторых»). Так на ровном месте образуется затор, которого в пятницу, 8 мая, нам, правда, обнаружить не удалось. Хотя мы и пробыли на пропускном пункте оплаты несколько часов.

«Росавтодор» показал место строительства Керченского моста.

Движение было плотное — трасса до касс это три полосы. А уже у пункта оплаты поток рассекался на 18 рядов. В тот день и М-4, и Ярославка (наша «контрольная» трасса) начали желтеть к 6 часам вечера. Постепенно стали проявляться и красные пятна.

К 20.30 Ярославка от МКАД до Тарасовки алела ровным румянцем. «Дон» был более спокоен: от МКАД до Калинино — желтый, потом до Пахры — красный, затем желтый — до соединения с Каширкой, а далее — зеленый. В 22.30 — «Дон» был свободен, а на Ярославке оставался затор у Тарасовки, где идет стройка.

9 мая. 8.00. «Дон» свободен. На Ярославке от Королева до Тарасовки уже образовалась пробка. Потом до обеда 11 мая обе трассы отдыхали от наплыва авто. А к вечеру начались затруднения в движении.

В том числе и у пункта оплаты. И в этой ситуации уже только дисциплиной и внимательностью водителей дело не поправишь. Эксперты «РГ» говорят о необходимости активнее развивать бесконтактную оплату проезда. И ее сделать основной.

«Автодор» построит дорогу в Китай за 380 млрд рублей.

Многие банки уже начали выпускать дебетовые карты с такой системой. Появятся электронные паспорта — станет еще проще. Их можно будет привязать к лицевому счету, электронной подписи. И будет техническая возможность использовать паспорт как банковскую карту. При такой системе будет меньше времени уходить на оплату. Главное для пользователей, чтобы проценты за перевод денег при оплате проезда не брали.

А пока выделено несколько шлюзов для тех, кто платит через транспондеры, чтобы водители могли проехать быстрее. При проезде через шлюз транспондер связывается с учетной системой платного участка, которая автоматически списывает плату за проезд с лицевого счета.

Но потери скорости не избежать все равно. При проезде через полосу оплаты водитель должен снизить скорость до 30 км/ч (при необходимости, вплоть до остановки), и, убедившись в полном открытии шлагбаума, продолжить движение.

В любом случае, это быстрее, чем оплата наличными, ведь здесь надо вообще остановиться (а не просто снизить скорость) напротив окна кассира-контролера. Система определяет категорию транспортного средства и сообщает водителю о стоимости проезда на информационном табло. Водитель оплачивает проезд, получает чек. Движение можно продолжать только после подъема шлагбаума.

Есть еще один вариант, он более доступен уже сегодня. Это бесконтактная смарт-карта. Здесь для проезда через шлюз нужно сделать лишь кратковременную остановку у считывающего устройства.

Так что выбор — за нами.

Справка «РГ»

Всего на федеральной трассе М-4 «Дон» шесть платных участков. И только один из них в Московской области, с 48 по 71 километр. Но он самый напряженный по трафику.

А как у них?

Захар Гельман, Максим Новиков, Вячеслав Прокофьев, Анна Розэ
Франция

Здесь 11 тысяч километров скоростных автотрасс или, как их здесь называют, «авторутов», причем 9 тысяч из них платные. Нормы строительства, оснащения и обслуживания для всех одни и те же. За этим строго следит министерство транспорта. Маршрут самой трассы определяется исключительно государством, а также местными властями регионов, по которым она прокладывается.

Проект финансируется либо из госбюджета, либо устраивается тендер, победитель которого получает право на строительство дороги плюс концессию на ее эксплуатацию в течение нескольких десятков лет.

Стоимость проезда колеблется в пределах 0,07-0,11 евро за км. Чтобы добраться из Парижа до Лиона (460 км), за проезд придется заплатить 32 евро. Если конечная точка маршрута — курортная Ницца, а это 920 км по платным дорогам, то это будет стоить 74 евро. Максимально допустимая скорость на французских автотрассах — 130 км/час. Особое внимание уделяется мерам безопасности. В случае ДТП или поломки автомобиля с промежутком в два километра установлены колонки «SOS» с телефоном, который связан с ближайшим постом наблюдения за авторутом. «Аварийка» приезжает на место происшествия самое позднее через 10-15 минут. На платной автодороге, и это также предусмотрено нормами, круглосуточно функционируют «зоны обслуживания» с бензозаправкой, буфетом, кафе, площадками для парковки.

Израиль

Шоссе имени Ицхака Рабина. Именно под таким именем известно «Шоссе N6» — единственная на сегодняшний день междугородняя платная скоростная дорога в Израиле.

Номерные знаки автомобилей, съезжающих и въезжающих на шоссе, распознает и фотографирует специальная оптическая система. Еще одна система рассчитывает сумму к оплате исходя из пройденного пути. Одновременно эта же система используется для расчета средней скорости движения по шоссе. Если средняя скорость превышает максимально разрешенную, то определяется и сумма штрафа клиента. Плата за проезд по центральной части — до трех участков шоссе включительно для транспорта до четырех тонн составляет 17,79 шекеля (немногим более четырех долларов), за проезд четырех участков выпишут 21,39 шекеля, за пять и более — 24,99 шекеля. Обычный клиент через некоторое время (до трех месяцев) после проезда по платному шоссе получает почтой на дом квитанцию к оплате. Разработана программа «Паскаль» для постоянных клиентов. В машине клиента, принявшего такую программу, устанавливается идентификационный маячок, связывающийся с системой оплаты при проезде по шоссе. Присоединившемуся к программе клиенту маячок выдается за некоторую залоговую сумму, которая возвращается при возвращении маячка. Сумма залога время от времени меняется. Этот способ дает клиенту 40-процентную скидку при оплате.

Германия

В ФРГ межрегиональные трассы подразделяются на скоростные (автобаны — около 13 тысяч км) и общефедеральные (около 41 тысячи км). Новые платные дороги в стране не строятся, а вводится лишь плата за проезд по уже существующим. Все курсирующие по дорогам страны грузовики с 2011 года должны платить в среднем около 15 центов за каждый проделанный по автобанам и важнейшим общефедеральным трассам километр. С 2016 года будет взиматься пошлина за проезд по автобанам с владельцев всех зарегистрированных в стране 44 миллионов «легковушек» и всех иностранных автомобилей.

Пошлина зависит от мощности мотора, величины автомобиля и класса экологичности. Для иностранцев она составит от 5 до 15 евро за десять дней. Альтернативно они могут заплатить также от 16 до 30 евро за два месяца. Для граждан ФРГ сумма пошлины будет рассчитываться по тем же критериям, но не будет превышать 130 евро в год. Однако она будет компенсироваться за счет уменьшения автомобильного налога, который колеблется в пределах от 20 до 800 евро в зависимости от модели, класса и степени загрязнения окружающей среды, вызываемой машиной. В результате фактически платить пошлину будут лишь иностранные легковые автомобили, составляющие лишь пять процентов всего транспортного потока. Все легковые автомобили, как немецкие, так и въезжающие на территорию страны иностранные, будут зарегистрированы в общефедеральном электронном реестре. За неоплату пошлины грозит штраф, поскольку это уже считается нарушением общественного порядка.

Португалия

Платными дорогами занимается государственная компания «Португальские дороги» («Estradas de Portugal»). Она заключает договоры с копаниями-концессионерами, которые впоследствии полностью берут на себя обслуживание всех участков автострад, проезд по которым водителям необходимо оплачивать. Стоимость проезда считается одной из самых высоких в Европе. К примеру, за проезд по платной дороге А1 из Лиссабона в Порту при расстоянии в 300 километров стоит порядка 25 евро. Это цена для легкового транспорта первой категории. Для тяжелых грузовиков она в пять раз выше. При въезде на платный участок дороги берется талон, который надо предъявить для оплаты при выезде. Не взяв талон или потеряв его, вы заплатите максимально возможный тариф. Но есть альтернатива — бесплатные государственные шоссе, которые никто не закрыл после введения в строй платных автострад.

Цены для португальцев, ежедневно преодолевающих по сотне километров до места работы, конечно, великоваты. Потому и выбирают многие бесплатные дороги, на которых постоянные пробки, аварии, да и качество асфальтового покрытия оставляет желать лучшего. Если вы едете на машине по Португалии и не встречается ни одного устройства для оплаты проезда, не обольщайтесь, это не бесплатная дорога. Обратите внимание на своеобразные ворота над дорогой. На этих штангах расположены камеры, и проезд вашего авто будет зафиксирован и через 48 часов за него вам нужно будет расплатиться.

Scriptio: Тарас Фомченков , Татьяна Шадрина

Источник: Российская Газета
Опрос
Стоит ли ввести конфискацию автомобиля за агрессивную езду?
Да
Нет
6 комментариев
ПДД онлайн Билет 4, вопрос 4
Этот дорожный знак с желтым фоном информирует Вас о том, что:
Дальнейшее движение возможно только по второй полосе.
Дальнейшее движение возможно только по другой дороге.
Дальнейшее движение возможно только по проезжей части встречного направления.
Ответить